№ 43 | Санктъ-Петербургъ |
годъ 2002 |
СОДЕРЖАНИЕ: | ||
Михаил Кулыбин |
СКВОЗЬ БЕЗДНУ
БЕЗВРЕМЕНЬЯ. Прошло десять лет со дня
смерти Великого Князя Владимира Кирилловича. А
ведь, казалось бы, совсем недавно все мы,
современные русские монархисты, радовались
первому визиту в Россию Наследника
Всероссийского Престола. Его приезд всколыхнул
все тогдашнее общество. Многим оптимистам
казалось, что вот-вот, еще немного, - и Россия
вернется на свой исторический путь развития... |
Н. Потоцкий |
БУДЕМ РУССКИМИ! Одна фраза из письма "Монархиста" к Ивану Лукьяновичу <Солоневичу> ("Наша Страна", № 144) заставила меня глубоко призадуматься и мне очень хотелось бы, чтобы над этой фразой задумались не только все читатели "Нашей Страны", но и все русские люди, находящиеся за рубежом. "Монархист" пишет: "Прежде всего нам необходимо стать именно русскими. Это звание ко многому обязывает и, прежде всего, обязует иметь национальное достоинство". |
Андрей Сорокин |
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОРОДЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. (Начало. Окончание в №44-45). Одной из самых гнусных и бесстыжих клевет на нашу Родину является весьма, к сожалению, распространенное до сих пор мнение о Российской Империи, как "тюрьме народов". Вторя своим западным коллегам, дореволюционные либеральные, а затем большевистские, а теперь - и современные демократические псевдо-историки постоянно ассоциируют политику Русских Государей в отношении инородцев с "национальным гнетом, насильственной русификацией и оголтелым шовинизмом". Само слово "инородцы", в отличие от, например, "иноверцы" или "инославные", стало рассматриваться как обидное и неприемлемое для "порядочного, интеллигентного человека". Хотя оно ничего другого не означает, как народы, не относящиеся к титульной, как ныне принято говорить, нации, т.е. к русскому народу (во всех трех его ветвях - великорусской, малороссийской и белорусской). |
В. Невярович |
СВЯЩЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МОНАРХИЯ. Священная идея монархии по праву должна быть отнесена к разряду вероучительных, ибо является не только составной частью христианского учения, касающегося богоугодного правления государством, но и ведет свое происхождение от Божественного установления и устроения. Самим своим существованием она явила себя как важнейшая созидательная и "удерживающая" сила в судьбах всего человечества. Вся истории раннего христианства связана с монархией, в начале языческой, затем православной, священной. Православные государи, по словам Патриарха Константинопольского Антония IV(1393 г.), "упрочили и утвердили благочестие во Вселенной". Они помогли отстоять чистоту Православия от лжеучений, обеспечили саму возможность созыва и проведения Вселенских Соборов, на которых были приняты Символ Веры и другие священные документы, догматически определяющие и канонически регулирующие жизнь Православной Церкви. Благодаря монархам, которых Сам Господь просветил светом Истины, до того страны языческие были просвещены верой Христовой и приняли христианство (так было с Римом, Россией, Грузией и многими иными странами). |
ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ. |
Н. М. Карамзин |
Самовольные управы народа бывают для гражданских обществ вреднее личных несправедливостей, или заблуждений государя. Мудрость целых веков нужна для утверждения власти: один час народного исступления разрушает основу ее, которая есть уважение нравственное к сану властителей. |
К СОДЕРЖАНИЮ | |
Автор: Михаил Кулыбин
СКВОЗЬ БЕЗДНУ БЕЗВРЕМЕНЬЯ Прошло десять лет со дня смерти Великого Князя Владимира Кирилловича. А ведь, казалось бы, совсем недавно все мы, современные русские монархисты, радовались первому визиту в Россию Наследника Всероссийского Престола. Его приезд всколыхнул все тогдашнее общество. Многим оптимистам казалось, что вот-вот, еще немного, - и Россия вернется на свой исторический путь развития...Время показало, что для возрождения русской государственности нам предстоит преодолеть еще немало препятствий. И время же позволяет нам из сегодняшнего дня взглянуть на личность и деятельность Великого Князя Владимира Кирилловича, чтобы яснее почувствовать величие этой исторической фигуры и четче понять, какой подвиг совершил Государь всей своей жизнью. Сейчас среди монархистов, к сожалению, стали бытовать пораженческие настроения. Дескать, идея-то у нас замечательная, но "совки" ее не понимают и не принимают, Россия рушится, Церковь безмолвствует, западная идеологическая отрава, захватив все СМИ, торжествует. Коротко говоря, - пытаться что-либо сделать бесполезно, поскольку "этой стране" (прямо скажем, странно слышать такие словосочетания из уст, вроде бы, патриотов) монархия не нужна. Нам такой подход чужд: прекрасно понимая всю сложность сегодняшнего положения, страшные метаморфозы, которые претерпел наш народ под большевистским игом, зная нестроения и проблемы в Русской Православной Церкви, сознавая всю мощь идеологического и экономического давления Запада на ослабленную и обескровленную Россию, мы будем делать свое дело и отстаивать Правду. Ведь Правда эта отнюдь не наша, а Божия - Самим Господом установленная на земле. И сколько бы за последние десятилетия она не претерпевала гонений и поношений, она победит. Ведь "Бог поругаем не бывает" (Гал. 6,7). Тем же, кто поддался искушению унынием, испугался сложностей, впал в пессимистическое бездействие, можем лишь посоветовать повнимательнее ознакомиться с биографией и деятельностью приснопоминаемого Государя Владимира Кирилловича. Он всю жизнь уповал на Бога, верил в Россию и народ Русский, "в Отечестве и рассеянии сущий", все свои силы отдавал России, ее грядущему воскресению. А ведь то были времена тотального всесилия большевиков, и не было еще и намека, на падение безбожной советской власти. И никакая "реальная сила" во всем мире не надеялась на скорую гибель коммунизма. Только Русский Государь верил в это; и "по вере его далось ему" - в 1991 г. он прибыл в столицу Империи, вновь обретшую свое славное историческое имя - Санкт-Петербург. Рамки небольшой статьи не позволяют подробно описать жизнь Великого Князя - этот труд еще предстоит исследователям и биографам - мы же остановимся только на основных чертах личности Государя, взглядах и убеждениях, которые он пронес через всю свою жизнь. Великий Князь Владимир Кириллович воспринял права и обязанности Главы Императорской Династии в 1938 г., будучи лишь 21 года отроду. Ему предстояло возглавлять ее свыше 53 лет - больше, чем царствовал любой из его венценосных предшественников. Государь, по многочисленным и единодушным отзывам людей, имевших честь близко с ним общаться, был "типичным" Романовым. Его, как и подавляющее большинство представителей семейства - от Императоров до "рядовых" Членов Династии - отличали удивительная личная скромность и простота в общении в сочетании с глубоким осознанием своего высокого сана, добросердечие и мягкое чувство юмора, искренность всех действий и прямота поступков, чистая православная вера и упование на благость Господню во всех обстояниях, умение понять чужую точку зрения в сочетании с твердым отстаиванием своих взглядов. Именно на основных воззрениях Великого Князя Владимира Кирилловича хотелось бы остановиться немного подробнее. Вне всякого сомнения, огромнейшее влияние на убеждения Государя оказали его отец - Император в изгнании Кирилл Владимирович - активно действовавший в эмиграции, стремясь объединить вокруг себя все здоровые православно-монархические силы, а в равной степени многие архиереи Русской Зарубежной Церкви. Сразу после принятия Государем Владимиром Кирилловичем на себя прав и обязанностей Главы Императорского Дома с приветственным словом и духовным наставлением к нему обратился подлинный светильник Русского Зарубежья - Владыка Иоанн (Максимович). "Благочестивейший Великий Государь! - говорилось в нем, - Ныне считаю должным еще раз выразить мою преданность Престолу Российских Царей и Вам как Их Законному Преемнику. Не называю Вас здесь титулом, который приличествует Российскому Монарху, не потому, что сомневался в том, что Вы являетесь его законным носителем, а дабы быть верным Вашим предначертаниям (святитель Иоанн имеет в виду решение Государя Владимира Кирилловича не принимать Императорского титула, а именоваться Главой Дома Романовых - М. К.)... Быть блюстителем благочестия и поборником Православия есть первый долг Всероссийского Царя, являющегося преемником Царей Византийских. Если сердце Ваше будет исполнено благочестия и смирения, Господь призрит на вас, как некогда на юного Давида, и исполнится тогда над Вами пророчество и пожелание Митрополита Антония, который в письме к Вашему Родителю около 14 лет назад отнес к Вам стих 21 - XXIV гл. I кн. Царств ("И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и Царство Израилево будет твердо в руке твоей")". Тогда, в отличие от нынешних скорбных времен, свободная (зарубежная) часть Русской Церкви еще твердо исповедовала православное святоотеческое учение о Богоустановленности Царской власти. Еще очень многие были живыми очевидцами того, что случилось с Православием и всей Россией после преступления клятвы на верность Дому Романовых, данной Великим Земским и Поместным Церковным Собором 1613 г. "в роды и роды" и "до скончания века". Русские иерархи, очевидцы страшных страданий, выпавших на долю Церкви после революции, вынужденные покинуть родину и скитаться по всему миру, имевшие одну опору, одно утешение, одно упование - Господа нашего Иисуса Христа - только на Него взиравшие, отказались от всех оглядок на "современность", "реальные силы" и "влиятельные фигуры", и перед всем миром исповедовали Божественные принципы государственного устроения и Помазанника Божия - Православного Государя. Архиерейский Собор РПЦЗ 1939 г. приветствовал Государя Владимира Кирилловича, как законного правопреемника Русских Царей. Еще раньше (1938 г.) Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский) писал Великому Князю: "Церковь, бывшая, по слову Вашего почившего Родителя, "исконной водительницей и устроительницей судеб России"... готова благословить всякое Ваше доброе начинание, направленное к восстановлению разрушенного ныне Русского Православного Царства... Да поможет Вам Бог... укрепляя Ваши духовные и телесные силы, венчая Вас мудростью, мужеством, даром пламенной любви к Отечеству и милосердия ко всем... Вашему Императорскому Высочеству указано быть ныне носителем и хранителем... священного Царственного первородства, дабы не погасла историческая свеча в сумерках наших смутных и скорбных дней. С нею Русские люди, в рассеянии сущие, чают при помощи Божией войти в освобожденную Русскую землю, где эта свеча будет снова водружена во Всероссийской свещнице, чтобы ярко светить не только тем, же в храмине суть, но и перед лицом всего мира". Этим заветам Великий Князь Владимир Кириллович был верен до скончания своих земных дней. Он исповедывал ряд простых, ясных, взаимосвязанных и внутренне единых и гармоничных принципов, которые хранил вне зависимости от изменений текущей политической ситуации и сиюминутной конъюнктуры. В самом последнем документе, который вышел из-под пера Государя - речи, которую он должен был произнести 22 апреля 1992 г. перед группой влиятельных американских бизнесменов - говорится: "Политическая философия, которая руководила мною всю жизнь, могла бы быть выражена в одном слове: антикоммунизм. Именно поэтому я никогда не верил в возможность "преображения" СССР в нормальное государство, пока страна не откажется от коммунизма". Действительно, такого рода концепции имели широкое хождение, как у иностранцев, так и среди либерально-настроенной части русской эмиграции. Приведем мысли о большевизме из нескольких Обращений Великого Князя. "Ложь лежит в основе всех проявлений коммунистической теории и практики. Она лежит в первооснове коммунистической идеологии - диалектическом материализме, построенном на философски ложном утверждении, что научным путем можно доказать несуществование Бога. На лжи основаны исторический материализм и коммунистическое учение о развитии общества... Ложью проникнуты прикрытые патриотическими фразами высказывания советских глашатаев о прошлом России... Наконец, на лжи построена советская экономика, в особенности в области сельского хозяйства, доказавшая свою несостоятельность непрекращающимися провалами" (из Обращения 1964 г.). "Русский народ страдал и продолжает страдать под советским режимом, уже стоившим России десятков миллионов человеческих жизней. В начале германо-советской войны русский народ миллионами переходил на сторону немцев, принимая их за искренних врагов коммунизма и веря, что они борются за освобождение России" (Из Обращения 1952 г.). "Тщетны оказались надежды ждавших "эволюции" советского строя после войны и облегчения участи народов российских. Коммунистическая олигархия все так же давит трудовые массы крестьянства и промышленных рабочих, продолжая их эксплуатировать. Истекшие пять лет были свидетелями небывалого нового похода советских обскурантов на русскую и мировую культуры и самые высокие их ценности. Русский мыслитель, русский ученый, русский художник и даже русский музыкант доведены до состояния духовного рабства, ибо им запрещено иное мерило творчества, нежели указы Коммунистической партии" (из Обращения 1950 г.). Конечно же, концепция антикоммунизма основана на негативизме, на неприятии безумной и безбожной человеконенавистнической теории и практики большевизма. Но, разумеется, одною ею не ограничивались воззрения Великого Князя Владимира Кирилловича. Он всегда и везде четко и последовательно перед любой аудиторией (от подсоветских крестьян до американских бизнесменов) отстаивал принципы монархического устроения государства. Уже в Манифесте о восприятии прав и обязанностей Императоров Всероссийских (1938 г.) он пишет, что народ Русский "только под сенью Императорского Престола обретет право и свободу". "Монархия имеет преимущество над любой формой верховной власти именно потому, что своим положением она не обязана ни одной отдельной группировке - национальной, экономической или социальной. В силу этой независимости она обладает способностью арбитража, способностью столь необходимою для мирного разрешения тех конфликтов, которые могут время от времени возникать в таком многоликом государстве как наше. Особенно важной стала эта возможность в период, который должен быть посвящен прежде всего исцелению глубоко укоренившихся недугов и язв, толкающих как отдельных людей так и национальные и социальные группы к столкновениям вроде тех, которые мы, к сожалению, можем наблюдать и теперь" (из Обращения 1990 г.). "Для Царской власти не может быть никакого средостения в виде партийной диктатуры, стремящейся править народом для удовлетворения собственных политических интересов" (из Обращения 1964 г.). Итак, только Царская власть способна обеспечить стабильность и законный правопорядок современному российскому обществу, раздираемому противоречиями между различными партиями, экономическими группировками, национальностями. Последнее, т. е. нагнетание межнациональных споров и конфликтов, и их закономерный финал - расчленение единого Российского государства - особенно беспокоили Великого Князя Владимира Кирилловича в последние годы его жизни. "Другое тревожное явление - усиление центробежных сил, грозящее привести к расчленению страны на отдельные, часто враждующие между собой государства, и к гражданским войнам и междоусобицам", говорит Государь в Обращении 1990 г. На пресс-конференции во время визита в Санкт-Петербург в 1991 г., Великий Князь еще раз подтвердил эту мысль: "Для меня, как и для многих других, я думаю, распад Империи - явление печальное. И я совершенно уверен, что этот распад не принесет блага отдельным частям, которые сейчас стремятся отделиться". Столь же ясно видел Государь опасность подпадания России под политическое, идеологическое, экономическое и пр. влияние других стран. Еще в Обращении 1950 г. он говорил, что главная задача "служить Родине и ее интересам, следуя нашим собственным русским путем, в дружеском сотрудничестве с теми иностранными кругами, кои осознали яд мирового большевизма и в Русском народе видят не врага, а ценного союзника". С разрастанием в России экономического кризиса, он неоднократно предупреждает: "Я считаю, что помощью от иностранных держав мы должны пользоваться очень экономно и осторожно, потому что я не хотел бы, чтобы наша страна попала в какую бы то ни было экономическую зависимость" (пресс-конференция в Петербурге в 1991 г.); "Благоденствие и процветание не придут вслед за подачками с Запада - пусть щедрыми, но никогда не бескорыстными" (Обращение 1992 г.). К сожалению, объем газетной публикации не дает возможности подробно и всесторонне рассказать о мировоззренческих позициях Великого Князя Владимира Кирилловича. Всем, кому интересны его убеждения можно лишь порекомендовать внимательно изучить его многочисленные Обращения к русским людям. Нам же, русским монархистам, надо поучиться у нашего Государя упованию на Господа, твердости духа, верности долгу и стойкости в отстаивании своих взглядов. А также твердо помнить его завет: "Сплоченность сил русских людей, твердо верящих в возрождение Исторической России и в конечное спасение ее народа от безбожной власти сейчас более чем когда-либо необходима" (Обращение к IV съезду Общероссийского Монархического Фронта, 1964 г.). Михаил Кулыбин |
|
К СОДЕРЖАНИЮ | |
Автор: Н. Потоцкий БУДЕМ РУССКИМИ! Одна фраза из письма "Монархиста" к Ивану Лукьяновичу <Солоневичу> ("Наша Страна", № 144) заставила меня глубоко призадуматься и мне очень хотелось бы, чтобы над этой фразой задумались не только все читатели "Нашей Страны", но и все русские люди, находящиеся за рубежом. "Монархист" пишет: "Прежде всего нам необходимо стать именно русскими. Это звание ко многому обязывает и, прежде всего, обязует иметь национальное достоинство".В самом деле, как мало среди нас людей, которые сознают, что говорить по-русски и иметь в графе "национальность" своего удостоверения личности обозначение "русский" - это еще не значит быть русским в полном смысле этого слова, я бы сказал, Русским - с большой буквы. И, в сущности, как мало тех среди нас, кто заслуживает это право - право называться Русским - не с узко-юридической, а с глубокой и возвышенной точки зрения того национального достоинства, о котором пишет "Монархист". Да, конечно, мы должны прежде всего иметь это национальное достоинство, т. е. всегда, во всех положениях и на всех ступенях социальной лестницы не только сознавать себя, но и вести себя как сыновья и дочери Великой Нации, Великой не только своим территориальным размером, но и возвышенностью своих духовных устремлений, идеалов Божеской и социальной справедливости, грандиозностью своего долговекового имперского строительства, благородством своих отношений и к своим собственным сынам, и ко всем народам мира, всегда и ясно выраженной честностью своих намерений. И, однако, для того, чтобы иметь право считать себя настоящим Русским, это далеко не все. Мы должны любить Россию и в этом отношении помнить слова одного из наших поэтов: "Кто живет без печали и гнева, Тот не любит Отчизны своей". Казалось бы, какая прописная истина: любить Россию! И здесь, однако, увы! многие из нас, даже искренне чувствуя эту любовь, не отдают себе отчета в том, что как "вера без дел мертва есть", так же мертва без дел и любовь к Родине. Если наша печаль об Отчизне выражается только во вздохах, сопровождающих воспоминания о той беззаботной жизни, какою многие старые эмигранты жили в старой России, и если наш гнев является только гневом против злых дядей - большевиков, которые эту беспечальную жизнь разрушили, и дальше словесных проклятий по их адресу не идет, то, конечно, Сталину и на эту печаль, и на этот гнев в высшей степени наплевать. Нет, наша любовь к Родине должна проявляться на деле и выражаться в политических действиях, хотя бы самых маленьких, но реальных действиях, направленных на подрыв того политического режима, который привел наш народ к упадку, жалкому прозябанию, бесправию, рабству. Пусть поймет тот, кто говорит: "Я политикой не занимаюсь", что он, в сущности, есть дезертир с национального антикоммунистического фронта и, с этой точки зрения, ничего, кроме презрения, не заслуживает. А если мы сами таких непосредственных действий совершать не можем, то мы обязаны помогать тем, кто их совершает. И если мы не поддерживаем тех самоотверженных борцов против коммунизма, которые уже теперь ведут активную борьбу против Кремля, то грош цена нашей любви к Родине и мы будем иметь такое же право называться Русскими, как баран имеет право называться бараном и кролик - кроликом. Но и это еще не все. Каждый настоящий Русский должен знать свою Родину, изучать ее исторические пути, уяснить себе смысл тех исторических процессов, которые совершались в ней на протяжении веков, тех предпосылок к ее величию и тех болезней, которые завели ее в сталинскую мясорубку. Изучить Россию, ее историю, географию, экономику, психологию нашего народа, его верования, стремления, идеалы - вот долг каждого Русского. В особенности тех из нас, кто сознает свой долг принять активное участие в освобождении нашей Родины и для этого вооружиться не только жертвенной любовью к ней, но и познать ее. А как много среди нас таких, которые имеют самое смутное понятие о прошлом нашей Родины - в особенности, молодежь и старой и новой эмиграции, или же крайне искаженное представление о нем, создавшееся при изучении нашей истории в освещении ее "либеральными" преподавателями и профессорами. Сколь немногие имеют правильное понятие и о всем пережитом нашим народом под игом большевизма, и о том, что он переживает сейчас, какова подлинная картина его жизни, положения крестьянства, рабочих, интеллигенции... Пусть же подумают те, кто пальцем не шевелит, чтобы нанести, или хотя бы помочь нанести, вред угнетателям нашего народа, кто тратит сотни и тысячи на свои удобства и развлечения и не дает ни гроша на борьбу против коммунизма, кто как огня боится "политики" и чья русскость выражается в лучшем случае в состоянии в списках какой-нибудь панихидно-молебной организации, кто боится взять в руки (уже не говоря о том, чтобы поддержать материально) газету, которая каждым словом бьет по большевизму, кто зарылся в уютную норку своего мещанского эмигрантского благополучия, - пусть поймут они, что называться Русскими они не имеют никакого нравственного права и что даже когда падет большевизм и нам откроется свободный путь на Родину, им лучше остаться здесь, ибо это будет просто честнее. Ибо право вернуться на освобожденную Родину с гордо поднятой головою настоящего Русского - надо заслужить, заслужить прямым, или хотя бы косвенным, но активным участием в той борьбе, увиливать от которой не имеет права ни один честный сын своей порабощенной, униженной и распятой Матери.
Об авторе: |
|
К СОДЕРЖАНИЮ | |
Автор: Андрей СОРОКИН
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОРОДЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (Начало. Окончание в №44-45) Одной из самых гнусных и бесстыжих клевет на нашу Родину является весьма, к сожалению, распространенное до сих пор мнение о Российской Империи, как "тюрьме народов". Вторя своим западным коллегам, дореволюционные либеральные, а затем большевистские, а теперь - и современные демократические псевдо-историки постоянно ассоциируют политику Русских Государей в отношении инородцев с "национальным гнетом, насильственной русификацией и оголтелым шовинизмом". Само слово "инородцы", в отличие от, например, "иноверцы" или "инославные", стало рассматриваться как обидное и неприемлемое для "порядочного, интеллигентного человека". Хотя оно ничего другого не означает, как народы, не относящиеся к титульной, как ныне принято говорить, нации, т.е. к русскому народу (во всех трех его ветвях - великорусской, малороссийской и белорусской).Самое удивительное, что мнение об угнетении в Российской Империи национальных меньшинств, или, если угодно - малочисленных народов, достаточно живуче и в наши дни. И это несмотря на то, что основывается оно, главным образом, на ангажированных известными силами произведениях художественной литературы и нескольких превратно истолкованных исторических эксцессов, инициированных, кстати, не стремлением к национальному равноправию, а интернациональной, вернее антинациональной "борьбой за светлое будущее всего человечества". Если же беспристрастно обратиться к такому, несомненно, важному источнику, как российское имперское законодательство, то становится совершенно очевидным, что в Российской Империи коренные народы, населявшие территории, добровольно или по жребию войны вошедшие в ее состав, не только уравнивались в своих правах с русским народом, но, зачастую, пользовались определенными привилегиями: дополнительными правами и освобождением от известных обязанностей. Ярким примером именно такой национальной политики является законодательство о правах населения Великого Княжества Финляндского. 5 (17) июня 1808 г., еще до окончания русско-шведской войны, в результате которой Финляндия вошла в состав России, Император Александр I издал Манифест, по которому население присоединенных территорий полностью уравнивалось в правах с остальными подданными. Более того, за ним сохранялись привелегии и преимущества, установленные до присоединения к России. Начиная от Александра I, все Российские Императоры неизменно подтверждали коренные законы края. Одной их древних привилегий финляндских жителей было право участвовать в законотворчестве, посредством обсуждения законодательных предложений в избираемом ими сейме. Порядок его образования и работы до 1869 г. регулировался уставом, принятым еще до вхождения Финляндии в состав Империи. 15 (3) апреля 1869 г. Александром II Освободителем был издан новый устав, могущий и сейчас в отдельных своих положениях послужить примером для актов, регулирующих деятельность народных представительств. Сообразно с обычаем, финляндский сейм состоял из представителей рыцарства и дворянства, духовенства, горожан и крестьян. Таким образом, все сословия были привлечены к разработке законодательных положений, касающихся их земли. Примечательно, что своих особых депутатов избирали преподаватели и штатные чиновники университета края и, как тогда говорилось, элементарных учебных заведений. При этом способ и порядок выборов определялись самими избирателями. Право избирать депутатов в сейм предоставлялось как христианам, так и лицам, исповедующим другую веру. Однако ни избирать, ни быть избранным не могли лица, объявленные не заслуживающими доверия сограждан или недостойными быть уполномоченными от других. Были лишены активного и пассивного избирательного права те, кто был изобличен в приобретении голосов деньгами или подарками либо нарушал свободу выбора насилием или угрозами, а также те, кто подали свои голоса за вознаграждение. Представительство обладало весьма обширными полномочиями, сеймовый устав был ненарушимым основным законом, как для Финляндии, так и для Государя, и мог быть отменен только с согласия самого сейма. Депутаты пользовались правом законодательной инициативы в отношении актов, касающихся Великого Княжества. Заключение сейма требовалось по всем проектам законов, как местных, так и общеимперских. Согласно положению о порядке издания касающихся Финляндии постановлений общегосударственного значения заключение сейма и финляндского императорского сената требовалось, в частности, в отношении следующих вопросов: - участие в государственных расходах и установление для сего взносов, сборов и налогов; - отбывание населением Великого Княжества воинской повинности, а также других повинностей, служащих для военных надобностей; - права в крае не состоящих финляндскими гражданами русских подданных; - употребление в Финляндии государственного языка; - основные начала управления Великого Княжества особыми установлениями на основании особого законодательства (Зак. Осн., изд.1906 г., ст.2); - права, обязанности и порядок действий в Финляндии имперских учреждений и властей; - исполнение в Великом Княжестве приговоров, решений и постановлений судебных мест и требований властей других частей Империи, а также совершенных в них договоров и актов; - установление в государственных интересах изъятий из финляндских уголовных и судопроизводственных законов; - обеспечение государственных интересов в деле установления программ преподавания и надзора за ним; - правила о публичных собраниях, обществах и союзах; - права и условия деятельности в Финляндии обществ и компаний, учрежденных в других местностях Империи и за границей; - законодательство о печати в Великом Княжестве и привоз в него произведений печати из-за границы; - таможенная часть и таможенные тарифы; - охрана в Финляндии торговых и промышленных знаков и привилегий, а также прав литературной и художественной собственности; - денежная система; - почта, телефоны, воздухоплавание и тому подобные способы сношений; - железные дороги и иные пути сообщения в Финляндии в их отношениях к обороне государства, а также к сообщениям между Великим Княжеством и прочими частями Империи и иными государствами; - мореплавание, лоцманская и маячная части в Финляндии; - права иностранцев. Для действенного контроля со стороны народного представительства за управительными властями края немедленно после открытия сейма ему, прежде всего, сообщалось о том, каким образом употреблены доходы казны. Финляндский сейм избирал двух членов Госсовета Российской Империи. В состав Государственной Думы также входили четыре депутата от Великого Княжества. При этом, порядок избрания тех и других устанавливался сеймом самостоятельно. В 1906 г., в связи с образованием общеимперских органов народного представительства, Николаем II был утвержден новый сеймовый устав, закрепивший принцип прямого, пропорционального и равного избирательного права, включая женщин. При этом были сохранены ограничения для лиц, нарушивших или покушавшихся на нарушение свободы выборов. Должностные лица, за посягательство повлиять на избирательный процесс своей служебной властью, лишались своих постов. За нарушение свободы выборов подговорами или обещаниями виновные подвергались тюремному заключению, а работодатели, препятствовавшие осуществлению работниками избирательного права, наказывались денежными штрафами. Было подтверждено действовавшее ранее правило о том, что сеймовые депутаты при осуществлении своих полномочий, не связаны никакими иными нормами, кроме самого сеймового устава. Депутаты финляндского сейма без согласия последнего не могли привлекаться к судебной ответственности за выраженные ими мнения или вообще за поведение во время прений. Они не могли также подвергаться административному задержанию, за исключением случаев, когда депутат был застигнут при совершении преступления, влекущего наказание тюремным заключением сроком не менее шести месяцев. Юридически в Финляндии было установлено три государственных языка - русский, финский и шведский. Все они равно использовались в законодательной работе. Переписка Статс-Секретариата с финляндскими властями велась на финском или шведском языке (к подлинникам прилагались русские переводы), а с российскими - на русском. Финляндцы обладали правом занимать все административные должности Великого Княжества, причем, только для назначения на должности в Статс-Секретариате и Канцелярии Генерал-Губернатора требовалось знать русский язык и иметь высшее образование. В отношении же почтовых, железнодорожных и таможенных чинов необходимость знания русского языка определялось финляндским сенатом. В общем и целом, уровень прав и свобод населения края по сравнению с русскими был настолько высок, что в 1912 г. Николаю II пришлось издать закон об уравнении в правах с финляндцами прочих поданных. Этот акт предоставлял лицам, окончившим учебные заведения в иных областях Империи, равные права с выпускниками соответствующих финляндских средних и высших школ. Исповедующим христианство русским подданным была предоставлена возможность занимать должности преподавателей истории на основаниях, одинаковых с финляндскими гражданами. Имперские подданные получили право подавать в учреждения и должностным лицам Великого Княжества бумаги и прошения и получать ответы на русском, т.е. общегосударственном языке. Не правда ли, поразительный контраст по сравнению с национальной политикой государств, ныне расположенных на территориях бывших остзейских губерний России? Кстати, в их отношении в Империи также сохранялся принцип учета местных национальных особенностей путем издания особых законов. Генерал-Губернатор и гражданские губернаторы в порядке управления Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниями обязаны были руководствоваться местными узаконениями. Это касалось гражданских законов, правам состояний (т.е. сословий), особенному учреждению местных властей и мест губернского управления, к порядку гражданского и уголовного судопроизводства. В отношении этих территорий допускались изъятия из общеимперских законов об уголовных и исправительных, или, как сейчас принято говорить, административных, наказаниях, о земских повинностях (местных налогах) и разных отраслей казенного управления, государственного благоустройства и благочиния. Не менее показательной является политика Российских Самодержцев в отношении Польши. Еще до образования Царства Польского, в только что присоединенном к России Великом Герцогстве Варшавском был создан Верховный Совет, соединивший все части управления, и имевший в соответствии с Указом от 1 февраля 1814 г. цель "дать надлежащий ход делам и способ снискивать обиженным правосудие под защиту своих соотичей". При этом Императором Александром I были отменены государственные подати, составлявшие более 8 млн. злотых годового дохода. Были предприняты меры для того, чтобы русские войска по территории Великого Герцогства следовали только по военным дорогам. Манифестом от 9 мая 1815 г. было провозглашено преобразование отошедшей к России территории в Царство Польское. Правление им основывалось на особых правилах, "свойственных наречию, обычаям жителей и к местному положению применимых". В том же году была издана Конституционная Хартия Царства, подробнейшим образом определявшая нюансы управления краем. Она предусматривала равную защиту закона всем гражданам без различия сословия и звания. Была гарантирована свобода печати. Всякая собственность была объявлена священной и неприкосновенной. В статье 26 Хартии говорилось, что "никакая власть не может посягнуть на нее (собственность - А.С.) под каким бы то ни было предлогом". Наказание конфискацией имущества было отменено и ни в каком случае не могло быть восстановлено. Уступка собственности в видах общественной пользы допускалась за справедливое и предварительное вознаграждение. Гражданам Царства Польского была гарантирована личная неприкосновенность: "Никто не может быть взят под стражу иначе, как с соблюдением форм и в случаях, предусмотренных законом (ст. 19); причины задержания должны быть объявлены взятому под стражу немедленно письменно (ст. 20); никто не подлежит наказанию иначе, как на основании действующих законов и решения соответствующего установления (ст. 23)". Более того, было устанавливлено, что "каждый осужденный отбывает наказание в пределах Царства (ст. 25)". Статья 11 Хартии устанавливала принцип, согласно которому "различие христианских вероисповеданий не устанавливает никакого различия в пользовании гражданскими и политическими правами". Имущество римско-католической и греко-униатской церквей было признано общей неотчуждаемой собственностью каждой. Покровительство законов и правительства распространялось на духовенство всех исповеданий. Более того, согласно Хартии за епископами римско-католической церкви по количеству воеводств и одним греко-униатским епископом было закреплено право на участие в работе сената Царства. Польский государственный долг гарантировался. Сохранялась особые национальные вооруженные силы, состоящие из действительной армии и милиции. При этом было установлено, что польские войска никогда не будут использоваться вне Европы. Сохранялись все гражданские и военные ордена (Белого Орла, св. Станислава и Военного Креста). Расходы по содержанию расквартированных в Польше или следующих через ее территорию частей русской армии в полной мере относилось на счет императорской казны. В случае назначения Наместником кого-либо, кроме Великого Князя, им мог быть только местный уроженец или лицо, получившее права польского гражданина, прожившее 5 лет (при беспорочном поведении) и владеющее недвижимым имуществом в Царстве и владеющее польским языком. Все государственные дела по администрации, судебной и военной части без всяких изъятий должны были производиться на польском языке. Военные и гражданские должности в крае могли замещаться только поляками. Все наследники Императорского Престола обязаны были под клятвой, приносимой при короновании, сохранять Конституционную Хартию Царства. За польским народом было закреплено право на народное представительство - сейм. Он состоял из сената и палаты, в которую входили послы и депутаты от гмин. Сенат состоял из принцев Императорской крови, епископов, воевод и кастелянов. Их число не могло превышать половины представительства послов и депутатов от гмин (которых было 77). Последние не имели права занимать какой-либо должности, соединенной с получением жалованья из государственного казначейства. Депутатам гарантировалась неприкосновенность, без согласия сейма они не могли ни быть взяты под стражу, ни судимы уголовным судом. Компетенция народного представительства была чрезвычайно широка. На его обсуждение представлялись все проекты гражданских, уголовных и административных законов, проекты реформы сейма, государственного совета, суда и правительственных комиссий. Его обсуждению подлежали также вопросы об увеличении или уменьшении податей, пошлин и государственных повинностей, о лучшем и наиболее справедливом их распределении, о составлении бюджета доходов и расходов, об урегулировании монетной системы, о наборе новобранцев и другие. В случае непринятия сеймом нового бюджета, до ближайшей сессии сохранял силу прежний. Законы принимались большинством, причем голоса должны подаваться гласно и поименно. Проект, принятый одной из палат не мог изменяться другой. Конституционная Хартия провозглашала несменяемость и независимость судей. Наряду с пожизненным назначением судей Российским Императором, был введен принцип выборности (мировые судьи). В ведении польских судов находились все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях. Вряд ли, памятуя зверства ХХ века, подобный режим можно назвать столь любимым известными кругами словом "оккупация". И не вина Русских Самодержцев, что подобные права и привилегии поляки пытались использовать во вред России (мятеж 1830-1831 гг.). Дабы воспрепятствовать злоупотреблению правами и установить прочные начала мира и спокойствия в крае, Николай I в 1832 г. был вынужден внести изменения в порядок, установленный его братом. Тем не менее, в Польше управление осталось сообразованным с местными потребностями. Царство имело свои особенные Гражданское и Уголовное Уложения. Были сохранены все ранее существовавшие в городах и в сельских обществах местные права и установления на прежнем основании и в прежней силе. Манифест от 14 февраля 1832 г. провозглашал: "Покровительство законов распространяется равным образом на всех жителей Царства, без всякого различия состояний или званий. Свобода вероисповедания подтверждается в полной мере; всякое богослужение может быть отправляемо всеми без исключения, открыто и беспрепятственно, под защитой Правительства и различия в учении разных Христианских вер не могут быть поводом ни к какому различию в правах, всем жителям Царства дарованных. Священнослужители всех исповеданий состоят в равной степени под покровительством властей. Впрочем, вера Римско-Католическая, как исповедуемая большей частью подданных Наших Царства Польского, будет всегда предметом особенных попечений Правительства. Имения, принадлежащие Духовенству Римско-Католическому и Греко-Унитскому, признаются общей неотчуждаемой собственностью церковной Иерархии, каждого из сих вероисповеданий по принадлежности". Наказание конфискацией имения определялось только за государственные преступления первой степени. Обнародование мыслей посредством книгопечатания подвергалось лишь тем ограничениям, которые были необходимы для охранения должного уважения к вере, неприкосновенности верховной власти, чистоты нравов и личной чести. В то же время финансы, так же как и прочие части управления, по-прежнему, заведывались отдельно от других частей Империи. Государственный долг был, по-прежнему, охраняем ручательством имперского правительства и уплачиваем из доходов Польши. Было сохранено местное самоуправление в виде собраний дворянства, собраний городских и сельских обществ и советов воеводств. Все они составляли списки кандидатов на административные должности, и их мнение учитывалось правительством. Была подтверждена выборность судей, которые могли отрешаться от должности не иначе, как по приговору вышестоящего суда. Именно Императорской волей, которой зачастую противоречило местное дворянство, живущие в Царстве крестьяне были освобождены от барщины. Велением Русского Самодержца польским крестьянам предоставлялись льготы и освобождения от повинностей (большинство из которых вели свое происхождение еще от независимой Речи Посполитой) в пользу помещиков. Указом Александра II от 19 февраля 1864 г. состоявшие в пользовании крестьян земли, а также жилые и хозяйственные строения, рабочий скот, инвентарь и семена были переданы им в частную собственность, а недоимки в пользу владельцев имений отменены. При этом, вознаграждение прежним владельцам земли выдавалось из казны. Заботой Русский Государей польские крестьяне были допущены к участию в делах сельского управления. Тем же самым принципам следовала Российская Империя и в отношении других народов, в частности - молдавского. В соответствии с Уставом образования Бессарабской области от 29 апреля 1818 г., учреждался Верховный Совет. Он был создан для заведывания всеми распорядительными, исполнительными, казенными, т.е. финансовыми и экономическими делами края, а также для рассмотрения гражданских, и уголовных дел в апелляционном порядке, осуществления необходимых следственных действий и иных вопросов. Верховный Совет состоял из президента, четырех членов областного правительства и шести депутатов, избираемых от дворянства. Решения, принимались большинством голосов. Дела в Верховном Совете велись как на русском, так и на молдавском языке, с соблюдением законов Российской Империи и с сохранением местных прав и обычаев в отношении частной собственности. Гражданские же дела и вовсе велись на одном молдавском языке и рассматривались на основании законов и обычаев края. Члены гражданского и уголовного суда Бессарабской области были и назначаемы, как тогда говорилось, "от короны", и избираемы молдавским Дворянством в равной пропорции. Производство по уголовным делам как во время суда, так и во время следствия велось на русском (для удобства надзора) и молдавском языках; для чтения приговоров и в гражданском судопроизводстве употреблялся только молдавский. 29 февраля 1828 г. утвержденное Николаем I Учреждение об управлении Бессарабской области законодательно закрепило принципы особого управления. Прежде всего, было подтверждено, что жители края всех сословий, приобретя права Российских подданных, сохраняют все те привилегии и преимущества, которыми они ранее пользовались. Бессарабскому Дворянству и в области, и в России в целом были предоставлены все права и преимущества, дарованные Дворянскою грамотою и прочими узаконениями. Крестьяне, поселенные к моменту издания Учреждения, и впредь поселяемые, не могли быть в крепостном владении. Вследствие этого, российские дворяне, жившие в Бессарабии, могли иметь там только дворовых людей для личной услуги, а не для закрепления их на земле. Жители Бессарабской Области освобождались от рекрутской повинности. Андрей Сорокин |
|
К СОДЕРЖАНИЮ | |
Автор: В. Невярович СВЯЩЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МОНАРХИЯ Священная идея монархии по праву должна быть отнесена к разряду вероучительных, ибо является не только составной частью христианского учения, касающегося богоугодного правления государством, но и ведет свое происхождение от Божественного установления и устроения. Самим своим существованием она явила себя как важнейшая созидательная и "удерживающая" сила в судьбах всего человечества. Вся истории раннего христианства связана с монархией, в начале языческой, затем православной, священной. Православные государи, по словам Патриарха Константинопольского Антония IV(1393 г.), "упрочили и утвердили благочестие во Вселенной". Они помогли отстоять чистоту Православия от лжеучений, обеспечили саму возможность созыва и проведения Вселенских Соборов, на которых были приняты Символ Веры и другие священные документы, догматически определяющие и канонически регулирующие жизнь Православной Церкви. Благодаря монархам, которых Сам Господь просветил светом Истины, до того страны языческие были просвещены верой Христовой и приняли христианство (так было с Римом, Россией, Грузией и многими иными странами). Особо судьбоносное и промыслительное предназначение монархическая государственность имела (и продолжает иметь) для России. Само ее рождение, становление государственности и наибольший расцвет которой связаны непосредственно с монархическим строем: "Вспомните, братие, судьбы любезного Отечества Нашего! - благовествует знаменитый наш богослов и проповедник архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов, 1800 -1857).- Кто просветил его светом истинной веры и благочестия? Цари православные. Кто основал, расширил, укрепил его и украсил его памятниками веры и славы народной? Цари православные. Кто призвал к нам науки и искусства, образовал наши нравы, приучил к трудолюбивой промышленности, водворил обилие и довольство? Цари православные. Словом, жизнь народа русского всегда нераздельна была с жизнью царей русских и опиралась на ней: вместе они трудились и преуспевали, вместе терпели и страдали. Вместе молились и уповали, вместе сражались и торжествовали..." (Слова, Беседы и Речи Т.V)."Нелепо отрицать, что именно Самодержавие возвеличило и утвердило Россию, вознеся ее к вершинам силы и славы, превратив удельное княжество Московское в величайшую империю мира", - подчеркивал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). К сожалению, ныне былая мощь, слава, величие и благочестие России искусственно принижаются и замалчиваются историками, а облики Помазанников Божиих рисуются в превратно - искаженном свете. "В сознании русского народа Самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный самим Богом факт, - отмечал священник Павел Флоренский (1882-1943), - милость Божия, а не человеческая условность, так что Самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры...". "Если бы русские православные люди имели веру в Богооткровенные истины о царской власти, то они могли бы с успехом бороться с врагами нашей Родины, ее погубившими", - утверждал архиепископ Серафим (Соболев), касаясь причин поражения русского православного Царства от диавольской революционной стихии. Церковь Христова освятила царствование православных Государей, духовно окормляла их при разработке учения о "симфонии", суть которой заключается в гармоничном взаимоотношении между Церковью, в лице Патриаршей власти и государством, в лице Царской власти. "Догматическое и юридическое основание Православное Самодержавие получило, - как пишет митрополит Иоанн (Снычев), - в знаменитых новеллах (т.е. законах) императора Юстиниана (+565), признаваемых Церковью наравне с соборными деяниями и включенных в составленный святым патриархом Фотием Номоканон, а затем и в Славянскую Кормчую". "Величайшие блага, дарованные людям высшею благостию Божией, - говорится в них, - суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника составляют украшение человеческой жизни". И сама жизнь опытно подтвердила и веско удостоверила, что всякое уклонение от этого учения существенно искажает богоугодную форму государственной власти, и напротив, неуклонное следование ему - приносит наилучшие, по сравнению со всеми иными формами правления результаты. "Два священных идеала должны освещать наш путь в борьбе за Россию: Православие как основа нашей народной жизни, и Самодержавие, как государственный идеал России",- писал В. Ф. Иванов в начале 30-х гг. XX в. "Православие, Самодержавие и Народность... суть такая же жизненная истина для России, как крылья для птицы, как воздух для тех, кто дышит", - проникновенно взывал забытый ныне поэт и пламенный монархист конца XIX - начала XX в. В. Л. Величко (1860-1903). "Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность, - находим у святого последних времен Феофана Затворника (1863), - вот что надобно сохранять! - Когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя". Действительно, именно эти идеалы составляли и всегда будут составлять саму сущность Святой Руси, битва за возрождение которой уже началась (а незримо не прекращалась и в годы богоборческого рабства русского народа!). И никакой здравомыслящий православный человек не может даже и представить Святую Русь в форме социалистического государства или президентской секуляризованной республики, но только лишь в достоинстве Христовой Царской России во главе с Православным Государем! Безразличное отношение православных людей к формам государственной власти (так называемая "аполитичность") - есть явление новое, нездоровое, опасное и ненормальное для русского человека. Слово Божие свидетельствует: "нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 13,1). Но Богоустановленной может быть только царская власть; всякая же иная , в том числе и агрессивно-богоборческая (к примеру, большевистская), или же безбожная (республиканская, демократическая), попускается Господом за грехи наши. "Поэтому вправе мы сказать, - писал св. Исидор Пелусиот, - что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей - беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему..." (Творения, ч.II, письмо 6-е).Эти беззаконники, похитившие царскую власть у русского народа - суть масоны-революционеры (временное правительство, затем большевики) А потому стремиться всем чадам Церкви Христовой, надлежит всегда к власти от Бога, к богоустановленной форме государственности, а не к самовольно созданным путем обмана и насилия (хотя и попущенным) способам правления. "Не будет Царя, не будет и России!" - предупреждали русские святые последних времен. "Не будет Царя - не будет и России, - вторит им князь Николай Жевахов, бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода - и русское государство неизбежно сойдет с пути, предуказанного Богом, И это понятно, ибо то, что Бог вручает своему Помазаннику, того не может вручить толпе". "Только монархический строй дает прочность России, - убеждал св. пр. Иоанн Кронштадтский свою всероссийскую паству, - при конституции она вся разделится по частям" (воистину так! Что мы и наблюдаем ныне.). Основа русскости есть не национальность, не профессия и не место рождения, а подлинная, воспринятая всем сердцем и всей душою, русская идеология, которая отражена в словах: Православие. Самодержавие. Народность. Это триединство заповедано русскому народу благочестивыми предками на все времена, до Второго пришествия Христа, как залог верности Православию и промыслительной вселенской миссии России! "Неразумны и неправдивы те люди, те писатели и ораторы, которые говорят, будто Православная Церковь Русская могла и может существовать при всяком государственном строе, начиная с республики. Надо голову потерять, чтобы говорить такие несообразности", - возмущался первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Антоний (Храповицкий). "Будем свидетельствовать, что никакая иная форма правления в России неприемлема, что наш государственный строй может быть только сообразным православной веры русского народа, так как только об этой власти говорят нам богооткровенные писатели и святые отцы", - писал архиепископ Серафим (Соболев). К сожалению, и ныне в среде православных русских людей каким-то странным образом уживается унаследованный от советской идеологической системы антимонархизм, сочетающийся с невежественным пренебрежительным отношением к Царской власти, к Помазанникам Божиим. Что самое печальное, подобное встречается не только среди мирян, но и священства. И уж совсем непонятна нынешняя лояльность нашей церковной цензуры в отношении антимонархических публикаций в православной периодической печати. Вспоминаются достойные признания в качестве канонической истины слова первомученика российского Митрополита Владимира (Богоявленского,1848 -1918): "Священник не монархист не достоин стоять у Св. Престола". Насколько же актуально звучат слова Владыки в наши дни! По мысли архиепископа Серафима (Соболева), те православные люди, которые исполнены антимонархическим настроением, должны немедленно покаяться в том, ибо антимонархизм есть не что иное, как внутренне носимое бунтарство против Помазанника Божия, грех противления, иными словами, скрытое беснование. Впрочем, довольно часто имеет место, иная позиция, заключающаяся в полном безразличии, выдаваемом за христианское смирение и терпимость, в том числе, ко всякой внешней и внутренней политике государства. Такая позиция не менее ущербна и гибельна, ибо по сути своей близка к осужденной в Священном Писании "теплохладности". (Ср. Откр. 3, 15-16). Совершенно иные примеры видим мы в истории Отечества нашего, например, в грозном обличении незаконной самозванной власти Святейшим Патриархом Гермогеном (1530-1612), замученным врагами России, но не отрекшимся от правды. И ныне доносятся его пламенные слова ко всем оставшимся верным русской идеологии людям: "Благословляю верных русских людей, подымающихся на защиту веры, царя и Отечества, и проклинаю вас, изменники!". Нынешнее время характеризуется великим разбродом и шатанием умов. Идут поиски новых путей развития страны. Делаются попытки повернуть Россию на путь некоего общечеловеческого цивилизованного развития. Появляются в печати статьи некоторых авторов (именующих себя православными), в которых положительно оценивается отделение Церкви от государства (давняя мечта масонства!) и демократизация России. Совершенно ясно, что в настоящий период наше правительство не имеет достаточных возможностей для ведения самостоятельной полоитики, подобной провозглашенному некогда Столыпиным принципу: "Россия для русских!". Столь же очевидно, что гонимость Церкви Христовой со стороны секуляризованного государства неизбежна, хотя и может быть облачена в более завуалированные, нежели при большевизме, формы, не связанные с прямым насилием (например, через финансовое, налоговое закабаление и прочее). Богомудрые святые Отцы предупреждали, что мирное сосуществование безбожной власти с Церковью возможно лишь посредством компромиссов или отступлений от Христовой истины. Особый соблазн для последних времен будет представлять сребролюбие (пророчества преп. Серафима Саровского, свт. Игнатия Брянчанинова и других святых)... Вместе с тем, происходит все более зримое рассеивание бесовских чар и пробуждение умов у наших людей от величайшего помрачения, затмения и летаргического сна невежества. Множится число православных храмов, монастырей, патриотических объединений, монархических публикаций, идейных течений, православных издательств и просветительских организаций. Отвергнуть ныне Священную Монархию (к чему так настойчиво призывают антимонархисты всех мастей в России и вне ее), значило бы отвергнуть русский путь, русскую идеологию, богословие святых отцов наших, погубить дело возрождения Святой Руси! "Если мы будем считать вопрос о царской власти только проблемой, не будем иметь к ней надлежащего отношения на почве православной веры; если будем рассуждать - установлена она от Бога или нет, и даже утверждать, что она на священном Писании не основана, что сама по себе не имеет ценности и не может быть предметом нашего внимания, то при наступлении возможности возрождения России враги ее снова воспользуются недостойным отношением нашим к царской самодержавной власти. В таком случае этого возрождения мы не увидим никогда",- справедливо утверждал арх. Серафим (Соболев), глубоко и всесторонне исследовавший аспекты православного учения касающиеся монархии. Промыслом Божиим даруется ныне русскому народу открытие подлинной исторической правды, касающейся разрушения России и ея духовного пленения антихристианскими силами. И сквозь густой еще мрак невежества и лжи, удушающей атмосферы нравственного растления и всеобщей растерянности, все явственнее слышится зов колоколов Святой Руси, все четче очертания порфиры и венца грядущего законного духовного Вождя, Хозяина земли русской - Белого Православного Царя!
|
|
|
Монархистъ № 43, 2002, АРХИВ |