№ 41-42 | Санктъ-Петербургъ |
годъ 2001 |
СОДЕРЖАНИЕ: | ||
ВЕЛИКИЙ
КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ: "Я ОБЯЗАН ПОДДЕРЖИВАТЬ АВТОРИТЕТ ДИНАСТИИ" |
Предлагаем вашему вниманию интервью с Его Императорским Высочеством Наследником Цесаревичем Великим Князем Георгием Михайловичем. Эта беседа уже была опубликована в ряде изданий, но редакция газеты "Монархист" полагает, что еще далеко не все желающие смогли с ней ознакомиться. Текст приводится по бюллетеню Российского Имперского Союза-Ордена "Имперец" (№27 '01). |
Андрей Сорокин: |
САМОДЕРЖАВИЕ И ПРОГРЕСС. Одним из главных "аргументов" противников монархической формы правления является аксиоматическое, с их точки зрения, утверждение о том, что самодержавный строй является тормозом экономического, социального и культурного развития. Российскую империю они отождествляют с "безнадежной промышленной, научной и технической отсталостью, массовой безграмотностью, беспросветной нищетой и рабским гнетом". Со школьной скамьи подсоветскому и постсоветскому "гордо звучащему человеку" внушалось, что революция была единственным способом спасти Россию от гибели, к которой вел ее "старый режим". Однако, обратясь к беспристрастным статистическим данным дореволюционной жизни нашей страны, мы с полной очевидностью убеждаемся, что именно во времена монархии Россия достигла таких показателей действительного прогресса, какие и не сняться "борцам за лучшее будущее всего человечества" или радетелям "нового мирового порядка". |
Михаил Кулыбин: |
ИМПЕРИЯ - ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ, СУДЬБА И ДОЛГ РОССИИ. Сегодня мы вспоминаем о принятии Царем Петром Алексеевичем Императорского титула. 280 лет назад Россия официально стала именоваться империей. Каковы были исторические предпосылки этого события? Как имперское прошлое влияет на судьбу Российской государственности? Об этом и хотелось бы подумать сегодня. |
Евгений Лукашевский: |
ОСОБА ГОСУДАРЯ, КАК ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИИ. Основная идея Монархии очень кратко и ярко выражена в словах А. С. Пушкина, сказанных им незадолго до смерти: "Должен быть один человек, стоящий выше всего, выше даже закона". Любопытно, что фразу эту произнес великий свободолюбец, писавший в начале своего творческого пути: |
Валерий Локтющенков: |
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВИЧ И РУССКАЯ ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ ПОСЛЕ 1917 ГОДА. Огромная Российская Империя сумела объединить самые различные этносы, для которых была близка не столько русская национальная культура как таковая, сколько личность Государя, воспринимаемого разными народами в качестве их собственного Суверена. Отсюда и тесная связь между свержением Монархии в 1917 г. последующим распадом великого многонационального государства. |
НАША ПОЧТА |
А. Савельев (Москва): |
О ПОЛЬЗЕ ЕДИНОНАЧАЛИЯ. Размышляя о моем пути к монархическим убеждениям, я вспомнил сейчас, как в одном банке безуспешно пытался наладить коллегиальную работу правления. Председатель Правления, совладелец банка, боялись личной ответственности за принимаемые решения и пытался снять ее с себя, вынося решения на голосование Правления. Картина получалась абсурдная. Понимая, "кто в доме хозяин", члены Правления голосовали солидарно с председателем. Председатель думал, что его решения правильны, и был спокоен. А члены Правления знали, что в случае каких-либо провалов все равно отвечать будет в первую очередь председатель, и потому голосовали без особых размышлений. В итоге получился конфликт, масса обиженных, а банку пришел "каюк". |
ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ. |
Св. Император Юстиниан Великий, VI Новелла |
К СОДЕРЖАНИЮ | |
ВЕЛИКИЙ
КНЯЗЬ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ: "Я ОБЯЗАН ПОДДЕРЖИВАТЬ АВТОРИТЕТ ДИНАСТИИ"
|
|
К СОДЕРЖАНИЮ | |
Автор: Андрей Сорокин
САМОДЕРЖАВИЕ И ПРОГРЕСС
|
|
К СОДЕРЖАНИЮ | |
Автор: Михаил Кулыбин ИМПЕРИЯ - ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ, СУДЬБА И ДОЛГ РОССИИСегодня мы вспоминаем о принятии Царем Петром Алексеевичем Императорского титула. 280 лет назад Россия официально стала именоваться империей. Каковы были исторические предпосылки этого события? Как имперское прошлое влияет на судьбу Российской государственности? Об этом и хотелось бы подумать сегодня. Прежде, чем начать разговор об имперской идее, и ее роли в истории России, хотелось бы определиться с терминами. Дело в том, что в настоящее время, когда в ходе общественно-политических и идеологических споров речь за ходит об "империи", каждый понимает это слово на собственный манер. По этой причине большинство дискуссий, даже если они ведутся не исходя из сиюминутных политических и экономических выгод полемизирующих сторон, заходит в тупик. Поэтому, перед тем, как приступить к основной теме своего доклада, представляется целесообразным сделать небольшое отступление, поясняющее какой именно государственный строй мы понимаем под термином "империя". Не вдаваясь в пространные теоретические рассуждения и исторические нюансы, попробуем составить приблизительную классификацию государственных систем, традиционно именуемых империями: - протоимперия - примитивное крупное государство, созданное путем завоевания одним народом ряда других, и держащееся, в основном, за счет методов силового подавления и принуждения. Эти образования были относительно недолговечны и государство -создатель империи - спустя небольшой срок, в лучшем случае, сокращалось до первоначальных размеров. В качестве примера можно привести Вавилонскую державу, Ассирию, государство хеттов и др.; - псевдоимперия - государственное образование, называющее себя империей (или сохранившее такой статус "по наследству"), но таковой, в действительности, не являющееся. К этому разряду можно отнести Священную Римскую империю германской нации, представлявшую собой фактически эфемерное объединение реально независимых немецких, северо-итальянских и некоторых других княжеств; или Византийскую империю периода упадка, когда она представляла из себя Константинополь с окрестностями и находилась в политической зависимости от турок-османов. Признаками империи эти образования не обладают; - колониальная империя - создается путем завоевания или освоения земель, населенных народами, достигшими значительно меньшего материально-технического прогресса. Характеризуется большими размерами, а также явным разделением на "метрополию" и "колонии". Последним, естественно, отводится роль поставщика дешевых материальных благ для обеспечения безбедной жизни нации -основательницы империи. Аборигены колоний (а в ряде случаев и колонисты) практически всегда юридически, а зачастую и имущественно лишены равноправия с обитателями метрополии. Классическими примерами такого рода империй являются Испанская и Велмкобританская; - империя истинная - крупное монархическое государственное образование, в котором народ-основатель проводит не узко-нациоиналистическую, а разумную имперскую политику. Выражается это в учете интересов, уважении обычаев и верований народностей, вошедших в состав империи, широком их участии в государственном строительстве. Отсутствует деление на "метрополию" и "колонии". Обеспечивается личное равенство всех граждан перед законом и равноправное распределение материальных благ во всему государству. В качестве примера подходят Римская империя, Византия времен расцвета, а также Российская империя; - тоталитарная империя - немонархическое государственное образование, типичными признаками которого являются идеологическая, партийная или личная диктатура, государственное подавление инакомыслия, отсутствие естественных правовых свобод граждан. Возникают такие государства, в основном, нелегитимным путем, после революционного свержения законного строя. Взаимоотношения между народом-основателем и прочими народностями формируются в зависимости от идеологической направленности режима. Примеры - "Третий Рейх" в Германии, Советский Союз, современный Китай; - неоимперия - государственное образование, не называющее себя империей, но в значительной степени являющееся таковой. Суть его сводится к "цивилизованному" созданию неоколоний, т. е. номинально суверенных стран, чья экономика настольно подконтрольна "метрополии", что государства находятся в полнейшей зависимости. Таким образом, не имея перед неоколонией никаких формальных обязательств (каковые имели перед своими заморскими владениями колониальные империи, например: защита от нападения, снабжение необходимыми товарами, производимыми в метрополии или других колониях, развитие экономической инфраструктуры, регулирование правовых взаимоотношений и т. п.), неоимперия имеет возможность бесконтрольного и беспрепятственного разграбления своих сателлитов. Более того, при попытке освободиться от слишком тесной опеки, подконтрольные страны подвергаются со стороны неоимперий откровенной военно-политической агрессии, лишь слегка закамуфлированной лицемерной фразеологией о защите прав какой-либо из групп местного населения. К неоколониям можно смело отнести значительную часть стран "третьего мира". Наиболее явная современная неоимперия - Северо-Американские Соединенные Штаты. Совершенно очевидно, что мы, русские монархисты, выступаем не за возрождение тоталитарной большевистской империи (в этом и заключается наше коренное отличие от представителей совпатриотического движения), но за восстановление империи истинной - Православного Российского Царства. Теперь, немного определившись с терминологией, можно приступать и к основной теме доклада. У крупнейшего русского эмигрантского публициста Ивана Солоневича, в его главном труде "Народная Монархия", высказана следующая замечательная мысль: "Каждый народ мира стремится создать... свою империю. Если он этого не делает, то не потому, что не хочет, а потому, что не может". Российское государство - государство имперское. Так почему Россия смогла стать Империей? Какими факторами определялась ее судьба? Какие выводы мы можем сделать из исторического опыта? И каковы стратегические перспективы возрождения традиционной Российской государственности? Начать надо, вероятно со следующей отправной посылки. Как о каждом человеке существует некий Божий промысел, так и каждому народу и государству мира Божественным Провидением уготована предназначенная только для него миссия в истории. Таким образом, судьба каждой страны представляет собой "сочетание промысла Божия и свободной воли людей (народа, правителей)", по выражению одного из виднейших богословов и церковных историков современности протоиерея Льва Лебедева. Судьба России - это судьба империи. Наша страна с момента зарождения в ней государственности строилась на имперских принципах. Дело не только и не столько в гигантских, особенно по европейским меркам, территориях. Кстати говоря, древнерусское княжество времени Олега Вещего или Игоря Старого (первая половина Х в.) приблизительно в четыре раза превосходило по площади крупнейшее государство Европы той эпохи - Римскую империю Карла Великого. И не в имперских амбициях русских князей (вспомним слова Святослава Игоревича, сказанные им матери -Святой Великой Княгине Ольге в 969 г.: "Хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина различные плоды, из Чехии и из Венгрии - серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рыбы"). И не в многонациональном составе населения государства, ведь помимо славянских племен (словене, поляне, древляне, дреговичи, кривичи, вятичи и др.), в его состав входили и преставиетели угро-финского этноса (чудь, водь, весь, меря, мурома и др.), прибалтийских племен (латгалы, ятвяги), чуть позже - и причерноморских кочевников (черных клобуков, торков, берендеев). И не в военном могуществе, которое было весьма велико (достаточно вспомнить походы на Константинополь 907, 941 гг., разгром хазарского каганата 967 г. и пр.). Помимо всего этого, древнерусское государство полностью соответствовало тем признакам истинной империи, которые приводились при условной классификации имперских образований. Во-первых, Древняя Русь была государством монархическим, в котором господствовал династический принцип (род Рюриковичей). А во-вторых, вошедшие в состав древнерусской империи племена не подвергались каким-либо гонениям или дискриминации. Для сравнения можно вспомнить печальную судьбу полабских и поморских славян, почти полностью уничтоженных в ходе германской колонизации. Именно как империю воспринимали Древнюю Русь и современники. В восточных источниках русский великий князь титуловался не иначе как "хакан-рус", т. е. "император русов". К слову, можно заметить, первым русским государем, по отношении к которому применялся титул царь был Ярослав Мудрый. На столпе Св. Софии в Киеве есть надпить ХI в. о "конине царя нашего Георгия" (крестильное имя Ярослава). А великий князь киевский Владимир Мономах получил от Византийского императора Алексия I Комнина знаки императорского достоинства. В 980 г. здание древнерусской государственности увенчалось принятием христианства в восточной (православной) традиции. Даже если не принимать в расчет глубочайшее мистическое значение этого акта св. равноапостольного великого князя Владимира, можно оценить этот шаг с точки зрения развития имперской политики. Многоплеменная и политеистическая страна нуждалась в объединяющей силе. Именно ею и призвано было стать христианство - религия, где "несть ни эллина, ни иудея". Принятие именно восточной традиции обусловлено такими важными, с позиции имперского подхода, соображениями, как проведение Богослужений на национальном языке (а не на непонятной латыни). Тем более что церковно-славянский язык (адаптированный к греческому вариант славянской речи) уже существовал. Кроме того, Православию изначально чужда претензия на верховную светскую власть, свойственная папизму. В то же время, в утверждении христианства трудно не углядеть особый Божий промысел о Руси. Ведь принятие Православия, произошедшее во время этногенеза проторусской народности и этатогенеза древнерусского имперского государства, стало определяющим для всей последующей судьбы России. Можно смело сказать, что Православие стало одной из основ формирования и русского национального самосознания, и самой российской государственности, что для рассматриваемой сегодня темы гораздо важнее. Провидением Господним оно (в чистом, неповрежденном виде, уже после эпохи великих ересей, столь пагубно отражавшихся на жизни Второго Рима - Константинополя) было заложено в сам фундамент русского государства, изначально влияло на его развитие и готовило к грядущей роли Третьего Рима. Как известно несовершенство юридической базы (лествичное право престолонаследия), пережитки старых, племенных традиций (народное вече, обособленность земель) и некоторые другие факторы фактически привели к распаду единой Древнерусской государственности (середина ХII в.). Попытки предотвратить этот процесс, предпринятые во второй половине ХII в. Св. великим князем Андреем Боголюбским (которого, кстати, современники называли "самодержцем"), натолкнулись на упорное сопротивление и со стороны удельных князей, и со стороны крепнущей боярской аристократии, заинтересованной в ослаблении центральной власти. В результате этого великий князь был убит заговорщиками, а самоубийственное внутреннее разделение продолжилось. И это в дальнейшем стало причиной потери политической независимости Руси (нашествие татаро-монгольских орд в первой половине XIII в. и установление ига). Как тут не вспомнить слова Господа нашего Иисуса Христа "всякое царство, разделившееся само в себе, не уцелеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит" (Мф. 12.25). Впрочем, в этих печальных событиях нельзя не углядеть еще одного проявления Божественного промысла о России. Внутреннее самоосознание русского народа как единого целого сохранилось. Политический центр государства переместился на Северо-Восток, где, в том числе и в силу многоплеменности населения, отсутствовала вечевая традиция, а преобладающее значение имела сильная княжеская власть. Необходимость борьбы с внешней политической зависимостью давала стимул к объединению разрозненных земель. А религиозное противостояние (особенно усилившееся после окончательного торжества в Орде ислама в начале ХIV в.) послужило предпосылкой для объединения русских людей в Православной вере. Все эти факторы легли в основу мощнейшего духовно-национального движения, охватившего русский народ в ХIV-ХV вв. Достаточно назвать таких святых, как Сергий Радонежский, Алексий Московский, Павел Обнорский, Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Стефан Пермский, чтобы представить себе масштабы этого явления. И это при том, что перечислены здесь только те, чьи труды и подвиги имели поистине вселенское значение. В целом же этот период дал Святой Православной Церкви сотни и даже тысячи святых подвижников. При этом, нельзя забывать, что явленные и почитаемые нами ныне святые представляют собой лишь, так сказать, верхушку айсберга, ведь это духовно-национальное движение носило поистине всенародный характер. В области государственного строительства за этот период мы видим такие фигуры, как великие князья Иоанн I Калита и Симеон Гордый (положившие начало объединению русских земель вокруг Москвы), Димитрий Донской (заложивший основу освобождения Руси от татаро-монгольской зависимости), Василий I и Василий II Темный (утвердившие принцип первородства в вопросе наследования престола) и, наконец, Иоанн III Великий, объединивший большую часть русских земель, окончательно покончивший с игом и принявший в 1497 г. титул Государя всея Руси. Фактически, это был первый титул, равнозначный императорскому, принятый русским монархом. А в 1503 г. Иоанн III в одном из посланий уже именует себя "Божией милостию, Царь и Государь всея Руси". А славянское слово "царь", как известно, восходит к императорскому титулу "цезарь" (как и немецкое слово "кайзер"). Для нас же очень существенным аспектом является то, что и второй этап формирования российской имперской государственности (поскольку в основе движения лежали центростремительные, объединительные устремления русского народа мы вполне объективно можем именовать его имперским) проходил под сильнейшим влиянием Церкви Христовой. Таким образом этногенез непосредственно великорусской народности и этатогенез российского государства имели в основе православно-национальное движение и зиждились на Божественном учении. Это понимали и современники. Вот что писал Константинопольский Патриарх Филофей великому князю Димитрию Донскому, "Я, как общий, свыше от Бога поставленный отец для христиан, находящихся по всей земле, по долгу своему, обязан и всегда стараюсь и забочусь о их спасении и молю за них Бога. Преимущественно же сие исполняю в отношении к вам потому, что среди вас именно обретаю народ Христов, который имеет в себе страх Божий, любовь и веру". Формирование единого Русского государства по времени совпало с еще одном событием всемирно-исторического значения. В 1453 г. пал Второй Рим - Константинополь. Крушение Православного Царства, а также небезуспешные попытки папизма навязать Церкви Христовой унию (Флорентийский собор 1443 г.) привели к тому, что центром как Церкви Божией, так и христианской государственности стала Русская Земля. В 1523 г. старец псковского Елеазарова монастыря Филофей сформулировал главный принцип объединившегося Российского государства: "Вся християнския царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя... то есть росейское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Так Москва стала фактическим центром вселенского Православия и приняла на себя миссию Рима - столицы христианской империи. Интересно, что все Русские монархи до конца XVII в. и сами воспринимали себя в качестве государей всех православных христиан мира. Официальное принятие в 1547 г. Иоанном IV Грозным царского титула и его церковное венчание на царство знаменовали собой окончательное восприятие Россией функций Православной империи во главе с Государем - Помазанником Божиим, чья главная цель - охранение Церкви Христовой и отстаивание правды Божией на земле. После этого знакового события имперская политика становится основой деятельности Русских Государей. Одно за другим ликвидируются Казанское (1552 г.), Астраханское (1556 г.) и Сибирское (1583 г.) ханства - осколки Золотой Орды. Бывшие поработители становятся покоренными; у Русского Царя появляются подданные-мусульмане. И что интересно: Иоанн IV Грозный, отнюдь не страдавший избытком гуманизма, категорически запрещает насильно крестить татар, повелевая принимать в лоно Церкви только тех, кто добровольно пришел в нее. Весь ХVII в. происходит великое дело мирного присоединения и освоения русскими первопроходцами бескрайних просторов Урала, Сибири и Дальнего Востока. И вновь торжество имперских принципов: туземцы обложены необременительной данью (ясаком), сохранены в неприкосновенности местные обычаи, традиции, верования, а также власть племенных вождей. Православные миссии работают, но насильно язычников, мусульман и буддистов в христианство никто не обращает. Прекращены междоусобицы, обеспечена надежная защита от внешних набегов. Русские переселенцы спокойно живут вместе с туземцами, даже не подозревая о таком понятии, как "межнациональный конфликт". Россия мирным путем, без завоеваний и захватов становится одной из мировых империй. Таким образом, мы видим, что принятие Царем Петром Алексеевичем Императорского титула, поднесенного ему Правительствующим Сенатом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, было лишь мерой, окончательно оформившей Россию в качестве империи, а Русского Православного Государя как императора. В сущности Российское государство изначально, промыслом Божиим, создавалось и развивалось как истинная империя, преемница Рима Ветхого и Рима Второго - Константинополя. Существенен и актуален и тот факт, что, несмотря на все пертурбации, произошедшие с Россией после 1917 г., наше государство продолжает оставаться империей, а русский народ сохраняет имперское мировоззрение. Все большевистские эксперименты по выведению новой исторической общности людей - "советского народа" не смогли вытравить основ традиционного менталитета. Уже упоминавшийся эмигрантский публицист Иван Солоневич в одной из статей отмечал, что "даже в... нынешнем, изуродованном и залитом русской кровью лике" Россия продолжает хранить имперскую сущность. Справедливо это утверждение и по сей день. Не случайно и в наше время ни одно русское узко-националистическое движение (в отличие, например, от псевдоимперской демагогии господина Жириновского) не имеет успеха в народе. Национализм нам свойственен совершенно специфический - имперский, а отнюдь не этнический. Фактически, в России ни один народ не был "чужеродной примесью", в империи было место всем, и никто не притеснялся и не угнетался. В ходе этого доклада неоднократно подчеркивался тот факт, что самые этатогенез государства и этногенез русской нации имели изначально имперскую сущность. Это легло в основу формирования национального мировоззрения. И именно это предопределило имперский менталитет нашего народа, который не смогли уничтожить ни большевистские эксперименты, ни постсоветские демократические преобразования. Любая политика, не учитывающая этого факта обречена на провал. Причем это относится как к расчленительским тенденциям, свойственным демократически ориентированным организациям, так и к претензиям на создание в этнически-русского государства, что характерно для некоторых националистических организаций. Более того, представляется, что именно учет имперского менталитета русского народа, в значительной степени предопределило успех политики нынешнего президента Российской Федерации Владимира Путина. Империя не некий временный фактор в исторической судьбе нашего государства, это предназначение России, определенное ей промыслом Господним. Божественному Провидению, по человеческой греховности, в силу мнимых сиюминутных политических и дипломатических выгод, можно противиться. Но ничего хорошего выйти из этого не может, что наглядно демонстрирует весь ход русской истории. Но не будем забывать и о втором важнейшем признаке истинной империи, который мы выделили в начале этого доклада, а именно - монархический устройство государства. Действительно, ведь именно наследный Государь, как сила надсословная, надпартийная и, если так можно выразиться, надузконациональная, способен проводить политику, исходя из интересов всех народов и народностей, проживающих в стране, являясь арбитром при возникновении межнациональных противоречий. Не восстанавливая нашей традиционной, исторической государственности, мы оказываемся заложниками изменений политического курса, которые, неизбежно происходят при каждой демократической перемене власти. Сознавая необходимость подлинной стабилизации положения, мы должны понимать, что она возможна только в случае возрождения в России подлинной империи - Русского Православного Царства!
|
|
К СОДЕРЖАНИЮ | |
Автор: Евгений Лукашевский ОСОБА ГОСУДАРЯ, КАК ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИИ
Владыки, вам венец и трон Дает закон, а не природа, Стоите выше вы народа, Но Вечный выше вас закон. Как видно, путем многолетних размышлений Пушкин пришел к выводу, что единодержавных Монарх является более надежным гарантом человеческой свободы, чем любой, даже самый совершенный закон. И это вполне справедливо, ибо Монарх есть Помазанник Божий, властитель, на которого сошла Божественная Благодать, даруемая ему в священном акте миропомазания, а Закон, как сказал еще первый писатель Древней Руси Митрополит Илларион, лишь тень Истины, Благодать же - сама Истина. По словам Л. А. Тихомирова: "К выражению нравственного идеала способнее всего отдельная человеческая личность, как существо нравственно разумное, и эта личность должна быть поставлена в полную независимость от всяких внешних влияний, способных нарушить равновесие служения с чисто идеальной точки зрения". "История всего человечества, - пишет И. Л. Солоневич, - переполнена борьбой племен, народов, наций, классов, сословий, групп, партий, религий и всего чего хотите еще. Почти по Гоббсу: "война всех против всех". Как найти реальную точку в этой борьбе? Некий третейский суд, стоящий над племенами, нациями, народами, классами, сословиями и прочим?". Гоббс, свидетель ужасов Английской революции, видит выход в абсолютной власти государственной машины над обществом. Но материалист Гоббс не замечает того, что эта бездушная машина, полностью подавив свободу личности, легко выйдет из строя при поломке хотя бы ее единственного винтика и общество снова погрузится в кровопролитие и хаос. Личности могут управляться только Личностью, но Личностью, призванной для того Самим Богом. О государственности монархической сказано много. Но, когда мы говорим о Русской Монархии, то речь, конечно, идет об империи, ибо при самом своем возникновении русская государственность содержала в себе имперские черты. Говоря об империи вообще, мы имеем в виду территориально крупное и населенное многими народами государство. В этом смысле современную Японию или Бразилию прошлого века можно считать империями лишь условно. Классическими имперскими образованиями позднейших времен можно считать Австро-Венгрию, Турцию, Францию эпохи Наполеона I или Наполеона III, недолговечный второй Рейх в Германии, Британскую империю, но, в первую очередь, разумеется, Россию. Для всех этих государств характерно переплетение всех тех противоречий - сословных, религиозных, национальных - о которых писал Солоневич. И во всех этих странах верховная власть стремилась эти противоречия разрешить. Наименее удачно они разрешались в Турции. Успешнее всего в России. Думается, что не будет ошибкой, если мы соотнесем это с тем фактом, что во главе Русской империи стояли Православные Государи. Можно по разному оценивать деятельность каждого конкретного Монарха, но, несомненно то, что в их деяниях доминировала линия на учитывание и максимальное сближение интересов всех народностей России при главенствующей роли русского православного народа, создателя империи. Строго говоря, наша империя возникла не 280 лет назад. Провозглашение Русского царства империей было скорее юридическим и символическим актом, долженствующим показать то место, которое уже давно должна была по праву занимать в европейских делах. Ядром Русской империи была Киевская Русь, в этническом отношении представлявшая из себя сложный сплав восточно-славянских, угро-финских и, отчасти, тюркских племен. Объединяющим центром стала часть скандинавского этноса, давшая новому, динамично развивающемуся народу своих вождей. Государство наше, будучи по статусу Великим Княжеством, по сути уже с Х в. было империей, и, как таковое, имела тенденцию к расширению. Оно изначально шло в северном и восточном направлениях. На западе уже имелись сложившиеся христианские государства - Польша, Чехия, Венгрия. Путь на юг был прегражден воинственными кочевыми племенами. Поэтому главным направлением территориального роста складывающейся империи стал восток. Это стало совершенно очевидно с того момента, когда оправившись от сокрушительного удара татаро-монгольских орд, погубившего в XIII в. Киевскую Русь, потомки Рюрика, св. Владимира и св. Александра Невского начали новый этап имперского строительства из маленькой Москвы. Уже к началу XV в. возникает мини-империя, превышающая по своей территории почти все государства Западной Европы, но еще очень бедная и малонаселенная. Однако, уже в те времена она носила многонациональный характер и, кроме русских, была населена мордвой, черемисами, вотяками, пермяками, зырянами. Вхождение этих народов в Русское государство было обусловлено разными причинами. Часть из них была вполне мирно поглощена складывающейся державой, часть влилась в состав русского государства в результате долгой борьбе русского народа на своих северо-восточных рубежах. Чаще всего оборонительные действия русских, осевших на берегах Унжи или Ветлуги, переходили к наступательные против наседавших на них туземцев, заканчиваясь подчинением последних Москве. Однако, вступив в состав России, малые народы продолжали жить своей самостоятельной, вполне самобытной жизнью, ограничиваясь выплатой ясака и пользуясь защитой от татарских набегов и поборов. Часть из них постепенно теряла свою самобытность, сливаясь с основной народностью и перенимая ее обычаи, язык, культуру, а главное - Православную веру; часть, приняв христианство, продолжало сохранять свои традиции и язык; часть оставалась язычниками, не подвергаясь при этом никаким притеснениям. Тот грустный факт, что даже в XX в. христианизация охватила далеко не все население Средней Волги и Урала, ярко свидетельствует о глубокой веротерпимости Русских Государей и самой Православной Церкви. Та же объединитенльно-расширенная политика, которую можно смело назвать имперской происходит и при Великом Князе Иоанне III, которого уже именуют "Самодержцем", т. е. сувереном Всея Руси, и при первом венчанном русском Царе Иоанне IV, при котором империя уже вполне сложилась, и при первых Государях династии Романовых, при которых Россия достигла своих естественных пределов на Востоке и стала территориально самым большим государством мира, не считая разбросанной по всем частям света, но непрочной Испанской державы. С того времени внимание Российских Монархов было обращено на Запад и Юг. Тут были причины и экономического характера: выходы к морям, освоение причерноморского черноземья, и религиозно-патриотического: освобождение от ига мусульман и польских католиков братских христианских народов и, прежде всего, своих же русских собратьев. Но на первых порах продолжали доминировать причины оборонительные: не сломив экспансионистской политики Крыма, Турции, Речи Посполитой и Швеции невозможно было и думать о мирном развитии тех земель, которые уже входили в состав России. Эти задачи были блестяще решены уже в эпоху Петра Великого и последующих Государей. Почти на всех направления Россия вышла к рубежам, которые можно считать естественными не только в географическом плане, но и этническом. Если не считать две области (а именно Польшу и Финляндию), вхождение которых в состав Империи объясняются скорее дипломатическими играми европейских стран, чем внутренней необходимостью, то можно сказать, что границы эти носили почти идеальный характер. Другое дело, что это идеальное состояние должно было поддерживаться и соответствующей политикой, как внешней, так и внутренней. Сложность внешней политики состояла в том, что наши сильные соседи, как ближние так и дальние, делали все, чтобы подорвать веру у целого ряда народов России, как в благодетельность для них власти "Белого Царя", так и в силу нашего государства. С некоторыми странами спорные вопросы решались мирно и к обоюдной пользе. Таковыми были договоры, заключенные в середине XIX в. с Китаем и Японией. Были достигнуты крепкий мир и дружественные отношения со Швецией и Персией. Но ряд государств: Турция, Австро-Венгрия, Франция и особенно Англия постоянно стремились дестабилизировать обстановку внутри России. Достаточно вспомнить многолетнюю поддержку Турцией кавказских мусульманских сепаратистов, создание в кабинетах венских теоретиков по национальному вопросу "украинской нации", поддержки просвященной Англией среднеазиатских рабовладельческих деспотий, постоянное муссирование Францией "польского вопроса" и навязывание с конца XIX в. "еврейского вопроса", в чем особенно усердствовали США. Но здесь решающее слово играло "слово Русского Царя" и стоящая за ним военная мощь России. "Европа может подождать, пока Русский Царь удит рыбу". Эти слова, сказанные Царем-Миротворцем Александром III, как нельзя лучше характеризует влияние России на мировую политику конца XIX в. Сложнее обстояло дело внутри страны. Разумеется создание сложного многонационального, поликонфессионального государства, населенного народами, стоящими на разных ступенях экономического, политического, духовного и культурного развития был весьма не прост и в этом процессе был допущен ряд ошибок. Солоневич справедливо указывал на недостатки в работе российского правительства в польском и еврейском вопросах, отмечая однако, что вина за те аномалии, которые имели место, лежит прежде всего на тех, кто любит изображать себя жертвой "злокозненной политики "русского царизма". Разумеется ошибки имели место и в некоторых других вопросах. Но ох надо исправлять совместными усилиями представителей ведущей нации и малых народов, а не загонять их внутрь. К великому сожалению, в России, с середины XIX в. было немало людей не только среди национал-сепаратистов, но и среди представителей "господствующей нации", для которых решение национального вопроса заключалось в полном развале Империи. Результатом такой политики было то, что получили народы России в ходе революции 1917 г. После нескольких лет кровавых смут и резни, большинство "свободолюбивых народов" были вынуждены вернуться в состав большевистской России. Только вместо власти Белого Царя" их ожидала диктатура вождя всех народов, переселившая многих в "солнечный Магадан" и другие не слишком жаркие места. Не помогли ни "просвещенный" Запад, ни единоверный Восток. Другим "повезло" больше. Особенно "исстрадавшимся" полякам. Им удалось при поддержке Англии и Франции создать свое государство, удивившее XX век поистине средневековыми преследованиями православных малороссов и белорусов. Даже большевики были несколько озадачены, хотя, конечно, переплюнули в этом вопросе ясновельможных панов. Но польское "возрождение" длилось недолго. Сталин и Гитлер (при попустительстве западных демократий) совершили с Польшей такое, что не могло присниться полякам и в самом страшном сне. Вот ближайшие результаты гибели Российской Империи для ее народов больших и малых, культурных и развивающихся. Но допустим, что в России тем или иным образом (допустим, путем самоограничения власти Государя) восторжествовал бы парламентский строй. В стране был бы естественно установлен организованный принцип федерации, который, как уже дважды показывал исторический опыт, привел бы страну к расчленению. При этом слабые народности попали бы под власть сильных. Вся история России показывает, что оплотом ее единства может быть лишь сильная единоличная власть. Правда, у нас был опыт такой власти в лице сталинской диктатуры и ее пародия в виде правления Хрущева. Но этот отрицательный опыт лишь ярче высвечивает ту истину, что единодержавным правителем в России может быть лишь Христианский Монарх. Исторически сложившийся менталитет русского народа, многотрудные проблемы, извечно стоящие перед страной, неизбежно возникающие национально-конфессиональные противоречия, как нигде требуют высшего арбитра, стоящего над всеми частными или групповыми интересами. Русские Государи почти всегда стояли на высоте своего призвания. Православная вера, глубокая преданность интересам России, понимание стоящих перед ней задач, за малым исключением, милосердие и, за столь же малым исключением, глубокое и разностороннее образование и удивительное чутье на способных людей (которое давало им возможность найти достойных помощников), - вот свойства, которые отличали наших Императоров. Свободные в своих действиях перед законом, они действительно стояли на голову выше своих подданных. С детства обрученные с Россией, они делали для нее все что могли. Близко к сердцу принимали они и нужды "малых народов". Александр III, которого враги всегда стремились представить ксенофобом и шовинистом, писал К. П. Победоносцеву: "Есть господа, которые думают, что они одни русские, и никто более. Уж не воображают ли они, что я немец или чухонец? Легко им с их балаганным патриотизмом, когда они не за что не отвечают. Не дам я в обиду Россию". Именно так. Суть любого парламентаризма сводится к тому, что все говорят и никто ни за что не отвечает. Нет ответственности - не с кого спросить. Каждый тянет в свою сторону, не замечая, что на силу, наглость и эгоизм найдутся те же качества в большей степени. Конечно, один Государь, даже самый способный и подготовленный, править не может. Нужны умные и образованные, а главное верные советники, нужны люди, конкретно знающие интересы всех слоев населения. Трагедия Российской Империи была в том, что их становилось все меньше. И как это не прискорбно, меньше всего со стороны образованной части русского общества. Увы, когда у Николая II, "правые" думцы подлым и обманным путем вырывали отречение, только два высших военачальника, лютеранин граф Келлер и мусульманин Хан Нахичеванский сохранили ему верность. Впрочем, это лишний раз подчеркивает, что у российских подданных, к какому бы они народу не относились, не было причин быть недовольными национальной политикой Государя. В пресловутой "тюрьме народов" народы Прибалтики первыми избавились от крепостного гнета со стороны немецких баронов, создали письменность и обрели национальное самосознание. То же самое можно сказать о финнах, получивших и государственность и полное равноправие с финляндскими шведами. Кавказские и среднеазиатские народы были избавлены от рабства, но при этом сохранили право жить по своим обычаям и положениям шариата, если они не вступали в противоречие с основными законами Империи. Два христианских народа - армяне и грузины пользовались особым благоволением со стороны Государя. Как нации, пострадавшие от турецкого ига, они были освобождены от налогов. На всем протяжении Империи действовали законы, не позволявшие обижать малые народы. Правительство боролось против спаивания народностей Севера и Сибири. Зато для всех этих народов была создана письменность и первой книгой, переведенной на национальные языки, было Евангелие. Малороссы и белорусы являлись неразрывной частью русского народа. Правда в школах они учились на русском языке, но никто не мешал им общаться на своих диалектах. Впрочем, по настоятельной просьбе украинофилов еще 20 февраля 1906 г. Академия наук признала за малороссийским наречием статус литературного языка. Но большинство украинцев и белорусов желающих приобщиться к общерусской и мировой литературе охотнее изучали русский язык, чем "украиньску мову". Сложный еврейский вопрос был для Русского Царя поистине головной болью, ибо его решение связывалось со множеством других проблем. Но со времен Павла I Императоры делали все, чтобы разумно его решить. Практически, несмотря на пресловутую черту оседлости, в которую входили 15 лучших губерний Империи, не считая Польши, а также не менее пресловутую пятипроцентную квоту в гимназиях, почти половина врачей и адвокатов в столицах были евреи. Известный русский консервативный мыслитель М. Н. Катков так выразился о правах русского народа: "Мы имеем больше, чем политические права - мы имеем политические обязанности". Эту фразу можно целиком отнести на адрес Государя Императора. Прав (личных, во всяком случае) у него было в сущности меньше, чем у любого российского подданного. Права на перемену веры, на свободный выбор жены, и между прочим, на отказ от Царского Венца, казавшегося, подчас, венцом терновым. Обязанностей же было столько, как ни у кого в России. "Он жил для России. Он весь был в своем долге" - писал Л. А. Тихомиров о "носителе идеала", Императоре Александре III. Эти слова можно отнести и к другим российским Государям. "Какой тяжкий крест моя жизнь" - говорил находящийся на вершине славы Карл Великий. Да, тяжкий крест. И при этом ни один Государь не был застрахован от подлого убийства. Дилетанты справа и слева пытались учить Государя как лучше управлять Россией. Но, как сказал В. В. Розанов: "Царь... один и сделал все. ...Поистине, - пишет он, - Цари наши XIX века повторяли работу московских царей - в невозможных условиях хоть построить что-нибудь... В невозможных условиях": т. к., когда общество ничего не делает и находит в этом свою гордость". Потоки грязи были вылиты всяческими борзописцами на память создателей и хранителей земли русской: Грозных и Тишайших, Великих и Благословенных, Освободителей и Миротворцев, но русский народ и другие народности Великой России должны всегда с благоговением помнить и чтить их имена и деяния.
|
|
К СОДЕРЖАНИЮ | |
Автор: Валерий Локтющенков ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВИЧ И РУССКАЯ ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ ПОСЛЕ 1917 ГОДА
|
|
К СОДЕРЖАНИЮ | |
НАША ПОЧТА Автор: А. Савельев (Москва)
О ПОЛЬЗЕ ЕДИНОНАЧАЛИЯ
|
|
К СОДЕРЖАНИЮ | |
ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ Всевышняя благость даровала человечеству два величайших дара: священство и царство. Первое заботится о божественных делах, а второе заботится о прочих предметах человеческой жизни. Поэтому, ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей и истина Догматов... Цари да будут по правде управлять вверенным им государством и да будет полное согласие между ними и священством во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Поэтому мы прилагаем величайшее старание к охранению истинных догматов Божиих и чести священства. Св. Император Юстиниан Великий, VI Новелла |
|
|
Монархистъ № 41-42, 2001, АРХИВ |