Русская публицистика
Николай Данилевский
Несколько слов по поводу
конституционных вожделений нашей «либеральной
прессы»
С некоторого времени все чаще и чаще стали
появляться в на¬ших либеральных журналах более
или менее ясные и определен¬ные намеки на то, что
единственно действительным лекарством для
уврачевания наших общественных зол и бед было бы
введение у нас конституции по образцу
просвещенных государств Запада. На¬меки эти
столь часто повторяются, что в части нашей
печати, дер¬жащейся других воззрений, выражаемые
этими намеками вожде¬ления должны были быть
разоблачаемы и опровергаемы. И я же¬лал бы
сказать по этому предмету несколько слов. Прежде
всего, дабы избежать действительных
недоразумений или умышленных уверток, надо точно
определить, что разуметь под словом
консти¬туция. В обширном смысле оно обозначает
государственное устрой¬ство вообще, и в таком
смысле конституцией обладает и Россия. Но,
конечно, не об этом идет речь. Всякому известно,
что слово кон¬ституция имеет еще и другой,
несравненно более тесный, но, поэто¬му самому, и
более точный, определенный смысл.
Под конституцией разумеется такое политическое
учрежде¬ние, которое доставляет гарантию,
обеспечение известного поли¬тического и
гражданского порядка не только от нарушения его
подчиненными агентами власти, но и самим главою
государства. Конституция есть следовательно
ограничение верховной власти монарха или,
точнее, раздел верховной власти между монархом и
одним или несколькими собраниями, составленными
на осно¬вании избрания, или родового
наследственного права. В этом ог¬раничении, в
этом разделении власти вся сущность дела: есть
оно – есть и конституция; нет его – нет и
конституции, и ника¬кая гласность, никакие
совещательные учреждения, при посред¬стве
которых желания, потребности, нужды народа могли
бы до¬ходить до сведения верховной власти,
конституции в этом смыс¬ле еще не составляют.
Конечно, я никому не скажу чего-либо нового,
утверждая, что все осуществленные на деле и даже
все мыслимые формы правления несовершенны по
самому существу своему, и что ежели каждая из
этих форм, т. е. различные виды монархии,
аристок¬ратий и демократий, обладают
свойственными им достоинства¬ми и
преимуществами, то каждая из них имеет и
свойственные ей недостатки; словом, что
идеальной формы правления не су¬ществует, что
поиски за таковою были бы поисками за
фило¬софским камнем, вечным движением,
квадратурой круга. Но этого мало. Если бы такая
форма действительно существовала в теории, то на
практике от нее было бы очень мало пользы, ибо
вопрос заключается не в абстрактном
существовании такого по¬литического идеала, а в
применимости его к данному случаю, то есть к
данному народу и государству в данное время, и
следова¬тельно, вопрос о лучшей форме правления
для известного госу¬дарства решается не
политическою метафизикой, а историей. Я позволил
себе написать эти немногие строки общих мест,
труизмов, лишь для того, чтобы показать, что
всякие рассуждения о пользе, бесполезности или
вреде конституции для России, по меньшей мере
рассуждения праздные, – что им должен
пред¬шествовать другой, гораздо более
радикальный вопрос: возможна ли конституция в
России? И отвечаю на него: нет, конституция в
России совершенно и абсолютно не возможна, то
есть власти и могущества на земле, которые могли
бы ей даровать ее.
Во всех современных политических учениях более
или менее ясно и открыто провозглашается, как
политический идеал, прин¬цип державности или
верховенства народа. Для осуществления его на
практике требуют всеобщей подачи голосов,
которая дей¬ствительно введена уже во многих
государствах, и должна в неп¬родолжительном
времени внестись и во многих других, напри¬мер в
Италии. Но и это, по справедливому в сущности
мнению крайних демократов, не дает не малейшего
ручательства в том, что страна действительно
управляется сообразно с желаниями большинства.
Как очевидный пример противоречия образа
дей¬ствия правительства, избранного всеобщей
подачей голосов, с же¬ланиями этого большинства,
может служить изгнание духовных орденов из
Франции и атеизация французских школ, когда все
деревенское население, да и значительная часть
городского оста¬ются приверженными к
католицизму. Для осуществления на де¬ле этого
верховенства народа придумано новейшими
радикала¬ми учение о крайнем федерализме, не
таком, какой, например, существует в Соединенных
Штатах или в Швейцарии, где штат или кантон
заключает в себе от сотни тысяч до нескольких
мил¬лионов граждан, а о федерации самых
элементарных обществен¬ных единиц, т. е. общин.
Немного нужно размышления, чтоб убе¬диться, что и
при таком общественном устройстве верховенство
народа останется такой же фикцией, как и при
всеобщей подаче голосов в больших государствах.
<…>
Но верховность народа имеет и другой смысл. В
этом смысле она не составляет ни права, ни
какого-либо политического идеа¬ла, которого
можно и нужно бы было стремиться достигнуть, а
есть простой факт, всеобщий, неизбежный,
неизменный, состоящий в том, что основное
строение всякого государства есть выражение
воли народа его образующего, есть осуществление
его коренных политических воззрений, которых не
лишен ни один народ, ибо иначе он и не составлял
бы государства, да и вообще не жил бы ни в какой
форме общежития, и ежели такое коренное народное
по¬литическое воззрение затемняется,
утрачивается, то и государство им образуемое
разлагается и исчезает: это не теорема, а аксиома,
не требующая доказательств, истина сама по себе
понятная. <…>
Я позво¬лю себе привести следующее место из моей
книги «Россия и Ев¬ропа», ясно выражающее мою
мысль:
«Нравственная особенность русского
государственного строя заключается в том, что
Русский народ есть цельный организм,
ес¬тественным образом, не посредством более или
менее искусствен¬ного государственного
механизма только, а по глубоко вкорененному
народному пониманию, сосредоточенный в его
Государстве, который, вследствие этого, есть
живое осуществление политичес¬кого
самосознания и воли народной, так что мысль,
чувство и во¬ля его сообщаются всему народу
процессом, подобным тому, как это совершается в
личном самосознательном существе. Вот смысл и
значение русского самодержавия, которого нельзя
поэтому счи¬тать формой правления в
обыкновенном смысле, придаваемом сло¬ву форма,
по которому она есть нечто внешнее, могущее быть
из¬мененным без изменения сущности предмета,
могущее быть об¬деланным как шар, куб или
пирамида, смотря по внешней надоб¬ности,
соответственно внешней цели. Оно, конечно, также
фор¬ма, но только форма органическая, т.е. такая,
которая не разде¬лима от сущности того, что ее на
себе носить, которая составляет необходимое
выражение и воплощение этой сущности. Такова
форма ВСЯКОГО органического существа, от
растения до челове¬ка; посему и изменена, или, в
применении к настоящему случаю, ограничена такая
форма быть не может. Это невозможно для са¬мой
самодержавной воли, которая по существу своему,
т.е. по при¬сущему народу политическому идеалу,
никакому внешнему огра¬ничению не подлежит, а
если воля свободная, т.е. самоопределя¬ющаяся».
Сомневаться, что таково именно понятие Русского
народа о власти Русского Государя, невозможно;
спрашивать его об этом бесполезно и смешно. Такой
вопрос был уже задан ему самою историей, и
ответил он на него не списками голосов,
опускаемыми в урны, а своими деяниями, своим
достоянием и кровью. Было вре¬мя, когда
государство в России перестало существовать,
когда бы¬ла tabula rasa, на которой народ мог писать,
что ему было угод¬но. Он по слову Минина собрался
и снарядил рать, освободил Мо¬скву и вновь создал
государство по тому образцу, который ясны¬ми и
определенными чертами был запечатлен в душе его.
Изме¬нился ли с того времени этот постоянно
присущий ему образ, и если б, избави Боже, ему
пришлось вновь проявить эту свою твор¬ческую,
зиждительную деятельность, не так ли же точно он
бы поступил, как и в приснопамятных 1612 и 1613 годах?
Пусть вся¬кий вдумается в этот вопрос и ответит
на него пред своею совес¬тью, не кривя душой!
Но, при таком понятии народа о верховной власти,
делающем Русского Государя самым полноправным,
самодержавным влас¬тителем, какой когда-либо был
на земле, есть однако же область, на которую, по
понятию нашего народа, власть эта совершенно не
распространяется, – это область духа, область
веры. Может быть скажут, что тут нет никакой
особенности Русского народа, что ве¬ра всегда и
везде составляет нечто не подлежащее никакой
внеш¬ней власти, что всевозможные принуждения и
гонения никогда не достигали своей цели. Но дело
не в принуждениях и гонениях, а в том, что не
менее, в других отношениях высокоразвитые и
свобо¬долюбивые народы, не придавали такого
первенствующего, наи¬существеннейшего значения
внутреннему сокровищу духа, — так что
предоставляли решение относящихся до него
вопросов госу¬дарственной власти, между тем как
за малейшее право внешней, гражданской, или
политической, свободы стояли с величайшею
твердостью. <…>
Я уже сказал, что и политический строй Русского
государства составляет предмет настоящей
политической веры Русского на¬рода, которой он
держится и будет, несмотря ни на что, твердо и
неизменно держаться именно как веры. Если,
следовательно, ког¬да-либо Русский Государь
решится дать России конституцию, то есть
ограничить внешним формальным образом свою
власть, по¬тому ли, что коренная политическая
вера его народа была бы ему не известна, или
потому, что он считал бы такое ограничение своей
власти соответствующим народному благу, то и
после этого на¬род, тем не менее, продолжал бы
считать его государем полнов¬ластным,
неограниченным, самодержавным, а следовательно,
в сущности он таковым бы и остался. Конечно,
государь, подобно всякому человеку, может и
должен себя ограничивать; но он не может сделать,
чтобы это самоограничение, т. е. истинная
свобо¬да, стало ограничением внешним,
формальным, извне обязатель¬ным, т. е.
принудительным. В самом деле, в чем бы это внешнее
ограничение заключалось, на что опиралось бы оно,
когда народ его бы не признал и не принял? А он его
не принял бы и не при¬знал бы, потому что мысли об
этом не мог бы в себя вместить, не мог бы себе
усвоить, как нечто совершенно ему чуждое.
Конеч¬но, он исполнял бы всю поведенную ему
внешнюю обрядность, выбирал бы депутатов, как
выбирает своих старшин и голов, но не придавал бы
этим избранным иного смысла и значения как
подчиненных слуг царским, исполнителей его воли,
а не ограничивателей ее. Что б ему ни говорили, он
не поверит, сочтет за об¬ман, за своего рода
«золотые грамоты». Но если бы, наконец, его в этом
убедили, он понял бы одно, что у него нет более
царя, нет и Русского царства, что наступило новое
Московское разорение, что нужные новые Минины,
новые народные подвиги, чтобы вос¬становить царя
и царство... <…>
Для гарантий, для обеспечения прав, скажем прямо,
для ог¬раничения царской власти очевидно нужно
иметь опору вне этой власти, а этой-то опоры нигде
и не оказывается. Желаемая кон¬ституция,
вожделенный парламент"ведь никакой иной
опоры, кро¬ме той же царской воли, которую они
должны ограничивать, не будут и не могут иметь.
Каким же образом ограничат они эту са¬мую волю,
на которую единственно только и могут опираться?
Ведь это nonsense, бессмыслица. Архимед говорил, что
берется сдвинуть даже шар земной, но лишь под
условием, что ему дадут точку опоры вне его.
Только Мюнхаузен считал возможным ре¬шить
подобную задачу иным образом, вытащив себя за
собствен¬ную косу из болота, в которое завяз.
Как же назвать после этого желание некоторыми,
конечно весьма немногими в сущности, русской
конституции, русского пар¬ламента? Как назвать
учреждение, которое заведомо никакого
се¬рьезного значения не может иметь, как назвать
дело имеющее се¬рьезную форму, серьезную
наружность при полнейшей внутрен¬ней пустоте и
бессодержательности? Такие вещи на общепринятом
языке называют мистификациями, комедиями,
фарсами, шу¬товством, и русский парламент,
русская конституция ничем кро¬ме мистификации,
комедии, фарса или шутовства и быть не мо¬жет.
Хороши ли или дурны были бы эта конституция и
этот парламент, полезны или вредны – вопрос
второстепенный и совер¬шенно праздный, ибо он
подлежит другому, гораздо радикаль¬нейшему
решению: русская конституция, русский парламент
не¬возможны как дело серьезное, и возможны
только как мистифи¬кация, как комедия. Придать
серьезное значение конституцион¬ному порядку
вещей в России – это ни в чьей, решительно ни в
чьей власти не находится. <…>
При чтении не¬которых наших газет, мне
представляется иногда этот вожделенный
Петербургский парламент: видится мне
великолепное здание в старинном теремном
русском вкусе, блистающее позолотой и яркими
красками; видится великолепная зала в роде
Грановитой Палаты, но конечно гораздо обширнее, и
в ней амфитеатром рас¬положенные скамьи; сидящие
на них представители Русского на¬рода во фраках
и белых галстуках, разделенные, как подобает, на
правую, левую стороны, центр, подразделенный в
свою оче¬редь на правый, левый и настоящий
центральный центр; а там вда¬ли, на высоте, и наша
молниеносная гора, – гора непременно: без чем
другого, а без горы конечно уже невозможно себе
пред¬ставить русского парламента; затем скамьи
министров, скамьи журналистов и стенографов,
председатель с колокольчиком, и бит¬ком набитые
элегантными мужчинами и дамами, в особенности
дамами, трибуны, и наконец и сама ораторская
кафедра, на ко¬торую устремлены все взоры и
направлены все уши, а на ней ора¬тор, защищающий
права и вольности русских граждан. Я
пред¬ставляю себе его великолепным,
торжествующим, мечущим гро¬мы из уст и молнии из
взоров, с грозно поднятою рукой; слышу
восторженные: слушайте, слушайте, браво, и
иронические: о-го! Но между всеми фразами оратора,
всеми возгласами депутатов, рукоплесканиями
публики, мне слышатся, как все заглушающий
аккомпанемент, только два слова, беспрестанно
повторяемые, не¬сущиеся ото всех краев Русской
земли: шут гороховый, шут го¬роховый, шуты
гороховые!
Неужели пало на голову России еще мало всякого
рода сты¬да, позора и срама, от дней Берлинского
конгресса до гнусного злодеяния 1 марта, чтобы
хотеть навалить на нее еще позор шутовства и
святочного переряживанья в западнические
костю¬мы и личины!
Николай Данилевский
«Московские ведомости», 20 мая 1881 г.
|