НАШ АРХИВ

001-small.gif (28228 bytes)

№ 29

Санктъ-Петербургъ

годъ 1995

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

СОДЕРЖАНИЕ:
ИНТЕРВЬЮ

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА: “Я ВЕРЮ В ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ РУССКОГО НАРОДА”. Редакция газеты "МОНАРХИСТ" публикует интервью Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Государыни Марии Владимировны, данное корреспонденту газеты "Самарские Губернские Ведомости" (публикуется с незначительными сокращениями).

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ.
Н. В. Гоголь

Великодушная государыня, полная благородства души, украшающего Венценосцев, произнесла слова, которые хотя и не могли перейти к нам во всей точности, но глубокий смысл их впечатлелся в сердцах многих.

Редакция газеты "МОНАРХИСТ"

III СЪЕЗД РХМС. 15-16 апреля 1995 года в Смоленске состоялся III Всероссийский съезд Российского Христианско-Монархического Союза. На съезде присутствовали 12 делегатов, представлявших Москву, Санкт-Петербург и Смоленск.

ПРАВЫЙ ВЗГЛЯД

САМОРАЗОБЛАЧЕНИЕ НТС. Редкую для политической организации откровенность и самокритичность продемонстрировал Народно-Трудовой Союз в своей газете "За Россию", № 3 '95:...

СОБОРНО-СОВЕТСКОЕ ЕДИНСТВО. По сообщению "Самарских Губернских Ведомостей", № 4 '95, отвечая на вопрос о возможности восстановления Монархии в России, лидер Коммунистической партии РФ Г. Зюганов в частности сказал:...

СТАЛИНИСТ ШЕВАРДНАДЗЕ. То, что национал-большевистские газеты, вроде "Завтра", "Русского Собора" или "Информ-600" вышли с портретом И. Сталина на передовице по случаю 50-летия завершения II Мировой войны - совершенно не удивительно - на то они и коммунисты. Замечательно другое - то, что Э. Шеварднадзе...

Михаил Никольский

ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ. К 45-летию блаженной кончины Владыки Серафима (Соболева). Среди современных православных людей в России распространено мнение, что форма государственного устройства не имеет ни малейшего значения с точки зрения Православной веры. Это, вне всякого сомнения, прямое следствие засилия всевозможных модернистских и "обновленческих" идей. Свою роль играет здесь и влияние папства, которое с середины ХIХ в. (после папы Пия IX), а особенно после II Ватиканского собора, созванного Иоанном XXIII в 1962 г., взяло курс на "приспособление церкви к современности", вплоть до примирения с коммунистической идеологией. Подобные тенденции налицо и в Русском Православии (подрываемом участием в т.н. экуменическом движении), где наблюдается явное стремление "упростить" и "облегчить" Православную веру, сделать ее "доступной для всех".

Архиепископ Серафим (Соболев)

О САМОДЕРЖАВИИ. ДОГМАТИЗАЦИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. От редакции. Ниже мы публикуем два отрывка из трудов Архиепископа Серафима (Соболева) "Русская Идеология" и "Об истинном монархическом миросозерцании". Рекомендуем всем приобрести вышедший в 1994 г. в Петербурге двухтомник его сочинений.

Михаил Кулыбин

25% - ЗА МОНАРХИЮ. 4-5 марта 1995 г. социологической службой газеты "Монархист" был проведен опрос общественного мнения в С.-Петербурге. Было опрошено 443 респондента. Опрос производился по случайно набранным телефонным номерам, что обеспечило его непредвзятость и объективност...

В. Филимонов

ЛЕВ ТИХОМИРОВ КАК ПРИМЕР ДЛЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. (Начало. Продолжение в № 30. Окончание в № 31-32) Кажется, давно уже подмечено, что характеристика, которую один великий человек дает другому, зачастую в неменьшей степени может быть отнесена к нему самом). Л. А. Тихомиров, определяя в своей работе "Русские идеалы и К. Н. Леонтьев" славянофильство как "первую попытку русской мысли сформулировать, что такое русский человек" и отмечая, что "работа русского самосознания на славянофильстве не остановилась", называет в качестве бесспорных имен, уже тогда вошедших в историю русского самосознания, Каткова, Достоевского и Данилевского. "В числе их, - продолжает Тихомиров, - ждет своего признания К. Н. Леонтьев. И, конечно, когда он будет вполне понят, он будет поставлен на одно из первых мест". Представляется несомненным, что в числе первых должен быть и сам Тихомиров.

Монархистъ № 29, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ИНТЕРВЬЮ

"Самарские Губернские Ведомости", № 1'95

 

ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ

МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА:

“Я ВЕРЮ В ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ РУССКОГО НАРОДА”

 

 

- Ваше Императорское Высочество, чем запомнились Вам первые посещения Отечества?

 

- Я с нетерпением ожидаю встречи с Родиной. Мои первые приезды в Россию оставили, конечно, множество самых разных воспоминаний, но из них трудно выделить что-либо - просто я была счастлива находиться в той стране, которую с детства привыкла считать своей Родиной, которую меня научили любить, частицей которой я себя ощущаю. Пусть я родилась в тысячах километров от ее границ, но все же моя Родина - это Россия!..

 

- Вашему Императорскому Высочеству, конечно, не безразличны экономические, да и политические неурядицы, которыми изобилует российская действительность. Какие пути выхода из нынешнего положения видит Ваше Высочество, и какие шаги должны быть для этого предприняты?

 

- ...Кризис меня, конечно, волнует, и у меня, как у каждого заинтересованного русского человека, есть свои мнения и суждения по этому поводу. Думаю, однако, что существуют объективные истины, проверенные исторической практикой, которые просто невозможно игнорировать. К ним относится, в частности, то, что в период гражданской смуты развитие экономики не может быть положительным и динамичным. Для этого необходимы гражданский мир и порядок, только тогда можно серьезно говорить о возрождении динамичной экономики. Я, однако, ни в коем случае не имею в виду тот "мир" и тот "порядок", которые существовали в период коммунистической диктатуры. Хочется надеяться, что подлинное гражданское согласие грядет, и, может быть, первые признаки поворота к нему мы уже наблюдаем сегодня. Что же касается нынешнего уровня благосостояния народов России, то оно вызывает горькие сожаления. Великий русский народ, все другие народы, населяющие Россию, достойны лучшего! И у них было это лучшее, в частности, в период с 1894 по 1914 годы, когда наше Отечество было одной из самых динамичных в экономическом отношении держав мира, когда русский рубль был самой твердой валютой, когда жизненный уровень людей рос от года к году весьма высокими темпами, причем рос не на бумаге, а на деле, и каждый ощущал это...

Россию может прокормить, одеть и обуть только сама Россия. А задача правителей заключается в том, чтобы помогать этому процессу, а не препятствовать ему, чтобы создать естественные и объективные условия для развития производства и не экспериментировать там, где все уже многократно проверено вековым мировым опытом. Я убеждена, что в России все больше людей начинают понимать это. Когда такое понимание станет если не всеобщим, то хотя бы преобладающим, дело пойдет на лад. И такие тенденции, как мне видится, существуют. И еще об одной стороне проблемы: единственная альтернатива гражданскому миру и подъему экономики - это гражданская война и полное обнищание страны, а далее, как неизбежное следствие, - диктатура, может быть, еще более жесткая, чем была при коммунистах. Переживет ли Россия еще одну гражданскую войну - вот в чем вопрос.

 

- Как Ваше Высочество расценивает тенденции в общественной жизни России? Радует ли Ваше Высочество создание и деятельность Российского Дворянского Собрания?

 

- Конечно, радует, как, впрочем, и воссоздание других сословных организаций: купеческих, крестьянских, мещанских. И вообще я бы сказала, что возрождение сословий особенно важно для будущего России. Дело в том, что сословная организация общества естественна и традиционна как для России, так и для всей Европы. Сословия, как сообщества людей, занятых сходным или близким делом, возникли давно и прошли многовековую проверку исторической общественной практикой. Попытка же разделить общество на классы, которые не дополняют друг друга, как сословия, а наоборот - противопоставлены друг другу, закончилась печально известной практикой гражданских войн, классовой борьбы, нетерпимости, взаимной вражды и ненависти.

Деление общества на так называемые "классы" зловредно, ибо несет в себе самом семена отчужденности, противостояния, ненависти. Плоды его применения на практике мы видели в недавнем прошлом и в России - гражданская война, раскулачивание, расказачивание, классовая борьба, - и в других странах.

Сословное деление основано на совершенно других принципах - каждое сословие занимается своим делом, у каждого своя задача, к выполнению которой оно специально готовится и которую никто другой решить не может: крестьяне растят хлеб, купцы торгуют, военные защищают страну, промышленники организуют производство. Все равно полезны, равно необходимы. А что случается, если весьма полезные у горячей плиты кухарки начинают вдруг управлять государством, уже хорошо известно из недавней истории!

Убеждена, что необходимо восстановить и в известной степени реабилитировать мещанское сословие. С легкой руки пролетарских идеологов слово "мещанин" стало чуть ли не ругательным. В то же время мещане - это жители городов: рабочие, ремесленники, учителя, врачи, инженеры, деятели искусств. "Место" по-старославянски - "город", отсюда и мещане - горожане.

Поэтому восстановление сословий, осознание людьми своей причастности к тому или иному сословию представляются одними из важнейших общественных процессов сегодняшней России. И самое важное, этот процесс не навязан "сверху", он идет "снизу" - следовательно, он естествен и имеет будущее. В таком контексте меня радует и создание Российского Дворянского Собрания. Дворяне всегда были в России "государственными людьми , то есть верно служили и Государю, и Государству, которое Монарх возглавлял и олицетворял. Уверена, что и в новой, только еще нарождающейся России дворяне найдут свое место и достойно проявят свои способности, реализуют свои возможности на благо Отечества.

Коль скоро мы заговорили о возрождении сословий, хочу напомнить еще об одном: сословия в России никогда не имели жестких границ, как пытались представить советские "историки". Переход из одного сословия в другое был при желании и определенном усердии обычным и естественным делом, что питало все сословия новыми людьми и открывало для каждого человека желанную для него перспективу. Трудолюбивый и бережливый крестьянин, имеющий склонность к торговле, мог накопить своим трудом небольшой капитал и записаться в купцы. Крестьянский сын, которого не влекла работа на земле, мог выучиться, стать, например, учителем или врачом, переехать в город и записаться в мещане. Мещанин, ставший офицером, мог претендовать и на потомственное дворянство. Такое же право давал и высокий российский орден, который жаловался за заслуги перед Отечеством.

Словом, само сословное деление общества и возможность переходить из одного сословия в другое были, таким образом, мощным стимулом для добросовестной и честной службы, от чего выигрывали в конечном счете все. Вот почему я приветствую возрождение в России сословий и сословных организаций. Это то, что принесет несомненную пользу всему обществу, всему народу.

 

- Нынешнее российское общество неоднородно, существует множество политических течений и объединений. Какие из них ближе Вашему Высочеству, какие - дальше и почему?

 

- Боюсь, что ответ на этот вопрос будет для вас неожиданным - я для себя не делю российский народ на партии или политические движения. Для меня все, кто живет в России, - россияне, которые в равной мере близки и дороги. В таком духе, традиционном для Российского Императорского Дома, меня воспитали мои Отец и Мать. Член, а тем более Глава Всероссийской Династии не может иметь политических симпатий и антипатий. Российский Императорский Дом всегда был выше этого, был над любыми партиями и общественными течениями. Сферой его интересов и забот был народ в целом, а не какая-то его часть И интересы большинства народа для Дома Романовых всегда были предпочтительнее интересов меньшинства. Вспомните хотя бы крестьянскую реформу моего прапрадеда Государя Александра II. Она была явно не в интересах дворянского меньшинства народа, которое немало потеряло от реформы, но в пользу большинства, которое очень много приобрело.

Или еще один пример: в гражданской войне 1918-1920 годов, несмотря на убийство Государя и Его Семьи, ни один член Императорской Фамилии не участвовал. Российские Государи и Их родственники всегда были надпартийными, наднациональными и надсословными деятелями. Поэтому и у меня нет ни симпатий, ни антипатий, основанных на партийных, сословных или национальных признаках. Для меня существует единственный критерий, в соответствии с которым я оцениваю человека, партию или какое-либо сообщество, - польза России, благо России и ее народа в целом.

 

- Простите мою смелость, но позвольте уж и такой вопрос: всегда ли Ваше Высочество убеждены, что знаете, что именно необходимо для блага Россия?

 

- Надеюсь, что - да! И это знание основано вовсе не на каких-то моих исключительных личных качествах. Просто я убеждена, что исхожу из верных критериев, основанных на извечных, тысячелетиями проверенных христианских принципах. Каждый человек есть образ Божий и Его подобие, поэтому к каждому следует относиться с должным уважением - к его личности, естественным правам, стремлению к лучшей жизни и обеспечить только достаточно сильное государство. Следовательно, Россия должна быть сильным, но миролюбивым, добрым и благожелательным к людям, но твердым в защите их прав и интересов государством. Именно такой, кстати, и строили Россию ее Великие Императоры, к созданию именно такой России Они и стремились... Те Государи, которым удавалось добиться своего в большей мере, заслужили в народе и в истории прозвание Великих, были среди Них и Благословенный, и Освободитель, и Миротворец. Такие прозвания, да еще закрепившиеся в народной памяти и в истории, нужно заслужить!

Ни в коей мере не хочу сравнивать себя с этими историческими великанами, но смею надеяться, что исхожу из тех же принципов, какими руководствовались Они. Только этим я и оправдываю свою смелость, с которой, склонившись перед волей Всевышнего, приняла на себя после кончины моего Отца Государя Владимира Кирилловича сан, обязанности и права Главы Российского Императорского Дома.

 

- Ваше Высочество, Вы верите, что Россия вновь станет монархией?

 

- Что касается исторической перспективы - да, я в этом уверена, но не думаю, что это дело ближайших лет. Народ должен созреть для такого решения. А в том, что решение о будущем государственном устройстве нашего Отечества должен принять только сам народ, нет никакого сомнения.

 

- Почему же Ваше Высочество считает, что народ России выскажется за восстановление монархии?

 

- Потому что я верю в здравый смысл русского народа, в то, что он сумеет извлечь должные уроки из собственной истории. Хотелось бы напомнить, что монархия, даже самодержавная, вовсе не диктатура. Императорская Россия была в полном смысле этого слова правовым государством, где законы, данные Государем на благо Отечество и народа, соблюдались весьма строго.

И вообще, неоспоримое преимущество монархического строя состоит в том, что Монарху, в отличие от выборного главы государства, не нужно тратить время и силы на завоевание популярности, он не должен лавировать и идти на политические компромиссы, чтобы обеспечить голоса избирателей на следующих выборах себе или своей партии.

Монарх постоянен и стабилен по самой природе своей, он не зависит от политической конъюнктуры и поэтому служит... стержнем государственной власти... Монарх - гарант стабильности общества и государства, той стабильности, что совершенно необходима для здорового и поступательного развития любой страны. Так, кстати, было в России до марта 1917 года.

И теперь, припомним, что дал политический опыт России после отречения Императора Николая II. Либо жесточайшую диктатуру, которая погубила едва ли не треть населения страны, а остальных низвела до положения бессловесных тварей, либо ожесточенную борьбу за власть самых разных политических течений и групп, борьбу, которая ведется в интересах отдельных партий, но не всего народа. Интересы народа - лишь лозунг, который используют все без исключения партии и течения в своих эгоистических целях. Если народ хочет Великой России, экономического роста и собственного благополучия, он наверняка поймет, что не политическая борьба, заслоняющая собой все остальное и мешающая работать, а спокойное и мирное поступательное развитие России может обеспечить ее процветание. А такое возможно в России лишь в том случае, если ее правитель стоит над партиями, над групповыми интересами отдельных народов внутри единой России. Такой фигурой может быть только Монарх. Следовательно, монархия просто нужна России. Не случайно же именно в условиях монархии Россия и родилась, и возмужала, и стала мировой державой, и благоденствовала на протяжении более тысячи лет! Я удивляюсь, когда читаю полемику серьезных людей, спорящих о том, какой путь развития России лучше избрать - американский, германский или китайский. Странно, что русским людям не приходит в голову простая истина - есть еще и русский, российский путь, которым наше Отечество шло много веков и достигло впечатляющих успехов! Впрочем, я убеждена, что такое самосознание придет, и достаточно скоро.

 

- Нужно быть выдающимся человеком, чтобы выполнять те обязанности Монарха, о которых мы говорили. Считает ли Ваше Высочество Себя достаточно подготовленной для такой роли?

 

- Мне трудно, практически невозможно, да и не хочется судить о себе. Но с полным основанием могу утверждать, что мой Отец - Великий Князь Владимир Кириллович был деятелем, готовым взять на себя такую роль, если бы Его к ней призвали. Он воспитал меня на тех же принципах, на которых я сегодня воспитываю моего сына Великого Князя Георгия Михайловича. Я делаю все для того, чтобы он, хоть и родился и воспитывался вне России, вырос настоящим русским патриотом, горячо любящим Отечество своих предков и готовым служить ему...

 

- И, если позволите, последний вопрос: скоро Вы снова отправляетесь в Россию -какие цели и задачи Вы ставите перед собой в этой поездке?

 

- И цели, и задачи - прежние, такие же, как во время первых приездов. Мне хочется ближе познакомиться с той Россией, которую я знаю и люблю с детства, но которую для меня просто невозможно было прежде увидеть воочию...

Одна из целей - познакомиться с возможно большим числом людей. Мне очень важно понять, чем живут, о чем думают россияне, что их интересует, что они любят и что - нет, как они относятся к прошлому России: и далекому, и недавнему. И, конечно, я надеюсь на то, что мы поймем друг друга. Я и сейчас получаю из России множество писем от разных людей. Я благодарна тем, кто пишет их, но хочу расширить эти контакты, столь необходимые для меня. И, конечно же, одна из важных задач - напомнить гражданам России о том, что страна родилась не в 1917 году, как это пыталась представить большевистская пропаганда, которая утверждала, что все бытие России до этой даты было лишь ее "предысторией". Хотелось бы напомнить о величии нашего Отечества, которое предки собирали воедино на протяжении десяти столетий, о славном прошлом России, которая мужала, крепла, сокрушала врагов и богатела под скипетром своих Государей. И, самое главное, хотелось бы передать моим собеседникам в России убеждение в том, что слава, богатство, благоденствие России - не только ее прошлое. Все это может стать и ее будущим, если разумно и спокойно, обдуманно и серьезно решать вопросы этого будущего не в интересах отдельных групп, слоев или партий, пусть даже и многочисленных, но в интересах всего народа России. Так что задачи, как видите, большие. Удастся ли их решить - покажет ближайшее будущее.

 

"Самарские Губернские Ведомости", № 1'95

(с незначительными сокращениями)

Монархистъ № 29, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

 

Великодушная государыня, полная благородства души, украшающего Венценосцев, произнесла слова, которые хотя и не могли перейти к нам во всей точности, но глубокий смысл их впечатлелся в сердцах многих. Государыня заметила, что не под монархическим правлением угнетаются высокие, благородные движения души, не там презираются и преследуются творения ума, поэзии и художеств; что, напротив, одни Монархи бывали их покровителями; что Шекспиры, что Мольеры процветали под Их великодушной защитой, между тем как Дант не мог найти угла в своей республиканской родине; что истинные гении возникают во время блеска и могущества Государей и государств, а не во время безбожных политических явлений и терроризмов республиканских, которые доселе не подарили миру ни одного поэта; что нужно отличать поэтов-художников, ибо один только мир и прекрасную тишину низводят они в душу, а не волненье и ропот; что ученые, поэты и все производители искусств суть перлы и бриллианты в Императорской короне: ими красуется и получает еще больший блеск эпоха великого Государя.

Н. В. Гоголь

Монархистъ № 29, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Редакция газеты "МОНАРХИСТ"

 

III СЪЕЗД РХМС

 

15-16 апреля 1995 года в Смоленске состоялся III Всероссийский съезд Российского Христианско-Монархического Союза. На съезде присутствовали 12 делегатов, представлявших Москву, Санкт-Петербург и Смоленск.

В соответствии с решениями II съезда РХМС, представители Службы Пропаганды сделали предложение о необходимости внесения в Программу РХМС, принятую на II съезде, ряда поправок и дополнений. После отклонения делегатами съезда этого предложения, часть петербургской делегации огласила заявление о выходе из РХМС.

После этого временно исполнявший обязанности Главы РХМС Ю. М. Глазов был выбран полноправным Главой организации, были внесены изменения в Устав РХМС (в частности, упразднена Служба Пропаганды) и принято решение о нецелесообразности проведения съездов РХМС чаще, чем раз в три года. Было принято верноподданническое приветствие III съезда РХМС Главе Российского Императорского Дома Государыне Великой Княгине Марии Владимировне.

Итак, редакция газеты "Монархист" покинула РХМС. Сделано это было по причине программных разногласий (несоответствия принятой на II съезде программы РХМС Программным и идеологическим принципам, утвержденным еще в 1991 году при основании организации), а также во избежание расколов и скандалов в Русском Монархическом движении. "Монархист" будет выходить как независимая монархическая газета, готовая сотрудничать со всеми верноподданническими организациями.

РХМС, приняв новую Программу, отверг Программные принципы 1991 года, поэтому мы вновь публикуем их, рассматривая как основу идеологии, распространяемой нашей газетой.

 

 

НАШИ ПРИНЦИПЫ

 

1. В редакцию газеты “Монархист” входят лица, считающие себя гражданами Российской Империи и подданными Главы Российского Императорского Дома. Газета “Монархист” имеет целью содействие восстановлению Российского государства и Императорского Престола.

 

2. Православная вера является основой национальной и государственной идеологии Российской Империи, как учение, в лоне которого создавалось и развивалось Русское государство.

“Монархист” отрицает еретические учения, выступающие в настоящее время под видом Православия, как то: сергианство, экуменизм, иудео-христианство, софианство, непротивление злу, пацифизм, а также все виды “сопряжения” христианской религии с идеологией и практикой социализма и коммунизма.

Формой государственного устройства, наилучшим образом соответствующей православному вероучению, является Православная Монархия, т.е. Монархия, ограниченная учением Церкви и ответственностью перед Богом. Православная Монархия является также необходимым и решающим условием для сохранения чистоты Православия и нормальной церковной жизни.

Свобода вероисповедания в Российской империи обусловлена традицией и исторической практикой.

 

3. Подлинная Монархия основывается на принципе Самодержавия, т.е. суверенитета и независимости власти. Царская власть, как сил, стоящая над партийными, сословными и прочими групповыми интересами, должна обладать максимальной свободой действий. Непременным атрибутом власти является ее законность, что служит основой политической стабильности и подлинного правопорядка.

Обладатель законной власти указывается Законами Российской Империи о Престолонаследии. В силу этих законов, право на Всероссийский Императорский Престол принадлежит Главе Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыне Великой Княгине Марии Владимировне. Наследником Ее является Е.И.В. Государь Великий Князь Георгий Михайлович.

Исходя из невозможности предвидеть исторические события, “Монархист” считает необходимым быть готовым поддержать любую возможность восстановления Монархии.

 

4. “Монархист” считает целесообразным народное представительство при Монархе в качестве совещательного собрания, с предоставлением ему Государем права участия в законодательстве. Редакция признает полезным привлечение общественности в дела местного самоуправления, судопроизводства, государственного контроля и пр., исходя из практики Российской Империи и с учетом требований времени.

В то же время “Монархист” отвергает такие демократические предрассудки, как: следование воле большинства, почитание народа источником власти, противопоставление интересов государства и личности, отделение религии от государства и др.

 

5. Российская Империя - единое и неделимое государство. “Монархист” отрицает узаконенное право на развал страны. Национально-государственные образования на территории Империи не имеют законного основания и являются, равно как и незаконная власть их установившая, неизжитым последствием Гражданской войны. Т.н. право наций на самоопределение - есть один из вреднейших постулатов демократической пропаганда, предназначенный, по всей вероятности, для развала государства.

Российская Империя есть Русское государство, в коем проживают многие народы и народности, представители которых пользуются равными правами. “Монархист считает идеи русской национальной автономии абсурдными и вредными, как способствующие развалу страны.

Изменение в вышеизложенном положении, как и, в целом, будущее национальной политики, определяется волей Монарха.

 

6. Главным условием нормальной хозяйственной жизни является правовой порядок. Это есть, в первую очередь, гарантированное законом и охраняемое государством право собственности и наследования. Экономика и хозяйство должны быть преобразованы в духе национальной традиции многоукладности, сосуществования государственного, частного и коллективного предпринимательства.

“Монархист” выступает против легализации криминального капитала, частных предприятий, паразитирующих на развале экономики, а также против свободной распродажи государственного имущества, в особенности, земли.

Сельское хозяйство должно быть основано на известном из исторического опыта многообразии форм земельной собственности и аренды.

Принцип правопорядка требует восстановления в законных правах подданных Российской Империи и их наследников, путем возвращения незаконно экспроприированного имущества или выплаты компенсации.

 

7. Власть, существующая в Росси с марта 1917 г. незаконна. В отношении к существующим органам власти “Монархист” исходит из святоотеческого учения о богоустановленности государственной власти как таковой, в качестве силы, пресекающей зло и ограждающей жизнь и права людей. В силу этого учения, конкретные носители власти, не соответствующие данному определению, богопоставленными не являются. Существующая власть почитается Божественным установлением лишь в качестве исполнителя указанных функций.

 

Редакция газеты "МОНАРХИСТ"

Монархистъ № 29, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ПРАВЫЙ ВЗГЛЯД

 

 

САМОРАЗОБЛАЧЕНИЕ НТС

 

Редкую для политической организации откровенность и самокритичность продемонстрировал Народно-Трудовой Союз в своей газете "За Россию", № 3 '95:

"За пять лет деятельности Союза в России НТС не обрел ни малейшего влияния в стране. Он до сих пор не зарегистрирован. У "Граней" осталось в России 500 подписчиков, у "Посева" - 1053. Издательство наше издало 4 книги (в среднем по одной в год), но так неудачно, что до сих пор не смогло их продать - склад, за который мы дорого платим, ими переполнен. Мы не смогли сделать самую мелочь - за целый год как следует отремонтировать наше помещение в Москве (200 кв. м.). А несколько членов Союза до сих пор не могут получить помощи (небольшой) для создания нашей академии россиеведения".

Впрочем, автор откровений В. Рыбаков, вероятно, уже пожалел о своем выступлении. По имеющимся данным, руководство НТС сняло его с поста главного редактора упомянутого издания, а тираж этого номера газеты (999экз.) попыталось уничтожить.

Монархистъ № 29, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ПРАВЫЙ ВЗГЛЯД

 

СОБОРНО-СОВЕТСКОЕ ЕДИНСТВО

 

По сообщению "Самарских Губернских Ведомостей", № 4 '95, отвечая на вопрос о возможности восстановления Монархии в России, лидер Коммунистической партии РФ Г. Зюганов в частности сказал: "В России было два вида власти за всю историю: монархический и соборно-советский. Но и монархическая, в основном, избиралась на соборе. Я за то, чтобы в системе управления России учитывалась и та, и другая традиция, но не навязывалось что-то такое, что ей абсолютно не свойственно".

Показательны как общность взглядов сторонников "соборной монархии" и главного коммуниста страны, так и их взаимное отрицательное отношение к восстановлению в России Законной Наследственной Монархии.

 

Монархистъ № 29, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ПРАВЫЙ ВЗГЛЯД

 

СТАЛИНИСТ ШЕВАРДНАДЗЕ

 

То, что национал-большевистские газеты, вроде "Завтра", "Русского Собора" или "Информ-600" вышли с портретом И. Сталина на передовице по случаю 50-летия завершения II Мировой войны - совершенно не удивительно - на то они и коммунисты.

Замечательно другое - то, что Э. Шеварднадзе, казалось давно уже забывший о своем членстве в Политбюро ЦК КПСС, и ставший "подлинным борцом за национальное возрождение Грузии", вспомнил о Иосифе Виссарионовиче. 9 мая этот видный соратник М. Горбачева отправился на поклон в музей-усадьбу "вождя всего прогрессивного человечества" в Гори, чтобы почтить его память. Более того, в интервью, данном телевидению, Шеварднадзе заявил, что переоценить роль Сталина в победе Советского Союза над фашизмом невозможно. Жаль только, что и коммуно-"патриоты", и Шеварднадзе забыли, какой ценой достигнута эта победа: бездарно угробленные 30 миллионов человеческих жизней (среди которых, кстати, было немало и грузин), заград-отряды, варварский отказ от попавших в плен (знаменитая фраза: "У Красной Армии нет пленных - есть только предатели"). Забыли они и о роли Сталина в геноциде Русского народа, в создании концлагерей ГУЛАГа, в полном уничтожении крестьянства и казачества.

Удивительны метаморфозы нашего времени - Сталина, руки которого по локоть в крови русских людей, поднимают на щит люди, кощунственно смеющие называть себя "русскими патриотами".

 

Монархистъ № 29, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Автор: Михаил Никольский

 

ЗАЩИТНИК ПРАВОСЛАВИЯ

К 45-летию блаженной кончины Владыки Серафима (Соболева)

 

Среди современных православных людей в России распространено мнение, что форма государственного устройства не имеет ни малейшего значения с точки зрения Православной веры. Это, вне всякого сомнения, прямое следствие засилия всевозможных модернистских и "обновленческих" идей. Свою роль играет здесь и влияние папства, которое с середины ХIХ в. (после папы Пия IX), а особенно после II Ватиканского собора, созванного Иоанном XXIII в 1962 г., взяло курс на "приспособление церкви к современности", вплоть до примирения с коммунистической идеологией. Подобные тенденции налицо и в Русском Православии (подрываемом участием в т.н. экуменическом движении), где наблюдается явное стремление "упростить" и "облегчить" Православную веру, сделать ее "доступной для всех".

Особенно ярко это проявляется в полном забвении православного учения о государстве и власти.

Между тем, еще в начале XX в. для подавляющего большинства православных людей была безусловно очевидна необходимость в государственном строительстве следования, как и в других вопросах, Божественным предначертаниям, изложенным в Священном Писании.

Недаром многие святые отцы проповедовали учение о Православном Самодержавном Царстве как форме государственного устройства установленной Самим Господом Богом и, разумеется, наиболее способствующей спасению душ человеческих. Назовем лишь виднейших отцов наших, касавшихся этого вопроса: Св. Василий Великий, Св. Иоанн Златоуст, Св. Феодор Студит, Св. Феофан Затворник, Св. Филарет Московский, Св. Иоанн Кронштадтский, Св. Иоанн Сан-Францисский и многие, многие другие. И это не говоря о самих Апостолах Христовых, говоривших: "Несть бо власть, еще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть" (Рим. 13, 1); "Бога бойтеся, царя чтите" (1 Петр. 2, 17); "Молю убо прежде всех творити молитвы... за царя и за всех, иже во власти суть" (I Тим. 2.1-2) и др. А ведь говорилось это еще при языческих императорах, подвергавших первых христиан жестоким гонениям!

Не удивительно, поэтому, что и в чине анафематствования, который должно творить в Неделю Торжества Православия, среди анафем произносимых различным еретикам (арианам, монофизитам, иконоборцам и пр.) есть и такая: "Помышляющим, яко Православные Государи возводятся на престолы не по особому о них благоволению Божию, и при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого сего звания в них не изливается; и тако дерзающим противу их на бунт и измену - анафема."

То есть, по сути, все выступающие против Государей (а в настоящее время - против восстановления Их на Престоле) уже анафематствованы, ибо борьба с Помазанником Божиим приравнена Православной Церковью к ереси.

Одним из виднейших защитников православного учения о государственной власти являлся выдающийся русский иерарх Архиепископ Серафим (Соболев).

Николай Борисович Соболев родился 1(13) декабря 1881 г. в Рязанской губернии. С ранних лет душа его тянулась к духовному подвигу, а во время обучения в Рязанской Духовной семинарии и Петербургской Духовной академии это желание окончательно сформировалось и в 1907 г. он постригается в монашеский чин под именем Серафима. Вслед за этим, до самой революции он занимается преподаванием в различных духовных учебных заведениях.

Тяжелейшим ударом для него стала кровавая смута 1917 г. и ниспровержение богоданного государственного устройства. Во время Гражданской войны он духовно окормляет антибольшевистские силы и 1 октября 1920 г. в Симферополе рукополагается Митрополитом Антонием (Храповицким) во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Вскоре после этого новопоставленный Владыка вынужден покинуть родину. В 1921 г. он прибывает в Болгарию, с которой затем будет неразрывно связана его судьба. В августе того же года Патриарх Тихон назначает его Управляющим русскими общинами в Болгарии с титулом епископа Богучарского.

В отличие от Парижа, Праги или Берлина, где обосновалась основная масса эмигрировавшей интеллигенции, в Болгарии нашли приют, в основном, люди простые, с незамутненным интеллигентскими идейками сознанием, но в то же время и довольно-таки малообразованные. Епископ Серафим создает здесь православно-просветительские кружки, воскресные школы и, несмотря на то, что в болгарских православных храмах был даже общий церковно-славянский язык богослужения, свою, русскую церковь. Он основывает русские монастыри, окормляет и утешает оторванную от родной земли паству. За свои великие труды он получает сан Архиепископа от Синода Русской Зарубежной Церкви.

Среди т.н. "христианской интеллигенции" эмиграции получила широкое распространение ересь софианства, проповедуемая известным философом о Сергием Булгаковым, преподававшим в Парижском Богословском институте. Разоблачению этой ереси посвящено капитальное исследование Владыки Серафима "Новое учение о Софии Премудрости Божией", изданное в 1935 г.

Архипастырские обязанности он прекрасно сочетал с участием в общественной жизни эмиграции. На архиерейском Соборе Зарубежной Церкви 1937 г. Митрополит Анастасий (Грибановский) обратился к Владыке Серафиму с просьбой дать идеологию Русскому Христианскому Трудовому Движению. Составленный им доклад был заслушан и одобрен на Архиерейском Соборе 1938 г.

Этот доклад и лег в основу его замечательной работы "Русская Идеология", написанной в связи с просьбой участников Всезарубежного Собора с участием мирян 1938 г. "дать им сведения относительно русской идеологии и, в частности, обоснование царской самодержавной власти" как говорит об этом сам Владыка Серафим во вступлении к своему труду. Эта книга, напечатанная в Софии в 1939 г., сразу же вызвала резкую критику. В журнале "Православный Путь" № 2-3, 1940 г. была опубликована статья "К учению о Святой Руси", содержавшая, по меткому выражению архиепископа Серафима, "типичный для русской интеллигенции рационалистический взгляд на существо царской власти". Уже в 1941 г. выходит новая работа "Об истинном монархическом миросозерцании", где Владыка развенчивает высказанную критику, а также уточняет и дополняет ряд уже высказанных положений. Он аргументирование и всесторонне рассматривает православное учение о Божественном происхождении Царской власти и дает дополнительное обоснование тому, что, подобно Церкви, Царская власть является важнейшим Божественным установлением на земле, сделанным во имя людского спасения. Он подчеркивает глубокий мистический смысл идеи Помазанника Божия и называет ее по сути одним из догматов Православной веры.

Но и на этом не заканчивается подвижнические труды выдающегося архипастыря. Перейдя, после вступления в Болгарию советских войск, в юрисдикцию Московской Патриархии, в 1948 г., когда встал вопрос о ее участии в экуменическом движении, престарелый иерарх находит в себе силы отправиться в Москву и выступить с обличением экуменической ереси. Тогда это возымело действие и Русская Православная Церковь отказалась от участия в экуменической амстердамской "всецерковной конференции".

Окончился земной путь владыки Серафима 26 февраля 1950 г. в Софии. Перед смертью он сказал своим русским и болгарским духовным чадам: "Пишите мне письма". И вот уже много лет на его гробнице в крипте русской Никольской церкви в Софии появляются просительные "письма" к великому подвижнику, ходатаю своих чад перед Престолом Всевышнего.

 

Михаил Никольский

Монархистъ № 29, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

От редакции. Ниже мы публикуем два отрывка из трудов Архиепископа Серафима (Соболева) "Русская Идеология" и "Об истинном монархическом миросозерцании". Рекомендуем всем приобрести вышедший в 1994 г. в Петербурге двухтомник его сочинений.

 

Автор: Архиепископ Серафим (Соболев)

 

О САМОДЕРЖАВИИ

 

...Точно так же не безразлично для Церкви, будет ли в России после советской масти государственной формой правления не царская самодержавная власть, а конституционная или республиканская, что то же - власть народа или толпы.

Православная Церковь не может предпочесть власть народа царской власти по той причине, что народоправство не есть Богоустановленная власть, ее нельзя отнести к той, о которой сказал Ап. Павел: "несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть" (Рим. 13,1). Говоря эти слова, Апостол имел в виду форму существующей ("сушей") в его время власти, т.е. царскую самодержавную, или единодержавную власть и все ее разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных царю. Вот почему он просит Ап. Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения прежде всего за царя и за всех начальствующих, чтобы проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком "благочестии и чистоте" (1 Тим. 2, 1-2). Только эту царскую власть имеет в виду и другой величайший Апостол Петр, когда призывает христиан ей повиноваться, говоря: "повинуйтеся убо всякому человечу созданию (т.е. всякому, по словам М. Филарета, от Бога устроенному над человеками начальству) Господа ради, аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем" (1 Петр. 2, 13-14).

Совершенно напрасно под апостольскими словами: "несть бо власть, аще не от Бога", некоторые подразумевают наряду с царскою единодержавною властию, власть республиканскую и конституционную. (Несколько лет назад в русской заграничной прессе было напечатан ряд статей, в которых даже советская власть признавалась Богопоставленной). Самый текст апостольского учения о власти свидетельствует, что здесь все время говорится только о царской самодержавной власти.

За это говорит и здравый смысл: как могли Апостолы разуметь под Богопоставленной ту власть, которая царскую Богопоставленную власть ниспровергает. А республика есть ниспровержение монархии, даже посредством всякого насилия, вплоть до кровавого террора.

Нельзя иначе, как ниспровержением Богоустановлеиной самодержавной монархической власти назвать и конституцию. Правда, здесь личность монарха сохраняется, но власть захватывается народом, как в республике, чем фактически уничтожается Богоустановленный монархический принцип и создается неестественное и тяжелое положение царя, при котором он "царствует", но не управляет.

Очень хорошо выявляет несостоятельность такого положения, а вместе с ним и конституционно-государственного строя, царь Иоанн Грозный. В ответ на порицание его поступков кн. Курбским, как несоответствующих, по свидетельству последнего, народному праву других стран, Иоанн Грозный писал ему: "о безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят поданные ("работные"), так и поступают. А росийские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами (т.е. всеми частями царской власти), а не бояре и вельможи...". "Если бы у вас, - говорит Иоанн Грозный Шведскому Королю, - было совершенное королевство, то отцу твоему архиепископ и советники и вся земля в товарищах не были бы". По словам Грозного, Шведский Король "точно староста в волости". А Польскому Королю Стефану Баторию чрез его послов тот же Русский Государь заявил: "Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь Всея Руси, по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению".

Таким образом, как власть республики, так и конституционной монархии, одинаково, не только не является Богоустановленною властию, но самое их бытие начинается с ее отрицания. Ясно, что не Божественная воля, выраженная в Св. Писании, а человеческая многомятежная, греховная воля с открытым ниспровержением Богооткровенного и святоотеческого учения о царской самодержавной власти лежит в основе республиканского и конституционного строя.

Поэтому Св. Церковь наша не может закрыть своих глаз на отсутствие религиозной основы в демократическом образе правления. Следовательно, она не может быть безразлична к будущему политическому строю нашей страны. Иначе сказать: Св. Церковь не может желать водворения в России республиканского или конституционного строя. Она может содействовать восстановлению у нас только исконного государственного строя, каковым была всегда единоличная великокняжеская или царская самодержавная власть Помазанника Божиего, как власть самая близкая к Церкви и родственная ей, ибо она имеет своим основанием Божественное Писание и святоотеческое учение, что является источником и нашей Православной веры.

 

ДОГМАТИЗАЦИЯ

ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

 

Статья "К учению о Святой Руси" отрицательно относится к догматизации царской самодержавной власти ввиду нашего утверждения, что она основана на

словах Священного Писания и что мы в словах Спасителя о воздаянии кесарева кесарю видим положительную заповедь, данную Самим Господом о царе и его почитании. Статья вообще категорически высказывается против догматизации царской власти и даже не считает возможным догматизировать высший вид этой власти - власть православного царя.

Но не мы говорим, что царская самодержавная власть основана на Св. Писании, а само Писание -своими вышеприведенными свидетельствами. Последние показывают, что мы не допускаем никакой ошибки в том, что царская самодержавная власть основана на Св. Писании.

В критическом отзыве говорится: "Мысли Митрополита Филарета будут всегда вызывать глубокое внимание православных". Если так, то почему же автор не обратил не только глубокого, но ровно никакого внимания на изложенное в книге "Русская Идеология" учение М. Филарета о богоустановленности царской власти, в котором он так ясно показал, что царская самодержавная власть основана на Св. Писании?!

М. Филарет призывал Россию к тому, чтобы она всецело утверждала свою государственную власть на Слове Божием как источнике живительного света, указывая на отступление других народов от Слова Божиего как основания в их государственном устройстве есть источник смут и всякой тьмы. "Когда темнеет на дворе, - говорит он в проповеди о наследственной царской власти, - усиливают свет в доме. Береги, Россия, и воздвигай сильнее твой внутренний домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, "тьма покрывает землю, и мрак на языки" (Ис. 60,2); "шаташася языцы, и люди поучишася тщетным" (Пс. 2,1). Перестав утверждать государственные постановления на слове и власти Того, Кем царие царствуют, они уже не умели ни чтить, ни хранить царей. Престолы стали не тверды, народы объюродели."

Точно также не мы видим в словах Господа: "Воздадите бо кесарева кесареви, и Божия Богови" (Мф. 22,21) заповедь Божию, а самый текст свидетельствует об этом. Ведь здесь нам дается от Господа повеление, как нужно относиться к Богу и царю. Чем же иным надо называть это Божественное повеление, а также и повеление Господа, данное нам через Ап. Петра: "Бога бойтеся, царя чтите" (1 Петр. 2,17), как не заповедями Божиими?

Вот почему М. Филарет в своей проповеди о благоговейном почитании царя, исходя из слов Христа: "Воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови", говорит: "Обе эти заповеди Господу угодно было соединить, сопоставить одну с другою, без сомнения, для того, чтобы обе сне были неразлучны в мыслях наших и в сердце нашем, и чтобы мыслию о Боге мы возбуждались и укреплялись в исполнении обязанностей наших к царю".

"И Апостол Христов Петр заповедует нам: "Бога бойтеся, царя чтите" (1 Петр. 2,17). Опять обе заповеди - об обязанностях наших к Богу небесному и царю земному - поставлены рядом, в непосредственном одна с другой сближении, как бы мысль о них нераздельна."

В своей проповеди о неприкосновенности царской власти М. Филарет слова Господа: "Не прикасайтеся помазанным Моим" (Пс. 114,15) также называет заповедью Божнею.

"Бог чрез пророков Своих заповедует, - говорит святитель Филарет, - не прикасайтеся помазанным Моим! И: "касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Господня" (Зах. 2,8). В этой заповеди выражается как требование повиновения предержащим властям, так и глубокое изъяснение причин сего требования и убеждения к послушанию."

Точно так же рассуждают и св. отцы Церкви, имея в виду изречение ап. Павла: "Несть власть, аще не от Бога" (Рим. 13,1). Блаж. Феодорит учит, что в этих словах апостол поставил закон для всех верующих без исключения. А св. Иоанн Златоуст называет настоящие богооткровенные слова заповедью, которую дал апостол с обязательством повиноваться ей для всех верующих, не исключая из их среды даже самих апостолов и евангелистов.

Итак, если царская самодержавная власть основана на Св. Писании и если, слова Божий, определяющие наше отношение к ней, являются Божественными заповедями (Мф. 22,21; 1 Петр. 2,17; Пс. 114,15), то ясно, что мы нисколько не погрешаем, когда ее догматизируем.

Конечно, богооткровенное учение о царской власти отлично от догматического учения о Боге и его воплощенном домостроительстве. Оно отлично от этого учения не только по своему предмету, но и тем, что не имеет за собою всецерковного догматического постановления. Тем не менее, православное учение о царской власти, как и догматы Вселенских Соборов, основано на Св. Писании. Поэтому основные истины о царе и его власти можно назвать догматами царского и государственного права, как об этом свидетельствует М. Филарет.

В своей проповеди о наследственности царской власти М. Филарет исходит из слов Псалмопевца: "Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем" (Пс. 131,11). "Бог, - говорит святитель, - Которого слово и без клятвы самодостоверно, если достоверность его подтверждает еще клятвою, то, конечно, этим указывает как на особенную важность предмета клятвы, так и на преимущественную потребность и благотворность несомненного удостоверения о том..."

"Какой же это предмет? - Наследственность царской власти: "от плода чрева твоего посажду на престоле твоем."

"Из такого представления дела, очевидно, вытекают следующие истины или догматы:

Первая, что Бог посаждает царя на престоле, или иначе сказать: царская власть есть Божественное учреждение.

Вторая, что Бог посаждает на престоле царевом от плода чрева царя, то есть: наследственность царской власти.

Третья, что царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу, как об этом свидетельствует обещание сего дара с клятвою, а также и другое Божественное изречение: "Вознесох избранного от людей Моих" (Пс. 88,20).

Четвертая, что царская наследственная власть есть и для народа важный и благотворный дар Божий...

Вот коренные положения или догматы царского и государственного права, основанные на слове Божием, утвержденные властью Царя царствующих и Господа господствующих, запечатленные печатию клятвы его."

Так просто и ясно показывает М. Филарет, что коренные положения или догматы учения о царской власти основаны на богооткровении, и прежде всего на истине о богоустановленности царской власти.

Если бы учение великого московского святителя о царской власти было предметом глубокого внимания автора статьи "К учению о Святой Руси", то он не пришел бы к своему ошибочному толкованию библейского текста об установлении в израильском народе царской власти. В этом толковании нужно искать источник для дальнейших ошибок данной статьи.

 

Архиепископ Серафим (Соболев)

Монархистъ № 29, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Автор: Михаил Кулыбин

 

25% - ЗА МОНАРХИЮ

 

4-5 марта 1995 г. социологической службой газеты "Монархист" был проведен опрос общественного мнения в С.-Петербурге. Было опрошено 443 респондента. Опрос производился по случайно набранным телефонным номерам, что обеспечило его непредвзятость и объективность.

ВОПРОС

1. Как Вы относитесь к идее восстановления в России Монархии?

ОБЩЕЕ

ОТВЕТ

положительно 26,4% безразлично 23,2% отрицательно 50,4%
2. Если Монархия в России будет восстановлена, какую форму она должна принять?

Самодержавную (%)

34.1 21.5 11.5 20.6

Ограниченную (%)

41.8 34.2 24.1 31.1

Символическую (%)

24.1 44.3 64.4 48.3
3. Имеете ли Вы представление о том, кто в настоящее время обладает правами на Престол?

Объективное (%)

44 34.2 27.1 33.2

Необъективное (%)

12.1 8.7 12.1 11.3

Не знаю (%)

43.9 57.1 60.8 55.5
4. Какое место в Российском государстве должна занимать Православная церковь?

Объединена с государством (%)

41.8 19 21.8 30.5

Официальная религия (%)

38.5 20.3 19.5 22.1

Наравне с другими религиями (%)

19.7 60.7 58.7 47.4
5. Как Вы относитесь к применению, в крайнем случае, силы для подавления попыток отделиться от России?

Положительно (%)

47.4 41.7 29.6 36.8

Безразлично (%)

1.1 11.4 4.1 4.7

Отрицательно (%)

51.5 46.9 66.3 58.5

 

26,4% опрошенных положительно относятся к идее восстановления в России монархического образа правления (23,2% - безразлично; 50,4% -отрицательно). В общем и целом, это - довольно высокий процент, но необходимо учитывать, что некоторые респонденты вообще слабо представляют себе, что такое Монархия. Неоднократно бывали случаи, когда люди ответившие на этот вопрос положительно, в качестве "кандидатов в цари" называли Руцкого, Явлинского или Зюганова. И наоборот, люди, считающие необходимым повышение роли Православной Церкви в Российском государстве, вплоть до объединения с ним, высказывались против Монархии. Очевидно, что сущность Царской власти большинству еще просто не понятна.

Тем не менее, большая часть ответов все-таки отличалась логичностью. Среди сторонников Монархии большинство (67,1%) исповедуют Православную веру, тогда как среди ее противников православные составляют всего 34,4%, а преобладают атеисты (60,9%), хотя есть и мусульмане, иудаисты, католики. Что же касается национального состава сторонников Монархии, то большинство, естественно, составляют великороссы (95,3%), но есть также и малороссы, грузины, армяне, поляки и др.

Основные результаты опроса приведены в публикуемой ниже таблице. На наш взгляд, к ней необходимы некоторые комментарии.

Показательно возрастание числа высказавшихся за Самодержавие по мере улучшения общего отношения к монархическим идеям (от 11,5% у противников Монархии, до 34,1% у ее сторонников). Давление над общественным сознанием демократических предрассудков приводит к тому, что большинство сторонников Монархии (41,8%), хотя и считают необходимым предоставить Государю властные полномочия, но все же склонны ограничивать Царское Самодержавие (по примеру "просвещенного Запада").

Отрадно, что 33,2% опрошенных знают, что права на Всероссийский Императорский Престол принадлежат Государыне Марии Владимировне и Ее Сыну Георгию Михайловичу. У сторонников Монархии эта цифра доходит до 44,0%. Это показывает, что антидинастическая кампания ряда коммуно-"патриотических" и демократических средств массовой информации большого успеха не имела. Хотя, с другой стороны, мы должны честно признать, что заслуги монархистов в этом по сути нет, т.к. информация о престолонаследниках поступает, прежде всего, из общероссийской прессы, освещающей визиты Августейшей Семьи в Россию.

Характерно, что 80,3% сторонников Монархии считают, что Православная Церковь должна быть объединена с государством или стать официальной религией России. В то же время, 58,8% противников монархической идеи пребывают в заблуждении, полагая, что Православие должно существовать в России наравне с другими религиями. Здесь опять сказывается коммунистическо-демократическая "промывка мозгов". Вообще, самым тревожным симптомом этого опроса является все еще подавляющее большинство атеистов среди российского населения. Несмотря на то, что опрашивавшие проявляли в этом вопросе известную мягкость оценок, 54,6% (!) респондентов оказались атеистами.

Интересны и результаты опроса о применении силы для сохранения территориальной целостности России. Согласно полученным данным 36,8% опрошенных относятся к таким мерам вполне положительно (у сторонников Монархии их число увеличивается почти до половины - 47,4%). Эти цифры особенно любопытны на фоне данных, публикуемых различными официальными средствами массовой информации о том, что подавление чеченского мятежа поддерживают (по разным оценкам) от 6 до 14% населения, да и то "в основном коммунисты". Как видим, по крайней мере что касается Петербурга, эти данные даже слишком занижены.

Теперь еще один неприятный факт. Несмотря на то, что 56,3% респондентов в принципе знают о существовании монархических организаций, назвать какую-либо из них практически никто не может. Дважды были названы Дворянское Собрание и некий абстрактный "Монархический Союз" и трижды "Память". Ни одна монархическая организация в народе фактически не известна, а между тем, совершенно очевидно, что без ориентации на конкретную общественно-политическую силу дальнейшее развитие монархического движения будет очень затруднено.

Показательно, что монархические силы не имеют какой-то конкретной социальной базы Среди сторонников Монархии есть рабочие и интеллигенты, служащие и домохозяйки, безработные и коммерсанты. С одной стороны, это вполне естественно, т.к. монархическая идея внесословна, надклассова и общенародна, но, в то же время, такая разнородность сторонников Монархии затрудняет проведение агитационной и разъяснительной работы.

В качестве итога хочется подчеркнуть основные моменты, на которые монархистам необходимо сделать упор при работе. Прежде всего, необходимо разъяснять саму сущность Монархии, а также неразрывность монархических идей с Православной верой и ее значение в судьбах России. Чем скорее мы сумеем распространить азы монархической идеологии в народе, тем ближе грядущая реставрация.

 

 

Михаил Кулыбин

Монархистъ № 29, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Автор: В. Филимонов

 

 

ЛЕВ ТИХОМИРОВ КАК ПРИМЕР ДЛЯ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

(Начало. Продолжение в № 30. Окончание в № 31-32)

 

 

Кажется, давно уже подмечено, что характеристика, которую один великий человек дает другому, зачастую в неменьшей степени может быть отнесена к нему самом). Л. А. Тихомиров, определяя в своей работе "Русские идеалы и К. Н. Леонтьев" славянофильство как "первую попытку русской мысли сформулировать, что такое русский человек" и отмечая, что "работа русского самосознания на славянофильстве не остановилась", называет в качестве бесспорных имен, уже тогда вошедших в историю русского самосознания, Каткова, Достоевского и Данилевского. "В числе их, - продолжает Тихомиров, - ждет своего признания К. Н. Леонтьев. И, конечно, когда он будет вполне понят, он будет поставлен на одно из первых мест". Представляется несомненным, что в числе первых должен быть и сам Тихомиров.

В нынешнем году исполняется 90 лет со времени выхода в свет его капитального труда "Монархическая Государственность" (по праву называемого "библией монархиста"). Но это лишь "информационный повод" для написания данного очерка - жизнь и деятельность крупнейшего идеолога русской национальной идеи стоят того, чтобы о них вспоминали и вне связи с какой-то круглой датой.

 

1. Грех.

 

"Советский энциклопедический словарь" (изд. 1937 г.) сообщает о нем следующее: Тихомиров Лев Ал-др (1852-1923), рев. народник, публицист, впоследствии ренегат. Чл. кружка "чайковцев", "Земли и воли", Исполкома "Народной воли", ред. народовольч. изданий, с 1882 предст. Исполкома за границей. Позднее отошел от рев. деятельности. В 1888 подал прошение о помиловании. По возвращении в Россию (1889) - монархист".

По сути, все правильно - если опустить двусмысленность "ренегата" и несоответствие подробного описания первой половины жизни Тихомирова и замалчивания второй.

Но и о начале жизненного пути Льва Александровича можно добавить некоторые подробности. Несмотря на скудость сведений, все же известно, что родился он 19 января 1852 года на Кавказском побережье Черного моря, в военном укреплении Геленджик, в семье военного врача. По окончании курса Керченской Александровской гимназии, осенью 1870 г. поступил на медицинский факультет Московского университета, пойдя по стопам отца, Александра Александровича, который в свое время, вопреки родительской воле, после окончания семинарии поступил не в Духовную академию (предки Тихомирова по отцовской линии были священнослужителями), а в Военно-медицинскую.

Меньше чем через год 19-летний Лее Тихомиров уже член кружка Н. Чайковского (т.н. "чайковцы" - крупнейшая в начале 70-х гг. XIX в. революционная организация, руководителю которой было едва ли 20 лет). "С ранней юности, - вспоминал впоследствии Тихомиров, - я усвоил себе... миросозерцание, которое тогда господствовало в "прогрессивных" слоях русского общества. Как и все, я воспринял эти взгляды еще тогда, когда не имел никаких самостоятельных наблюдений жизни, никакой самостоятельности критики, да не имел еще и достаточно созревшего для работы ума... Как и все зараженные "прогрессивным" мировоззрением я узнал жизнь сначала по книгам".

В те поры его популярность среди кружковцев обуславливалась, в основном, авторством "Сказки о четырех братьях" - нечто вроде переложения в прозе некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо", тем же псевдонародным стилем, с тем же указанием на главных врагов мужика - Царя, попов и помещиков, и с нескрываемым призывом к бунту.

Затем "изучение жизни по книгам" продолжилось в Петропавловской крепости. В 1873 г. в Петербурге, куда он приехал "на пропаганду), Тихомиров был арестован наряду со многими другими юными революционерами. В ожидании суда (известного как "процесс 193-х") он провел в заключении более четырех лет.

Сегодня в правых кругах стало модно говорить об излишней мягкости Самодержавия по отношению к революционерам-заговорщикам!.. Но кто знает, как бы сложилась судьба Тихомирова, если бы первое и единственное наказание суда не было для него столь символическим - высылка под административный надзор по месту жительства родителей.

Однако пока его действия не предвещали ничего хорошего. Освобожденный в январе 1878 г., он в октябре того же года скрывается от надзора полиции и переходит на нелегальное положение.

В "Земле и воле" Тихомиров уже довольно зрелый и главное, активный революционер, заслуживший подпольную кличку Тигрыч. Идеолог бунта и террора, он входит в состав редакции издания "Земля и воля", одно время даже являясь главным редактором. После образования в 1879г. "Народной воли" Тихомиров вместе с печально знаменитыми С. Перовской, А. Желябовым, А. Михайловым и др. составляет Исполнительный комитет партии. Он редактирует партийный печатный орган, готовит программные документы. В частности, он считается автором последней редакции программы Исполкома "Народной воли", где были и такие слова; 'Террористическая деятельность, состоящая в уничтожении наиболее вредных лиц правительства, в защите партии ог шпионства, в наказании наиболее выдающихся случаев насилия и произвола со стороны администрации, правительства и т.п., имеет своей целью подорвать обаяние правительственной силы давать непрерывное доказательство возможности борьбы против правительства, поднимать таким образом революционный дух народа и веру в успех дела и, наконец, формировать годные к бою силы" В этой же программе и социализм и "свобода, равенство и братство", и "демократический политический переворот, как средство социальной реформы", и даже: "всякое средство, ведущее к цели, мы считаем дозволительным".

От женитьбы на Перовской Господь Бог его уберег, и летом 1880 г. Тихомиров обвенчался с Екатериной Дмитриевной Сергеевой

Вскоре Исполнительный комитет приступил к разработке плана цареубийства, участием в подготовке к которому запятнал себя и Тигрыч. Видимо, благодаря особым способностям к конспирации он оказался единственным из старых руководителей "Народной воли", избежавшим ареста после 1 марта 1881 г. Уже через несколько дней после совершившегося злодеяния, 10 марта, Тихомиров от имени Исполкома разгромленной партии обращается к новому Император) - Александру III - с ультимативной прокламацией: "Ваше Величество! Кровавая трагедия, разыгравшаяся на Екатерининском канале, не была случайностью и ни для кого не была неожиданной... Окидывая беспристрастным взглядом пережитое нами десятилетие, можно безошибочно предсказать дальнейший ход движения, если только политика правительства не изменится... Страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России завершит этот процесс разрушения старого порядка. Из такого положения может быть два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу...". Пол обращением власти к народу понималось не больше, не меньше, как Учредительное собрание. Сам К. Маркс назвал авторов письма (он не знал, что автор один) "реальными политиками".

После такого циничного демарша Тихомиров пробовал воссоздать организацию, но безуспешно. Наконец, оставив двух дочерей на попечение родителей, он вместе с женой отправляется за границу. Там он сходится с П. Лавровым, и они пытаются организовать группы из эмигрантов для руководства революционным движением в России. Тихомиров редактирует "Вестник Народной Воли" (с 1883 по 1886 гг. вышло шесть номеров), принимает и инструктирует начинающих "народников''. "За исключением, может быть, Лаврова, не было ни одного человека, кому "радикальная" молодежь верила более, нежели мне", - не скрывал он впоследствии. "Если мы отбросим все наговоры и неточности, - писал Тихомиров В. К. Плеве (тогда - сенатор и товарищ министра внутренних дел) 7 августа 1888 г, остается все-таки факт, что в течение многих лет я был одним из главных вожаков революционной партии, и за эти годы, сознаюсь откровенно, сделал для ниспровержения существующего правительственного строя все, что только было в моих силах".

И тем не менее, всю свою жизнь после 1888 г. он посвятил борьбе с теми идеями, которым он отдал первые 17 лет своей "общественной" деятельности.

 

(Продолжение следует)

В. Филимонов

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                      НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 SpyLOG

Монархистъ № 29,1995, АРХИВ
Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru