В Нижнем Новгороде рассказывают о путешествии Великого князя Николая Александровича, старшего сына Императора Александра II
28 июня 2024 года в Нижегородском художественном музее открылась передвижная выставка «По России в свите Наследника…», подготовленная Музеем-заповедником «Павловск». Она приурочена к 200-летию со дня рождения академика Императорской Академии художеств Алексея Петровича Боголюбова (1824—1896).
Зарисовки нижегородских достопримечательностей наряду с видами других городов художник сделал во время путешествия по России в свите Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича (1843—1865), старшего сына Императора Александра II. Три месяца путешественники передвигались на пароходах, в экипажах и по железной дороге от Санкт-Петербурга до Петрозаводска по Мариинской системе, Шексне и Волге, по Дону через Азовское и Чёрное моря в Крым. По завершению поездки А.П. Боголюбов преподнёс Цесаревичу альбом рисунков, 70 из них представлены на выставке.
Составляя альбом рисунков, художник обычно посвящал каждому городу не более 2-3 сюжетов, а вот Нижнему Новгороду – целых 8. Пять из них можно увидеть в экспозиции: «Благовещенская площадь в Нижнем Новгороде», «Железный биржевой дом», «Чайный склад», «Сибирская пристань», «Богоявленский монастырь».
Комплиментом в адрес города, принимающего выставку, станет экспозиция одного из залов, где представлены рисунки речных судов , разнообразием которых славился Нижний. Как поясняет куратор Ольга Ивановна Ламеко, старший научный сотрудник музея-заповедника «Павловск», на создание этой части выставки вдохновило одно из описаний города: „То и дело взад и вперёд, вверх и вниз по Волге, пыхтя чёрными клубами дыма, бегают пароходы. Дробя речные струи на седые волны серебристой пыли, поражая слух нескончаемыми свистками, мчатся они мимо города. Нигде на всём пространстве России, ни в Петербурге, ни в Кронштадте, ни в других наших приморских портах никогда не бывает одновременно и третьей доли стольких пароходов и стольких парусных судов». Рисунки Боголюбова запечатлели не только пароходы и баржи, но и столь экзотические для нас коноводку, мокшан, беляну…
Сюжет, связанный с появлением альбома Алексея Боголюбова заслуживает особого внимания. Продолжительная поездка Великого Князя Николая Александровича была в первую очередь образовательной. Наставники стремились «ознакомить Цесаревича не только с замечательнейшими местностями Империи, но и с их населением…», а также предоставить ему «всевозможные сведения о внутреннем положении России…». Такие путешествия - «венчание с Россией» - стали традиционными благодаря Василию Андреевичу Жуковскому, воспитателю Цесаревича Александра Николаевича, будущего Императора Александра II. Наследника Престола отправляли в путь «не критиковать и исправлять», а знакомиться с местными обычаями, изучать быт и культуру российских городов и весей.
Художник прожил яркую и насыщенную жизнь: был моряком и художником, путешественником и наставником; был обласкан Высочайшей благосклонностью и сам щедр с теми, кто нуждался в помощи. Истинный патриот Отечества, Боголюбов основал первый общедоступный музей в Саратове и Рисовальную школу при нём, передав на их развитие своё собрание и немалые средства, о чём писал: «…я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан всё своё имущество отдавать своей Родине, дабы возвысить образовательное дело юношества…». Приуроченная к юбилею выставка – дань памяти художнику.
Дополнением к рисункам альбома послужат официальные источники, а также воспоминания и записи участников путешествия: Цесаревича Николая Александровича и его спутников — художника А.П. Боголюбова, учителей и наставников И.К. Бабста и К.П. Победоносцева.
К открытию выставки специально для её посетителей лимитированным тиражом выпущены буклеты, календари, пазлы, и другие сувениры.
Вход на выставку будет доступен по единому билету в НГХМ|РУССКОЕ ИСКУССТВО (Кремль, корпус 3).