К 100-летию со дня
кончины
Е. Лукашевский
Великий ученый и патриот
2 февраля 2007 г. исполнилось 100 лет со дня кончины
великого русского ученого, мыслителя и патриота
Дмитрия Ивановича Менделеева. Трудно припомнить
отрасли знания, которые не были бы связаны с его
научными интересами. В обывательском сознании
его имя ассоциируется, прежде всего, с
«изобретением» периодической таблицы
химических элементов.
Более сведущие люди знают о нем, как о виднейшем
стороннике протекционистской политики, крупном
государственном деятеле, тайном советнике и
многолетнем управляющем Главной палаты мер и
весов, близком друге министра финансов С. Ю.
Витте.
Не останавливаясь на общеизвестных моментах,
связанных с жизнью и деятельностью ученого,
попробуем осветить то, что мало известны широкой
общественности, а именно его философских и
общественно-политических взглядах, которые у
некоторых людей возможно вызовут недоумение.
Уже будучи ученым с мировым именем, Менделеев
много ездит по России, видит необходимость
превращения империи из аграрной страны в
индустриальную. Бывая за рубежом, он отмечает
сильные стороны отечественной научи и техники.
По возвращении из США Дмитрий Иванович указывал:
«Нашим бакинским техникам нечему учиться у
американцев относительно перегонки, можно если
что позаимствовать, так это некоторые
механические приспособления». Но в то же время он
видит зависимость российской экономики от
иностранного капитала, в частности, нефтяной
промышленности, за которой он видит большое
будущее, от Нобилей и Ротшильдов, и делает все
возможное, чтобы избавить России от этой
зависимости.
В это время наблюдается сближение Д. С.
Менделеева с видными государственными деятелями
Н. Х. Бунге, И. А. Вышнегадским, а позднее с С. Ю.
Витте.
В своем письме к Витте Менделеев указывал:
«Оставив педагогическую деятельность… я хотел
все свое время отдать изданию газеты… Основной
целью своей газеты я считал развитие начал
протекционной политики, которую считал как и до
сих пор считаю, единственным способом спасения
России от увлечения политическими бреднями и
путем к верному прогрессу и просвещению в его
истинном, жизненном смысле…»
В предисловию к изданию «Основ химии», он пишет:
Наука давно перестала чуждаться жизни и написала
на своем знамени «посев научный взойдет для
жатвы народной».
Наука для Менделеева была не забавой праздного,
хотя и любознательного ума. Наука — это не
роскошь, а настоятельная необходимость, прежде
всего для идущей вперед России. «…политика,
устройство, образование и даже оборона страны
без развития промышленности не мыслима». Наука и
промышленность — вот мои мысли». Он был
противником «науки для науки». Наука должна
служить интересам людей.
Протекционизм, как государственная политика не
есть панацея от всех зол, но для России, позднее
вступившей на путь промышленного развития, он
совершенно необходим.
Лозунг «свободного рынка» (фритредерство)
ставший девизом «свободного» капитализма и
означающий полное невмешательство
правительства в торгово-промышленные отношения,
имеет английское происхождение, но он не всегда
был присущ и Англии. лозунг свободы торговли и, в
целом, предпринимательства, стал складываться в
Англии после того, как «эту торговлю сильнейшими
и исключительными покровительственными мерами
английскому мореходству («навигационный акт» 1651
г.) довели его до преобладания над мореходством
всех других стран». К этому времени высоко
развитая английская промышленность «требовала
сильного вывоза», а производство
сельскохозяйственной продукции, требовала
ввоза. По английскому пути очень скоро пошли
Голландия, Бельгия, Франция. Лозунг свободной
торговли, а вовсе не политическая свобода,
становится основой европейского либерализма. Но
уже со второй половины XIX в. германская и даже
американская экономика, предпочитает опору на
принципы протекционизма. Этого же настоятельно
требует и российская экономика.
Придавая огромное значение производству товаров
первой необходимости, прежде всего, производству
сельскохозяйственной продукции, особенно хлеба,
Менделеев указывал, что исторический опыт
Англии, нам не подходит. Для этого нужны
хлебовывозящие колонии. Для Англии таковыми
являлись Канада и Австралия. Для России же
хлебопроизводящей страной является она сама и
она не может подрывать основы своего
благосостояния.
Поэтому высоко оценивая государственную
деятельность И. А. Вышеградского на посту
министра финансов, он совершенно не был согласен
с его политикой вывоза хлеба в Европу в
неограниченных размерах, даже в голодные годы. В
этом смысле для России важнее опыт США. «Не
подлежит сомнению — пишет он в своем завершающем
труде «Заветные мысли», — что обширнейшие
страны, подобные С-А.С.Штатам, России, Китаю,
Австралии, Бразилии и т. п., обладающие множеством
природных богатств, тем самым наиболее пригодны
для получения очевидной пользы от развития в них
через протекционизм всяких видов
промышленности, начиная с торговли». Но при всей
важности таможенной политики, главной задачей
экономики Менделеев считает развитие
отечественной промышленности. Этому вопросу
Менделеев посвящает целый ряд страниц глубоко
философского характера.
Одна из глав его «Заветных мыслей», посвященная
истории возникновения и развития промышленности
звучит как философская поэма. Говоря о раннем
этапе развития промышленности, Менделеев
включает в это понятие всю совокупность
созидательной деятельности человека, включая
сюда и земледелие, т. е. фактически отождествляя
ее с материальной культурой. Однако, в прямом
смысле этого слова, промышленность формируется
по мере процесса разделения труда и, естественно,
широкой трудовой кооперации. «Понимая это слово
в широком смысле (промышленность), не только
связывает людей общими интересами, но и прямо
стремится к мирному течению всех дел между
людьми как внутри государства, так и между
государствами». «Производя свои товары для
пользования других людей, …промышленность
принадлежит к тому разряду людских действий,
который должен быть явно отличен от экзотических
и причислен к альтруистическим, хотя вопросы
нравственные или моральные при установлении
промышленности не играют прямой роли».
В то же время, «хотя происхождение социализма
должно искать в глубокой древности, …учение это
стало приобретать последователей
преимущественно во вторую половину XIX столетия.
Сущность этого учения настолько известна, что я
не считаю надобным на этом останавливаться, …
Внутреннее противоречие между красивым название
и некрасивым содержание социального учения
ведет к тому, что умы пытливые и уравновешенные,
стали отвергать это учение и оно увлекло только
малоразвитых людей, в которых погашена живая
струна личной инициативы, и впереди видится
только потребность в хлебе насущном и в
удовлетворении низких склонностей. Следствия
социализма очевидны: застой и неизбежность
порабощения новыми, или свежими, народами,
чуждыми утопических увлечений социалистов, для
них общее благо низводится исключительно только
до сытости».
В истории человечества борятся два начала:
стремление к индивидуальному благу и к благу
общественному. С моральной точки зрения, мы
казалось бы должны отдать свои симпатии второму
началу. Но вся история говорит о том, что забота о
«своем» имеет явный приоритет перед заботой об
«общем». Менделеев постоянно подчеркивает, что
он не материалист, но и не идеалист. Он реалист.
Именно забота о себе, своей семье, своей Родине
является важнейшим условием прогресса вообще. А
уже потом появляется забота о «человечестве».
Пусть народная поговорка «своя рубашка ближе к
телу» несет оттенок цинизма, но она честнее и
правдивее, чем сентиментальные сюсюканья «самых
человечных из человеков».
«Моя мысль об отношении единоличного к общему,
или индивидуального к социальному (которое явно
должно отличать от социалистического), скажется,
я полагаю, еще яснее, если я выражу уверенность,
что глубокие изменения во множестве прежних,
стародавних отношениях, заставят, по поему
мнению, признать наше время концом «новой»
истории и началом «новейшей» или современной.»
Сам Менделеев в разговоре с И. С. Тургеневым,
откровенно называет себя «постепеновцем».
Историю подталкивать в ту или иную сторону
нельзя. Нужно понимать тенденцию ее развития и
способствовать ей.
Конечно, капитализм при всей своей неизбежности
и прогрессивности, имеет свои отрицательные
стороны, но Менделеев был против культивирования
классовой борьбы. Развитие науки, техники,
промышленности, а в качестве альтернативных
средств - частному капиталу – образование
капиталов самих рабочих, как мелких вкладчиков и
использование артельно-кооперативного способа
противостояния крупному капиталу.
Духом реализма пронизана и вся философская
система, представленная во взглядах Менделеева.
По мысли ученого, реалистическое отношения к
миру лежит в основе мировоззрения русского
человека. Русский человек руководствуется
здравым смыслом, а не предвзятыми суждениями,
которыми пропитаны и идеализм и материализм.
«Истинный идеализм и истинный материализм
представляют собой продукты древности, реализм
же дело новое сравнительно с длиной исторических
эпох», — говорит Менделеев в «Заветных мыслях». В
то время как «идеализму и материализму
свойственно стремление к наступательным войнам,
определяемым или просто материальными
побуждениями и нуждами, или идеальными
стремлениями народов…, реализм всегда идет
против всяких наступательных войн и стремится
уладить противоречия из действительных
обстоятельств».
«Идеалисты и материалисты видят возможность
перемен лишь в революциях, а реализм признает,
что действительные перемены совершаются только
постепенно, путем эволюционным.
Крайности идеализма в политической жизни
приводят к фанатизму, искажающему истинно
религиозное чувство. Примеров здесь можно
привести сотни. О революциях под знаменами
«воинствующего материализма» говорить не
приходится. Они совершались на глазах последних
поколений.
Реализм присущ некоторым народам по
преимуществу. Но лучшим примером народа с
«реальными представлениями» является русский
народ. «Это видно уже в том отношении, какой
замечается у нашего народа ко всем другим, в его
уживчивости с ними, в его способности поглощать
их в себя, а более всего в том, что вся наша
история представляет пример сочетания понятий
азиатских с западноевропейскими». В этом плане
Дмитрий Иванович находит ряд черт, сближающий
русский народ с китайским, народом миролюбивым,
трудолюбивым и придерживающийся на протяжении
всей истории добрососедских отношений с России.
«Как принципиально убежденный реалист, — пишет
Дмитрий Иванович, — я принадлежу к числу уже не
малочисленных ныне противников всяких войн,
поклонников мирного улаживания всяких
международных столкновений. Но это вовсе не
значит, по моему мнению, что разоружение страны
можно было бы ныне же начать даже в такой
многоземельной стране, какова России. Она
лакомый кусок для соседей Запада и Востока
потому именно, что многоземельна, и оберегать ее
целостность народными средствами необходимо
ради одной уверенности в том, что срединный наш
народ имеет в себе задатки того реального и
здорового сочетания идеализма с материализмом,
которое должно содействовать развитию высших
начал человеческой жизни.»
Это писалось накануне вероломного нападения
Японии на Россию. Менделеев внимательно
следивший за развитием международных событий
хорошо понимал неизбежность столкновения с
Японией.
Не случайно в это время Менделеев остро
интересуется такими проблемами, как освоение
Северного морского пути. Он даже вступает в
полемику с адмиралом Макаровым, настаивающем на
том, чтобы морской путь на Восток через Ледовитый
океан шел, так сказать «естественным» путем,
вдоль берегов северных морей, пробивая себе путь
с помощью ледоколов. Но дело не только в том как
проникнуть на Дальний Восток, дело в самом
принципе выхода России к берегам Тихого океана.
Подобно тому, как Петр Великий поставил своей
задачей прорубить «окно в Европу», а Екатерина
Великая — открыть выход к Черному морю,
Императоры Александр II и Николай II поставили
своей целью проникнуть к Тихому океану. Решались
два важные для России задачи — заселение
Восточной Сибири и Приамурья русским, в основном
крестьянским населением, и создание на берегах
Тихого океана необходимых для торговли и
обороноспособности России, торговых портов и
морских крепостей.
Кое-кто считал, что это совершенно ненужная
затея. Некоторые сомневались даже в
целесообразности Транссибирской железной
дороги. Менделеев выступал против таких
обывательских взглядов. Продолжая линию своего
великого предшественника М. В. Ломоносова, он
писал: «Только неразумное резонерство
спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые
люди видели в ней великое и чисто русское дело…
путь к океану — Тихому и Великому, к равновесию
центробежной нашей силы с центростремительной, к
будущей истории, которая неизбежно станет
совершаться на берегах и водах Великого океана.»
Возвращаясь к «китайской теме», Менделеев
вступает в полемику со «своим покойным другом» В.
С. Соловьевым по поводу «желтой опасности». Вл.
Соловьев в своих произведениях предупреждал
Россию и Европу об опасности со стороны Китая,
угрожающего нашествием на
европейско-христианскую цивилизацию. Менделеев
же еще раз подчеркивает, что исторически
сложившиеся отношения между Китаем и Россией не
таковы, чтобы нам бояться агрессии со стороны
Китая. «У русского народа нет и тени того
высокомерного отношения, с каким к китайцам
относится большинство других европейцев, и
китайцы, …к русским дружат больше, чем к иным
народам».
История показала, что нашими врагами
действительно оказались не китайцы, а японцы, за
которыми стояла экономическая и политическая
поддержка Великобритании и США.
Предсказывая, что униженный Китай будет вовлечен
во всемирное прогрессивное движение, не без
помощи России, «сперва при помощи железных дорог
и пароходов, потом при помощи фабрик и заводов»,
Менделеев противопоставлял «самобытный» и
«благодушный» Китай «дерзкой», но
подражательной «Японии, ставшей после
приобщения к европейской культуре вызывающе
враждебной России.
Внимательно следя с самого начала за событиями
русско-японской войны, Менделеев давал им
глубокую оценку. С моральной стороны японцы
поступили как коварные негодяи. Хотя война
висела в воздухе, но миролюбие российского
Императора, проявленное им хотя бы в созыве
Гаагской конференции, было способно
предотвратить ее, без какого-либо ущерба для
Японии. Но для русского человека «коварство и
японцы до некоторой степени сливаются».
Тем не менее, анализируя события военных
действий, Менделеев справедливо указывал, что
победа, в конечном счете, была бы на стороне
России «Если бы задорная спешливость,
определившая посылку флота, лишенного опыта и
береговой поддержки, не была бы вызвана
состоянием умов… которые старались изо всех сил
представить все русское отношение к японской
войне в ложном свете…».
Флот после поражения I Тихоокеанской эскадры и
гибели адмирала Макарова, уже не мог играть
активной роли, и все надежды на победу должны
были быть связаны с сухопутными силами, которые
после завершения строительства
кругобайкальского участка КВЖД, постоянно
прибывали в большом количестве на фронт.
Менделеев дает высокую оценку стратегии А. Н.
Куропаткина. Мудрая «медлительность» русского
военачальника была сродни
«осторожно-медлительному» образу действий Фабия
Максима, М. Б. Барклая-де-Толли и М. И. Кутузова.
«До скопления наших сил в надлежащем количестве
и до наступления явных следов ослабления
противника лучше всего было действовать так, как
вел дело А. Н. Куропаткин». Ведь театр военных
действий располагался на территории, Китай за
сотни верст от границ России. Грамотная
финансовая политика С. Ю. Витте, к которой имел
отношение и Менделеев, способствовала тому, что
наши финансисты были в отличном состоянии, а
Япония была на грани финансового краха.
Проанализировав причины наших неудач в войне, и
отметив, что главной из них были «беспорядки,
начавшиеся 9 января», Менделеев приветствовал
«Манифест (17 октября 1905 г.) доброго, великодушного
царя».
Пришло время не спеша и обдуманно отнестись к
«желательным изменениям правительственного
строя». Не отрицая своего рода «пригодности» для
ряда стран республиканского строя, Менделеев
настаивает на особой значимости для России строя
именно монархического.
«Единение и объединение России, ее просвещение
духовное и умственное, ее силы внешние и
внутренние и даже ее зачатки промышленного и
прогрессивного строя влиятельно определились
монархами, что не только теперь, но и в
предвидимом будущем Россия была и будет
монархической страной, хотя части России
республики когда-то пробовали».
Это не значит, что России не может пойти на союз
как экономический, так и политический с
какой-либо республикой. Россия должна
руководствоваться прежде всего, своими
государственными интересами. Времена Священного
союза монархов, к сожалению прошли и не оправдали
себя. Позиции благородного монархического
сотрудничества, которого твердо придерживались
Российские Императоры от Александра I до
Александра II, не нашли поддержки со стороны
других монархов Европы, ставших игрушкой в руках
буржуазно-демократических кругов «своих» стран.
Невольно вспоминаются слова Ивана Грозного
королеве Елизавете: «Но, видно, у тебя, помимо
тебя, другие люди владеют, и не только люди, а
мужики торговые».
«Союз с Францией, составляющей зрелый плод
миролюбия императора Александра Александровича,
так желателен, понятен и полезен России и
Франции, что над ним нет надобности
останавливаться».
Крепкий и основанный на геополитических реалиях
России и Франции, необходимо дополнить союзом с
Китаем. «Для меня все настоящее и все
предстоящее, даже все прошлое говорит в пользу
такого союза.»
Что же касается самой России, то «завоевательных
войн она сама не затевает, в том уверены не только
мы, русские, но и все сколько-либо знающие Россию,
которой у себя дома дел кучища».
Высоко оценивая дарованные Государем
законодательные инициативы, Менделеев считает,
что эти инициативы должны быть направлены не на
рассмотрение и обсуждение бесчисленных
межпарийных споров, а на развитие «блага
народного», сообразуясь с мерой роста
направленных начал, что зависит не только от прав
граждан, «но и от их обязанностей», определяемых
убеждениями, обычаями и законами». «Прежде чем
требовать что-либо от других непременно надобно
оглянуться на себя самих и подать личный пример:
порядка, трудолюбия, немногоглаголания,
снисходительности, деловитой разумности и
постепенной последовательности».
Менделеев предлагает целый ряд нововведений,
касающихся вопросов экономики, в частности
учреждение министерства промышленности,
долженствующую играть важнейшую роль в жизни
государства. Он обращает внимание на
необходимость передачи в руки частных лиц целого
ряда убыточных для государства отраслей
народного хозяйства в частности некоторых
заводов и железных дорог. «Желательно, чтобы
русский народ… свое трудолюбие умножил для
разработки природных запасов богатой своей
страны, не вдаваясь в политиканство, завещанное
латинством, его, как и евреев, сгубившее и в наше
время подходящее лишь для народов, уже успевших
скопить достатки. во много раз превосходящие
скудные средства, скопленные русскими. Прочно и
плодотворно только приобретенные своим трудом».
Сложно охватить в небольшой статье весь спектр
мыслей и забот великого ученого и мыслителя. Это
и забота о росте населения России, и вопросы
педагогики, просвещения и высшей школы (причем
взгляды Менделеева во многом шли вразрез с т. н.
«консервативной» системой образования,
созданной гр. Д. А. Толстым), и борьба с ростом
монополий.
Экономических сочинений у Менделеева много. В их
числе фундаментальные работы последних лет:
«Заветные мысли» (1903-1905), «К познанию России»
(1905-1906).
Менделеев был автором Таможенного тарифа 1891 г. К
работе над ним его привлек министр финансов И. А.
Вышнеградский, с которым они были знакомы еще по
учебе в Педагогическом институте. С. Ю. Витте
писал в своих мемуарах: «Вопрос о значении
промышленности в России еще не оценен и не понят.
Только наш великий ученый Менделеев, верный мой
до смерти сотрудник и друг, вопрос этот понял и
постарался просветить русскую публику».
С другой стороны, взгляды Менделеева вызывали
споры и возражения с разных сторон. Одним из
постоянных его оппонентов был Л. Н. Толстой.
Против его взглядов выступали и народники и
журналисты из суворинского «Нового времени». Их
лозунг: «Россия – страна мужицкая». А между тем
на баррикады в 1905 г. шли именно люди с «мужицким»
менталитетом. И Менделеев, горячий враг
всяческих революций, это прекрасно понимал. «Мы
уже, — поверьте, — были бы далеки, если бы не
стремились к переворотам и не вызывали бы тем
самым реакции.
Были, конечно же, у Менделеева и союзники. Среди
них, помимо С. Ю. Витте, И. А. Вышнегородского и Н. Х.
Бунге, следует отметить Великого князя
Константина Константиновича, замечательного
поэта, президента Академии Наук. Августейший
поэт горячо отстаивал русскую науку и видел в
Менделееве одного из крупнейших ее
представителей. В 1880 г. Менделеев не был избран
членом Академии наук. Вместо него академиком
стал швед Баклунд (не знавший русского языка) и Ф.
Ф. Бельштейн — автор справочника по органической
химии. В дневнике Великого князя появляется
запись: «Был у меня академик Николай Николаевич
Бекетов — специалист по химии… Я поговорил с ним
о профессоре Менделееве, которого мне бы очень
хотелось завербовать в Академию, как ученого
выходящего из ряда обыкновенных. Против него
будет много голосов, но я надеюсь, что мы русские,
превозможем». Повторяется история с Ломоносовым.
Стараниями А. М. Бутлерова и Н. Н. Зинина удалось
добиться избрания Менделеева
член-корреспондентом Академии наук.
Будучи ученым и государственным деятелем,
Менделеев был и глубоким знатоком и ценителем
искусства. Его сын, Иван Дмитриевич, писал: «Отец
страстно любил живопись и скульптуру, составлял
художественные коллекции и, можно сказать дышал
искусством, как наукой, которые считал двумя
сторонами единого нашего устремления к красоте,
к вечной гармонии и высшей правде». Менделеев был
избран действительным членом Академии
художеств. Он дружил в И. Е. Репиным, И. Н. Крамским,
И. И. Шишкиным, Г. Г. Мясоедовым, Н. А. Ярошенко, А. И.
Куинджи, про картину которого «Ночь на Днепре»
написал специальную статью. Дружеские связи
соединяли Менделеева с композитором (и химиком)
А. П. Бородиным. К числу близких друзей ученого
следует отнести замечательного поэта-лирика А. Н.
Майкова, а Александр Блок стал зятем ученого,
женившись на дочери ученого Любе.
А вот еще один показательный пример работы
Менделеева. Спиритизм был в моде среди
аристократических кругов Петербурга. Зная цену
всякого рода модным суевериям, Менделеев одно
время стоял в стороне от этих вопросов. Но среди
спиритов оказались умные и уважаемые им люди
—крупный зоолог и детский писатель Н. П. Вагнер,
писавший под псевдонимом «Кот Мурлыка» и
основоположник органической химии А. М. Бутрелов.
«Я решился броситься против суеверия… Противу
профессорского авторитета следовало
действовать профессорам же. Результата достигли
— бросили спиритизм. Не каюсь, что хлопотал
много», писал Менделеев. Многие считали, что
спиритизм — «мост для перехода от знания
физических явлений к познанию психических».
Строго придерживаясь в религиозных вопросах
православия (без кликушества и фанатизма), а в
области философии, оставаясь «реалистом»,
опирающимся на данные науки, Менделеев осознавал
психологическую основу спиритизма. Сказывалось
неудовлетворенность, как примитивным
философским материализмом, так и православным
учением о вере и надежде на всеблагого Бога,
которые «ученые люди» уже «переросли».
Менделеев был решительным противником
«иллюзорности», как в жизненных так и
философских вопросах. В послесловии к «Заветным
мыслям» он высказывает «заветнейшую мысль о
нераздельности таких отдельных граней познания,
каковы: вещество, сила и дух; инстинкт, разум и
воля; свобода, труд и долг. Последний должно
признать по отношению к семье, родине и
человечеству, а высшее сознание всего этого
выраженным в религии, искусстве и науке».
В неопубликованной статье «Мировоззрение»,
критически оценивая новейшие физико-философские
направления, вроде эмпириокритицизма, Менделеев
с грустью указывает на то, что мировое научное
сообщество занято «стремлением найти вновь
как-то затерявшееся «начало всех начал», исходя
то из субъективной самостоятельной точки зрения,
то из какого-то абстрактного единства, будь оно
энергия вообще, или, в частности, электричество,
или что-либо иное — только не древнее исходное
начало, Богом наименованное».
Интеллигенция привыкла держаться «последнего
слова науки», но она не понимает, что же на самом
деле происходит в науке и погружается в
скептицизм.
Скептицизм еще в глубокой древности сгубил устои
древнего мира и начинает проникать в сознание
современных людей. Колеблется вера в авторитет и
«непогрешимость» науки, а вместе с тем, и
уверенность в реальность мира, в его смысл.
«Последних слов в науке» будет сказано еще
великое множество, но надо помнить слова
великого Ньютона, что наши знания это лишь
«песчинки на берегу океана неизвестности»,
который предстоит изучать бесчисленным
поколениям.
Общество, государство, также имеют свои законы и
их необходимо познавать и действовать на основе
познанных законов. Великий ученый и
государственный деятель, многие годы
возглавлявший государственное учреждение и
научный центр мирового значения — Главную
палату мер и весов, бессменный председатель
физико-химического общества при Петербургском
университете, действительный тайный советник,
это был человек, стоявший почти у самого руля
великой монархии и хорошо понимающий ее задачи.
Смерть настигла великого ученого и мыслителя,
горячего патриота России и верноподданного
русского царя 2 февраля 1907 г. Прах его покоится в
Петербурге на Волковом кладбище. В 1911 г. в
квартире Менделеева в главном здании
университета, где он проработал в течение
двадцати пяти лет, был открыт мемориальный музей.
Государь Император Николай Александрович
соизволил прислать вдове Дмитрий Иванович
следующую телеграмму: «Разделяя искренне ваше
горе, выражаю вам чувство сердечного
соболезнования в постигшей вас тяжкой утрате. В
лице незабвенного Дмитрия Ивановича Россия
лишилась одного из величайших своих сынов».
Е. Лукашевский |