В Бонне открылась выставка, посвященная Византийской империи

8 Мар 2010

На выставке в боннской федеральной художественной галерее Византия предстала в новом свете. Период, который она охватывает составляет 1100 лет: годы «Роскоши и будней» - как гласит подзаголовок Боннской выставки. Это целая эпоха: от основания Константинополя императором Константином в 324 году до захвата города Мехмедом II в 1453 году, эпоха великолепных расцветов и опустошительных разграблений (армией крестоносцев в 1204 году).

Но Византия, как ясно показывает выставка, это не только Константинополь. Это грандиозное политическое и религиозное наследие, целая культура, включившая искусство Западной Римской империи после ее падения в 476 году. Наследие, которое даже после захвата Константинополя и за пределами его истока, сформировалось и снова расцвело.

День открытия экспозиции является «великим днем для Германии», считает куратор выставки Фалько Дайм из Римско-Германского Центрального музея в Майнце. Хотя бы по той причине, что эта выставка уникальна и нигде больше проводиться не будет.

Для Фалько Дайма это не просто выставка экспонатов - это признание, что исследование и восприятие Византии, как страны заходящего солнца, как преемницы упадочничества Римского государства, было ложным. И вот эта тема на повестке дня для создания новой, откорректированной точки зрения. В этой первой и единственной выставке Византия предстанет в новом свете и исправит западный взгляд, опираясь на наглядное обоснование.

Не стоит забывать, однако, что Византия всегда представляла собой исторический мостик, связь между греко-римской античностью и современностью, между возникшей вместе с германскими государствами западной культурой и Востоком. И являлась оплотом против мусульманского натиска с востока.

Было ли это попыткой крестоносцев оправдать свою нечистую совесть, когда они после разграбления Константинополя пытались оболгать эту культуру? Или это просто зависть к богатствам: роскоши шелков и слоновой кости, россыпей золота и драгоценностей? По счастью, многое из сокровищ Византии сохранилось и представлено на этой уникальной выставке.

Многие, представленные экспонаты связаны с центром государства Византии - Константинополем. Например, прекрасный рельеф из слоновой кости с изображением византийской императрицы, отражает блеск и роскошь византийского двора. Художник не скупится на жемчуг, мрамор, роскошные ткани и другие принадлежности имперской власти. Контрастными по отношению к ним смотрятся предметы из храма Святой Екатерины у подножия горы Моисея в Синае, представляющие отрешенную от мира монастырскую жизнь. Очень сильное впечатление производит икона шестого века с изображением Иоанна Крестителя.

Одна из частей выставки посвящена архитектурным и скульптурным талантам жителей Византии. Есть даже документы, указывающие, что император Юстиниан создал план города на чертежной доске, который как никакой другой представлял идеальную картину города ранней Византии. Филигранные капители с изображением животных и растений указывают на художественное мастерство той эпохи.

Представлены документы, которые доказывают отменную организацию военного дело на суше и на воде. Примечателен также фрагмент стеклянной мозаики древнего порта военного флота Равенны, принадлежащий музею Античного Судоходства города Майнца. Он в ярких красках изображает вход в порт между двумя башнями.

Равенна, наряду с Римом и Миланом была одно время столицей Западного Римского государства, что доказывает мозаика с изображением императора Юстиниана и его супруги Феодоры. После отвоевания Равенны Юстинианом, она была экзархатом империи.

Выставка сияет редкими экспонатами, которые символизируют одновременно великолепие Византии и ее забытье в позднем средневековье. Эти предметы искусства были отняты грабежом или воровством и появлялись позднее в других местах: например прекрасная окрашенная красным цветом шкатулка слоновой кости из Трои, филигранный сосуд для благовоний в форме пятикупольной церкви из Венеции.

Все эти ценности можно будет посмотреть до 13 июня в Боннской художественной галерее.

Великая эпоха