НАШ АРХИВ

001-small.gif (28228 bytes)

№ 27-28

Санктъ-Петербургъ

годъ 1995

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

СОДЕРЖАНИЕ:

ХРОНИКА ВЫСОЧАЙШЕГО ВИЗИТА: 15 февраля Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна и Ее Августейшая Родительница Е.И.В. Великая Княгиня Леонида Георгиевна прибыли в Россию.

ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ ИМПЕРАТОРА КИРИЛЛА I. Всего через несколько дней после предыдущего, состоялся новый Высочайший визит в Россию. 6 марта 1995 г. в Санкт-Петербург прибыли Глава Императорского Дома Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна с Сыном Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Георгием Михайловичем.

Сергей Волков:

БЕЛАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИЗМ. Нынешний россиянин, черпающий информацию в основном из передач ТВ и нескольких ведущих газет, пребывает в убеждении, что двумя полярными лагерями в политической жизни являются т.н. “демократы” и красно-коричневые, выбором между которыми и определяется будущее страны. Почти неизвестно (потому что сознательно замалчивается обеими сторонами) существование совершенно иной позиции, принципиально отличной от позиций этих лагерей и рассматривающей их обоих как части единого целого, равно чуждого и враждебного исторической России. Именно такой точки зрения придерживаются лица и организации “белой” ориентации.

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ.
Император Николай I

Республика есть утопия, потому что она есть состояние переходное, ненормальное, в конечном счете всегда ведущее к диктатуре, а через нее - к абсолютной монархии...

Михаил Кулыбин

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОПАСТЬ. В 1906 г. вышла в свет книга замечательного русского ученого Д.И. Менделеева “К познанию России”, в которой, помимо всего прочего, Дмитрий Иванович составил приблизительную прогрессию роста населения Российской Империи. При составлении этой прогрессии он ориентировался на итоги первой всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 г. и на существовавшие в то время темпы роста народонаселения России.

Игорь Воронин

ПАРАЛИЧ ВОЛИ. Если рассматривать восстановление Монархии в России только как акцию политическую (а такие попытки уже предпринимаются), то неудачи сторонников этого действия вряд ли могут быть объяснимы. Идея просто единоличной власти во многом сродни тоталитарному режиму, из которого нынешнее российское общество выросло или вырастает, и она ненамного сложнее, чем примитивная демократическая доктрина, укрепившаяся пока на политическом Олимпе вновь полуязыческой России.

Евгений Лукашевский

НЕПОТРЕБНЫЙ ПРАЗДНИК. Прошел еще один день, накрепко связанный с традициями непотопляемой Совдепии. “День весны, цветов, любви и т.п.”. Проще, очередное 8 марта. Как выяснилось – самый крепкий советский праздник, ибо он “с честью” выдержал испытание на прочность. Насколько быстро были дискредитированы “великий Октябрь” и “радостный Первомай”, не говоря уж о славной сталинской, а затем брежневской конституции, настолько упорно не хочет исчезать псевдопраздник с гордым названием Международный женский день. Название столь же гордое, сколь и нелепое, поскольку международным он уже давно не является, и иностранцы очень удивляются нашей привязанности этой дате.

Николай Савченко

ЧУДОТВОРЕЦ ХХ ВЕКА. В благославенные летние дни 1994 г. от Рождества Христова, радостное, ни с чем не сравнимое событие произошло в далеком Сан-Франциско. Смиренное и кроткое желание тысяч православных -хранителей и ревнителей святоотечесткого духовного пути - сполна было вознаграждено Свыше торжеством канонизации Святого чудотворца ХХ столетия - Архиепископа Сан-Франциского Иоанна (Максимовича). “Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу” (Пс. 117,15), - такими боговдохновенными словами можно описать ту радость, которой были преисполнены души тысяч паломников, прибывших на встречу со своим иерархом, преемственно унаследовавшим святость от неисчислимого сонма древних отцев.

Валерий Локтющенков

СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ. В конце 1994 г. состоялась канонизация Русской Православной Церковью великого российского иерарха - Митрополита Московского Филарета (Дроздова). Народное почитание этого выдающегося архипастыря началось еще при его жизни, а подготовка его церковного прославления велась еще до революции. Однако в наступившую затем безбожную советскую эпоху такое событие как канонизация святого стало трудноосуществимым. Тем более, что в вопросах государственного устройства, Владыка Филарет неустанно проповедовал православное учение о Богоустановленности Наследственной и Самодержавной Царской власти.

НАША ПОЧТА

К.Ковриженко

НУЖНА ЛИ СЕГОДНЯ МОНАРХИЯ? “Нет!”, - ответит большинство жителей нашей страны. Потому что слова “Российский Император” ассоциируются у них либо с Лысым и Лохматым “императорами” из “Короны Российской Империи” (сериал “Неуловимые”), либо с кроваво-черным призраком Николая II, отдающего личный приказ 9 января 1905 года расстрелять мирную демонстрацию. Вся огромная машина коммунистической пропаганды работала на это 75 лет. И немудрено, что своего добилась.

Монархистъ № 27-28, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                                                               НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ХРОНИКА ВЫСОЧАЙШЕГО ВИЗИТА

15 февраля

Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна и Ее Августейшая Родительница Е.И.В. Великая Княгиня Леонида Георгиевна прибыли в Россию.

В московском аэропорту Шереметьево-2 Их Императорских Высочеств встречали: представители Государственной Думы, правительства Москвы, промышленных и деловых кругов столицы, а также предводитель Российского Дворянского Собрания кн. А.Голицын, вице-предводитель В.Лопухин, председатель Всероссийского Монархического Центра Н.Лукьянов, председатель Самарского Монархического Центра А.Чухонкин и настоятель подворья Иософо-Волоцкого монастыря иеромонах Никон (Белавенец).

 

16 февраля

Их Императорские Высочества имели встречи с руководством Оргкомитета по подготовке празднования 50-летия Победы, в числе которых были известные военачальники - маршал Соколов и генерал армии Говоров; с мэром Москвы Ю.Лужковым; с лидером парламентской фракции ДПР Ю.Глазьевым и кинорежиссером С.Говорухиным. Была также дана аудиенция Генеральному Секретарю Российского Христианско-Монархического Союза А.Закатову.

В честь Их Императорских Высочеств Президент Российского Фонда Культуры Н.Михалков дал официальный прием. Вечером Великая Княгиня Леонида Георгиевна посетила Большой театр, где проходил концерт “Новые имена”.

 

17 февраля

Августейшие особы имели встречу с заместителем председателя Совета Федерации А.Долголаптевым.

В 12 часов Государыни приняли участие в торжественной панихиде по случаю 90-летия со дня злодейского убиения московского генерал-губернатора Е.И.В. Великого Князя Сергия Александровича. Панихида, которую совершил Патриарх Алексий II, проходила в Архангельском соборе Московского Кремля - древней усыпальнице Русских Великих Князей и Царей.

В 15 часов Их Императорские Высочества встретились с заместителем Генерального Прокурора РФ генерал-лейтенантом А.Звягинцевым, который заверил Членов Императорской Фамилии, что дело об убийстве Царской Семьи находится под контролем Генеральной Прокуратуры, но окончательное заключение может быть вынесено не раньше мая с.г.

Затем Великокняжеский кортеж проследовал к зданию Государственной Думы, где состоялись встречи с лидерами и членами большинства парламентских фракций.

Вечером Государыни изволили дать уадиенцию представителям Россйиского Дворянского Собрания, Всероссийского Монархического Центра и Христианского движения “Знамение” (Кемерово).

 

18 февраля

Их Высочества посетили Автобусный завод в подмосковном поселке Голицыно. В честь Августейших Гостей администрацией Московской области был дан официальный обед.

Во второй половине дня - посещение мастерской скульптора Н.Орлова (одна из последних его работ - модель воссоздаваемого памятника на месте гибели Великого Князя Сергия Александровича). Ужин, данный в честь Императорской Семьи Н.Орловым, завершился фейерверком под звуки гимна “Боже, Царя храни!” в исполнении оркестра роты почетного караула Московского военного округа.

 

19 февраля

Государыни соблаговолили отбыть в Тулу по приглашению губернатора Тульской области Н.Севрюгина, для ознакомления с ближайшим к Москве индустриальным центром. Около полудня кортеж автомобилей с Их Императорскими Высочествами и свитой прибыл на территорию правительственной резиденции Богучарово. Великих Княгинь встречали: представитель президента В.Кузнецов, вице-губернатор Титов и председатель Тульского Союза Русского народа В.Ануров.

После непродолжительного отдыха, Августейшие Гости отбыли в Ясную Поляну, музей-усадьбу гр. Л.Толстого, где Их радушно встретил директор музея, праправнук “великого писателя земли Русской” (по выражению Императора Николая II), гр. В.Толстой. По окончании осмотра усадьбы, Их Императорские Высочества направились на службу в кафедральный собор.

На паперти Великих Княгинь встретил митрополит Тульский и Белевский Серапион, который представил Их Высочествам клириков Тульской епархии. После осмотра собора состоялась служба, по окончании которой Государыни проследовали в митрополичьи покои, где владыка Серапион дал торжественный ужин в честь Высоких Гостей.

Затем Их Императорские Высочества имели встречу с общественностью города, проходившую в тульской областной библиотеке. Были даны аудиенции представителям различных общественно-политических движений, в т.ч. Тульского Союза Русского народа, принявшего большое участие в подготовке Высочайшего визита в Тулу. После этого Великие Княгини изволили присутствовать на концерте классической музыки в Тульской областной филармонии.

 

20 февраля

Состоялось Высочайшее посещение Тульского Кремля и находящегося там Музея Оружия. Их Императорские Высочества осмотрели экспозицию, посвященную деятельности Своих Августейших Предков по укреплению оборонной мощи Российской Империи. Особое внимание Великих Княгинь привлек стенд с ружьями, поднесенными в свое время тульскими оружейниками Императрице Екатерине Великой. Их Высочества изволили расписаться на память в специальной книге, в которой по традиции оставляли свои автографы Августейшие Особы при посещении Тульского Императорского Оружейного завода.

Далее Государыни соблаговолили отбыть, по приглашению администрации, непосредственно в цеха Оружейного завода. При осмотре производства, Великих Княгинь сопровождали директор и главный инженер. Глава Императорского Дома в беседе с работниками сборочного цеха выразила надежду, что трудности, испытываемые ныне военно-промышленным комплексом, будут преодолены, недаром тульских оружейников называют “мастерами - золотые руки”. Государыни также ознакомились с новейшими образцами стрелкового оружия, которым дали самую высокую оценку.

Их Императорские Высочества посетили затем Тульскую областную больницу, для нужд которой были переданы медикаменты (как и в один из сельских медпунктов). В беседе с главврачом больницы Вдовствующая Государыня Леонида Георгиевна выразила желание и в дальнейшем оказывать необходимую помощь онкологическому отделению.

Вечером губернатор области дал ужин в честь Августейших Гостей. На нем присутствовали: представитель президента, мэр Тулы, глава областной думы, члены администрации, командование 106-й Тульской гвардейской воздушно-десантной дивизии.

 

21 февраля

Великие Княгини посетили детскую православную гимназию, беседовали с ее руководителем о. Львом Махно. В честь Их Высочеств воспитанники исполнили гимн Российской Империи.

Затем Государыни прибыли в тульский областной Музей Самоваров. После осмотра экспозиции, в конференц-зале была дана пресс-конференция для местных средств массовой информации, которые, в отличие от своих столичных коллег, чрезвычайно подробно освещали визит.

После обеда Великие Княгини отбыли в Москву. В аэропорту Шереметьево-2 Их Императорских Высочеств провожали: член Конституционного Суда В.Олейников, заместитель министра культуры В.Брагин, депутаты Государственной Думы, представители монархических организаций.

В 19 часов самолет с Августейшими Особами взял курс на Париж. Так завершился очередной, 15-й по счету, Высочайший визит в Россию.

Монархистъ № 27-28, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                                                               НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЕ

ИМПЕРАТОРА КИРИЛЛА I

 

Всего через несколько дней после предыдущего, состоялся новый Высочайший визит в Россию. 6 марта 1995 г. в Санкт-Петербург прибыли Глава Императорского Дома Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна с Сыном Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Георгием Михайловичем.

Центральным событием этого визита стало перезахоронение в Усыпальнице Петропавловского собора Государя Императора Кирилла I Владимировича (1876-1938) и Его Супруги Государыни Виктории Феодоровны (1876-1936). Их прах прибыл в Петербург 7 марта на теплоходе “Анна Каренина”, в сопровождении Вдовствующей Великой Княгини Леониды Георгиевны. В этот же день состоялась церемония захоронения Государя Кирилла I и Его Супруги на родной земле.

На церемонии присутствовали: предводитель Российского Дворянского Собрания кн. А.Голицын, вице-предводитель В.Лопухин, прибывший из США Начальник РИС-О Г.Федоров, Генеральный Секретарь РХМС А.Закатов, Председатель ВМЦ Н.Лукьянов, другие деятели православно-монархического движения России. Панихиду над могилой отслужил викарный епископ Тихвинский Симон. После похорон состоялась поминальная трапеза.

Во время визита Их Императорские Высочества изволили также посетить Мариинский театр, где специально к Их приезду была отреставрирована Царская ложа. Зрители длительными аплодисментами приветствовали Августейшую Семью.

В этот визит произошло еще одно событие, небольшое, но важное для нашей газеты. 8 марта Великокняжеская Семья соблаговолила посетить Казанский собор, полуторачасовую экскурсию по которому вел для Них член редакционной коллегии газеты “Монархист”, кандидат философских наук, доцент Е.Лукашевский. В беседе с ним Высокие Гости проявили осведомленность в ситуации, сложившейся в российском монархическом движении. На прощание Августейшая Семья изволила сфотографироваться с Е.Лукашевским на память.

9 марта Их Императорские Высочества на теплоходе “Анна Каренина” покинули имперскую столицу.

 

Монархистъ № 27-28, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                                                               НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Автор: Сергей Волков:

 

БЕЛАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛ-БОЛЬШЕВИЗМ

 

Нынешний россиянин, черпающий информацию в основном из передач ТВ и нескольких ведущих газет, пребывает в убеждении, что двумя полярными лагерями в политической жизни являются т.н. “демократы” и красно-коричневые, выбором между которыми и определяется будущее страны. Почти неизвестно (потому что сознательно замалчивается обеими сторонами) существование совершенно иной позиции, принципиально отличной от позиций этих лагерей и рассматривающей их обоих как части единого целого, равно чуждого и враждебного исторической России. Именно такой точки зрения придерживаются лица и организации “белой” ориентации.

Белое движение, боровшееся с большевиками в годы Гражданской войны под лозунгом “За Великую, Единую и Неделимую Россию!” и ушедшие в эмиграцию, исходило из того, что с тех пор, как на месте разрушенной российской государственности возникло ублюдочное политическое образование, названное РСФСР, а затем СССР, основным вопросом, объективно стоящим на повестке дня, является: возродится ли историческая Россия, существовавшая более тысячи лет или будет продолжаться господство ее разрушителей, под каким бы именем они не выступали.

Итак: Россия или Совдепия. Пока была Россия, не могло быть Совдепии, и пока сохраняется Совдепия, не может быть России. Последние годы, когда советская система все больше стала обнаруживать свою несостоятельность, ее апологеты пытаются “примазаться” к уничтоженной их предшественниками российской государственности и утверждать, что Совдепия – это, якобы, тоже Россия, только под красным флагом. Суть дела, однако, заключается в том, что Совдепия – это не только не Россия, но Анти-Россия. Советский режим всегда был последовательно антироссийским, хотя по временам, когда ему приходилось туго, и камуфлировался под продолжателя российских традиций. Очередную подобную попытку мы наблюдаем и в настоящее время.

Белое движение, возникшее в защиту уничтоженной России, по самой сути своей есть прежде всего антисоветское. Учитывая взаимоисключаемость России и Совдепии, всякий политический режим может быть в реальности наследником и продолжателем лишь чего-то одного из них. Подобно тому, как невозможно иметь двух отцов, происхождение от одной государственности исключает происхождение от другой. Если исходить из продолжения исторической российской государственности, то ее разрушители – создатели государственности советской – являются преступниками, и все их установления, законы и учреждения полностью преступны, незаконны и подлежат безусловному уничтожению. Если же вставать на точку зрения, хотя бы в какой-то мере принимающую или оправдывающую переворот 1917 г. и признающую легитимность советского режима, то какая может быть речь о правопреемственности дореволюционной России, которую этот переворот уничтожил и, уничтожив которую, этот режим только и смог существовать?

Какие бы изменения не претерпевала российская государственность за многие столетия (менялись ее территория, столицы, династии), никогда не прерывалась преемственность в ее развитии: при всех различиях в образе правления и системе государственных институтов, всякая последующая государственная власть и считала себя, и являлась прямой продолжательницей и наследницей предыдущей. Линия эта прервалась только в 1917 г., когда новая власть, порожденная шайкой международных преступников, полностью порвала со всей предшествующей традицией. Более того, отрицание российской государственности было краеугольным камнем всей идеологии и политики этой власти. Причем советская власть это всегда подчеркивала, так что ее нынешние апологеты выглядят довольно смешно, пытаясь увязать досоветское наследие с советским.

Размежевание на красных и белых происходит, таким образом, по линии отношения к советскому режиму и всему комплексу советского наследия. Отношение ко всем проявлениям коммунизма и советчины есть самый главный признак, позволяющий отличать одних от других.

Несмотря на все потрясения последних лет, отречение сменявших друг друга властей от советского наследия не произошло. Советский режим, конечно, заметно ослабел, “перестроился”, видоизменился (заодно добавив к своим преступлениям современное расчленение территории России). “Ортодоксальных” коммунистов оттеснили от власти более либеральные, вплоть до тех, кто и вовсе стесняется вспоминать о своем прошлом, и на словах открещивается от коммунистической идеологии. В конце 1993 г. была даже формально отменена советская власть.

Но с “отменой” советской власти никуда не исчез советский режим. Кроме смены флага и герба, ничего не изменилось, Оставлено и бережно сохраняется все то, что составляет душу советчины: поклонение деятелям, полководцам и культурно-литературным прислужникам советского режима (до сих пор их именами названы учебные заведения, предприятия, улицы и т.д.), вся монументальная пропаганда, наконец, государственная власть прямо признает себя продолжателем власти советской, абсолютное большинство узаконений которой сохраняет свою силу. Да, собственно, что особенно распространяться о характере режима, который в качестве государственных праздников отмечает “годовщину Великой Октябрьской социалистической революции”, 1 Мая и др., а армия которая имеет своим символом красную звезду и отмечает свой день рождения 23 февраля?

Мало того, в ходе борьбы между двумя основными группировками наследников “Великого Октября”, в последнее время “демократические власти” явно проигрывают своему сопернику – национал-большевистской оппозиции. Никого из настоящих белых не могут ввести в заблуждение “патриотические” декорации, вытащенные на свет частью коммунистов. Речь идет о повороте к более откровенной, более неприкрытой советчине. При этом обе стороны в равной мере постулируют тезис о “единстве нашего исторического наследия”, т.е. о советском режиме, как законном наследнике и продолжателе исторической России. Именно этот взгляд зафиксирован в пресловутом “Договоре о гражданском согласии”. Понятно, что Белое движение, имеющее целью восстановление легитимной российской государственности, не может становиться на сторону какой-либо из враждующих просовестских группировок, не может поддерживать каких бы то ни было деятелей, не стоящих на ярко антикоммунистических и антисоветских позициях. Интересы Белого движения лежат в иной плоскости, чем борьба за власть “демократов” и “красно-коричневых” – в равной мере наследников большевистского режима. Его борьба – это борьба против их общего наследия за утверждение ценностей дореволюционной российской государственности и культуры.

Сторонники белой идеологии считают необходимым прежде всего добиваться установления однозначной оценки переворота 1917 г. как величайшей катастрофы, в результате которой власть в стране оказалась в руках заклятых врагов России, и советского режима как преступного и антироссийского по своей сути на всех этапах его существования; искоренения в общественном сознании всех проявлений коммунизма и советчины; ликвидации всех последствий господства в стране советской антикультуры во всех ее разновидностях.

Другой важной задачей Белое движение ставит разоблачение национал-большевизма. Это уродливое явление опасно прежде всего тем, что протаскивает советско-коммунистическую отраву в национально-патриотической упаковке, в которой она имеет гораздо большие шансы быть воспринятой неискушенными в идейно-политических вопросах людьми, чем откровенно красная проповедь “ортодоксов”. Излюбленным национал большевистским утверждением является то, что они-де объединяют “и белых и красных” (либо, что никаких белых и красных давно уже не существует). Более того, некоторые из них, а также красные подголоски из “демократов-перебежчиков” самозванно и кощунственно именуют себя белыми и от имени белых “замиряются” с коммунистами или объединяются с ними (как, например, Константинов, Астафьев, Аксючиц и др). Подобным пороком поражено и казачье движение, где деятели Союза казаков, например, в свое время под бурные аплодисменты заявляли, что “партийный билет казачьему атаману не помеха”, а позже под сетования о том, что “нас пытаются снова расколоть на белых и красных”, поднимали на щит разного рода отщепенцев и предателей, воевавших в Гражданскую войну на стороне большевиков.

Между тем, очевидно, что подобные “патриоты” не имеют ничего общего с носителями ценностей и традиций исторической России. Пресловутая “объединенная оппозиция” в действительности представляет собой не союз “белых и красных” (что в принципе невозможно), а союз красных с такими же красными, но “национально ориентированными”. Существование позиции, при которой и они, и ельцинский режим рассматриваются как две стороны одной медали – равно чуждые старой России, для национал-большевиков идеологически убийственно, поэтому они тщатся доказать, что такой позиции и быть не может, а те, кто выступают против них – суть ельцинские агенты.

В связи с этим недавно появилось Заявление Русской Белой эмиграции, подписанное последними оставшимися в живых учасниками Гражданской войны, их потомками и руководителями всех белоэмигрантских организаций с изложением позиции Белого движения, призванное нанести удар по идеологии национал-большевизма и его претензиям говорить от имени наследников исторической российской государственности.

С.Волков

Москва, декабрь 1994 г.

 

Монархистъ № 27-28, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                                                               НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

Республика есть утопия, потому что она есть состояние переходное, ненормальное, в конечном счете всегда ведущее к диктатуре, а через нее - к абсолютной монархии. Не было в истории такой республики, которая в трудные минуты обошлась бы без самоуправства одного человека и которая избежала бы разгрома и гибели, когда в ней не оказалось дельного руководителя. Сила страны - в сосредоточении власти, ибо где все правят - никто не правит, где всякий - законодатель, там нет ни твердого закона, ни единства политических целей, ни внутреннего лада. Каково следствие всего этого? Анархия!

...Для глубокой реформы, которую Россия требует, мало одной воли Монарха, как бы он ни был тверд и силен. Ему нужно содействие людей и времени. Нужно соединение всех высших сил государства в одной великой передовой идее, нужно соединение всех усилий и рвений в одном похвальном стремлении к поднятию самоуважения в народе и чувства чести - в обществе.

Император Николай I

Монархистъ № 27-28, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                                                               НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Автор: Михаил Кулыбин

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОПАСТЬ

 

В 1906 г. вышла в свет книга замечательного русского ученого Д.И. Менделеева “К познанию России”, в которой, помимо всего прочего, Дмитрий Иванович составил приблизительную прогрессию роста населения Российской Империи. При составлении этой прогрессии он ориентировался на итоги первой всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 г. и на существовавшие в то время темпы роста народонаселения России. Приведенная ниже таблица № 1 иллюстрирует соотношение прогноза Менделеева и реального роста численности населения России, а затем СССР.

Таблица № 1

Год

Прогноз Менделеева, млн. чел.

Реальная численность, млн. чел.

1897

-

128,2

1900 134,1

135,7

1910

155,6

163,8

1915

166,8

188,6*

1950

282,7

177,3

1985

521,6

276,3

2000 594,3 ?

* - Не считая населения Польши и Финляндии.

 

Апологеты советского строя в ответ на эти цифры разразятся отповедью о том, что в России накануне революции происходил демографический взрыв и что “ненаучно” возводить в константу существовавшие в то время темпы роста населения. Тут же вспомнят “Великую Отечественную войну, унесшую жизни 20 миллионов советских граждан” (напрочь забыв упомянуть о жертвах ГУЛага).

Предвидя все эти возражения, хочется заранее показать их вздорность и абсурдность. Во-первых, никакого демографического взрыва в Российской Империи начала ХХ века не было. В этом легко убедиться посмотрев следующий ряд цифр, показывающий темпы роста численности населения Империи с XVIII в.:

1722 г. - 14 млн. чел.

1782 г. - 28 млн. чел.

1800 г. - 38 млн. чел.

1850 г. - 70 млн. чел.

1875 г. - 92 млн. чел.

1897 г. - 128 млн. чел.

Исходя из этих данных, придется признать одно из двух: либо никакого демографического взрыва в предреволюционной России не было, либо “демографический взрыв” является в нашем Отечестве действительно постоянным. Из таблицы № 1, между прочим, заметно, что реальные темпы роста численности российского населения даже превышали предполагавшиеся Д.И. Менделеевым. Что же касается жертв II Мировой войны, то в течение всего XIX в. Россия вела постоянные войны, и в начале ХХ в. произошла Русско-Японская война и I Мировая (кстати, именно на 1915 г. выпадает наибольшее число русских жертв), что, впрочем, не помешало росту российского населения.

Так что никакими “высоконаучными” доводами нельзя объяснить чудовищное падение роста численности населения в советское время (интересно соотношение цифр численности населения России в 1915 г. – 188, 6 млн. чел., и СССР в 1950 г. – 177,3 млн. чел; на 11,3 млн. чел. меньше!). Оно объяснимо только таким явлением, как геноцид русского народа, который большевистские власти планомерно осуществляли. Составными частями этого геноцида были и зверства Красной армии и ЧК во время Гражданской войны, и создание жуткой системы концентрационных лагерей, и организованный советской властью голод в Поволжье и Малороссии, и “добровольная” коллективизация с раскулачиванием, и расказачивание, и другие коммунистические “реформы”.

Доведение народа до нищеты в ходе большевистских экономических экспериментов тоже сыграло немаловажную роль. Если в Царской России семьи с 5-7 детьми не были редкостью, то в Совдепе (особенно в городах) частым явлением стал один ребенок в семье. Главная причина этого, несомненно, в обнищании народа и, в связи с этим, боязни рожать детей.

Показательно, что с установлением в России демократических порядков социально-экономические проблемы не только не исчезли, но даже многократно усугубились. Это привело к тому, что с 1992 г. смертность в РФ превышает рождаемость. В 1992 г. население России сократилось более чем на 200 тыс. человек; в 1993 г. – еще на 804,8 тыс. чел., а в 1994 г. – более чем на 1 млн. чел. Россия попросту вымирает!

Более того, если принять во внимание то, что в самой РФ сравнительно высокий уровень рождаемости только в мусульманских регионах, то вымирание русских, в процентном отношении, еще выше (термином “русский” мы пользуемся в современном понимании, имея в виду собственно только великорусскую ветвь Русской нации и не включая белоруссов и малороссов). Так, с 1950 по 1985 гг. численность русских в РСФСР увеличилась на 28,1%, в то время как, например, татар на 76,2%.

Необходимо отметить и такой немаловажный факт, что, как мы уже упоминали, рост населения в СССР в послевоенные годы происходил, прежде всего, за счет инородческих (в первую очередь – мусульманских) окраин. Так, из 99 млн. чел., на которое выросло население СССР с 1950 по 1985 гг. русские составляли всего 38,6 млн. чел., т.е. менее 40%, хотя в 1950 г. более 60% советского населения составляли русские.

Приведенные цифры свидетельствуют, что антирусские силы, захватившие власть в России, с 1917 г. и по сию пору проводят целенаправленную политику геноцида русского народа. Необходимо учитывать, что при написании этой статьи использовались практически только официальные цифры. Если же судить по неофициальным данным, то демографическая ситуация в России еще страшнее.

Не будучи, конечно, узколобыми расистами, мы все же хотим поставить вопрос и о падении темпов роста численности народов белой расы на фоне демографического взрыва в Азии и Африке, которое показано на таблице № 2.

Таблица № 2

Страна

Год Население, млн. чел. Год Население, млн. чел. % роста
Германия 1950 70,1 1992 79,1* 4,4
Франция 1954 43,2 1992 57,2** 9,8
Китай 1951 509,5 1994 1200,2*** 135,8
Индия 1951 556,4 1992 862,3 142,2
Бразилия 1950 53,8 1990 151,1 185,1
Эфиопия 1953 16,1 1992 50,3 214,4

* - Ок. 6 млн. иностранных рабочих при подсчете % не учитывались.

** - Ок. 10 млн. иностранных рабочих при подсчете % не учитывались.

*** - Существуют весьма веские основания считать, что Китай последовательно занижает численность населения. По некоторым данным, к 1994 г. его население достигло 1,5 млрд. человек. При подсчете % учитывались официальные данные

 

Из нее видно, что роста численности населения в странах Европы фактически нет. Более того, благодаря демографической и иммиграционной политике европейских стран, в них постоянно увеличивается число иностранных рабочих, которые, в большинстве своем, вскоре по прибытии получают права граждан. Именно таким образом негры и турки составили сейчас почти 8% населения Германии. Во Франции, где законодательно закреплено преимущественное право иммиграции из бывших французских колоний, ситуация еще хуже. Арабы и негры составляют сейчас более 17% ее населения. Недаром Лидер Национального Фронта Франции Ле Пен говорит, что если такая демографическая и иммиграционная политика правительства сохранится, то к 2050 г. французы станут национальным меньшинством, а к 2100 г. этнически чистых французов не останется вообще. Ситуация в других западноевропейских странах, не говоря уже о США, не намного лучше.

В то же время мы видим, что численность азиатских и африканских народов, несмотря на кровопролитные конфликты и эпидемии (Эфиопия, Индия) и попытка государственного ограничения рождаемости (Китай, Бразилия), увеличивается с огромной скоростью. Причиной этого является, в первую очередь, предотвращение очень распространенной прежде детской смертности.

Не являясь сторонниками нагнетания страха перед “желтой чумой” или “черной угрозой”, мы не можем не понимать того, что Китай, например, в поисках “жизненного пространства”, несомненно, будет поглядывать на российскую, совершенно не заселенную по китайским меркам, Сибирь. Россия, в отличие от США (имеющих границу только с мирной Канадой и бессильной Мексикой), живет в окружении стран, имеющих к ней территориальные претензии – от Финляндии и до Японии. В связи с этим не учитывать демографическую ситуацию в России и во всем мире мы себе позволить не можем.

 

Михаил Кулыбин

 

Монархистъ № 27-28, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                                                               НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Автор: Игорь Воронин

 

ПАРАЛИЧ ВОЛИ

 

Если рассматривать восстановление Монархии в России только как акцию политическую (а такие попытки уже предпринимаются), то неудачи сторонников этого действия вряд ли могут быть объяснимы. Идея просто единоличной власти во многом сродни тоталитарному режиму, из которого нынешнее российское общество выросло или вырастает, и она ненамного сложнее, чем примитивная демократическая доктрина, укрепившаяся пока на политическом Олимпе вновь полуязыческой России.

Все более или менее встает на свои места, когда мы начинаем говорить о восстановлении Православного Царства и связанным с ним представлением о Богоданности Законной власти. Здесь ситуация меняется в корне: что такое Православное Царство, и какая власть законна – ответить на эти вопросы правильно подавляющее большинство русских людей, не говоря уже о всех прочих россиянах, сегодня не в состоянии. И страшно не то, что не могут ответить, потому что не знают, а то – что и знать не хотят!

Это нежелание знать истину (упоминаемое в ряде пророчеств как одно из качеств людей, живущих в предантихристовы времена) проявляется буквально во всем, и в первую очередь – в делах веры. Если в эпоху Святой Руси (которая единственная может быть нашим идеалом) православный русский человек готов был до смерти отстаивать чистоту Истинной Веры, то сегодня многие, считающие себя православными, не порицают даже совместных молений с еретиками.

Формальная исповедь, крещение неготовых к этому людей, венчание и отпевание некрещеных, как бы ни было горько об этом говорить, стали обыденным явлением. Лишь редкие голоса верующих возвышаются до открытого обличения… Перечень этих печальных фактов каждый может продолжить сам. Наконец, православное учение о Помазаннике Божием воспринимается многими как некий анахронизм.

Причин этому много, и на одну, немаловажную, хочется указать. Сегодняшний православный русский человек более “советский”, чем русский. Относится это, в большей или меньшей степени, ко всем нам. Как это ни странно, но говоря о создании новой общности людей под названием “советский народ”, коммунисты не лукавили и не выдавали желаемое за действительное, а констатировали факт. Характерной же чертой этой общности стало явление, которое можно назвать всеобщим параличом воли, включающем в себя и нежелание знать истину, а иногда и просто “веру лжи” (2 Фес. 2, 11), и чувство стадности (коллективизма) взамен духовного единства, и даже некоторую природную одержимость. Человек с парализованной волей, человек, верящий лжи, изначально не расположен верить в Бога, ибо вера эта – акт воли, а Бог есть Истина. Отсюда – паталгоическое безбожие советских людей. Давно известно, что безвольный человек, в отличие от волевого, склонен не к вере, а к суеверию, поэтому совершенно неудивительна сегодняшняя страсть “общества” к экстрасенсам, колдунам, гороскопам и НЛО.

Равнодушием (или безволием) отмечено и участие, а точнее будет сказать – неучастие современных русских людей в политической жизни. Но, возразят мне, и во времена Святой Руси православный русский человек политикой не занимался. Это утверждение может показаться верным только при поверхностным взгляде на то, что такое политика. Выдающийся русский ученый И.А.Ильин в своей книге “Путь к очевидности”, разбирая сущность вопроса “что есть истинная политика?”, писал следующее”:

“Политика есть прежде всего служение – не “карьера”, не личный жизненный путь, не удовлетворения тщеславия, честолюбия и властолюбия… И пусть не говорят нам, что “большинство” современных политиков смотрят на дело “иначе”: если это так, то все беды, опасности и гнусности современной “политики” объясняются именно этим.

Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способность забывать о своем личном “успехе-неуспехе” перед лицом Дела.

Истинное политическое служение имеет в виду не отдельные группы и не самостоятельные классы, но весь народ в целом. Политика по существу своему не раскалывает людей и не разжигает их страсти, чтобы бросить друг на друга; напротив, она объединяет людей на том, что им всем обще”.

Исходя из таких представлений, Святая Русь именно и политикой занималась. Все перечисленные Ильиным элементы налицо: и служение, и ответственность, и забвение личного – как у Государя, так и последнего поданного. И наконец, главное – объединяющее “весь народ в целом” дело – Дело спасения души через Православную Церковь, защиты Истинной Веры как от расколов и ересей, так и от нашествия иноверцев.

В современной же российской политике “вверху” мы имеем те самые безответственность, тщеславие, честолюбие и властолюбие, и, как следствие, гнусность. А “внизу” – опять же безответственность (например, при голосовании на выборах) или вопрос “чем это обернется для меня лично?” в качестве мотива при том же голосовании. И общее для “верхов” и “низов” – отсутствие Дела и реального, не на словах, объединения. Сверху до низу – полная противоположность истине.

Отсутствие воли заметно даже в таком сугубо материальном вопросе, как хозяйственная деятельность. Само слово “предпринимательство” подразумевает деятельность, желание действовать, т.е. волю. Поэтому, казалось бы, логично предположить, что все предприниматели ею обладают. Однако стремление основной их массы действовать, мягко говоря, нечестно (уклонение от налогов, спекуляция, срастание с криминальными структурами) обусловлено как раз безволием и порожденной им беспринципностью, стремлением идти по пути наименьшего сопротивления.

Подводя грустный итог, хочется отметить, что все вышеизложенное еще не приговор, а только попытка диагноза. К сожалению, история не знает примеров не то что излечения, но даже выживания безвольных наций, народов или “общностей”. Впрочем, каждому человеку в отдельности это вполне по силам, и если мы сначала поодиночке осознаем себя русскими, то не исключено, что придет и общее осознание себя как нации. Это и будет первый шаг…

 

Игорь Воронин

Монархистъ № 27-28, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                                                               НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Автор: Евгений Лукашевский

 

НЕПОТРЕБНЫЙ ПРАЗДНИК

Прошел еще один день, накрепко связанный с традициями непотопляемой Совдепии. “День весны, цветов, любви и т.п.”. Проще, очередное 8 марта. Как выяснилось – самый крепкий советский праздник, ибо он “с честью” выдержал испытание на прочность. Насколько быстро были дискредитированы “великий Октябрь” и “радостный Первомай”, не говоря уж о славной сталинской, а затем брежневской конституции, настолько упорно не хочет исчезать псевдопраздник с гордым названием Международный женский день. Название столь же гордое, сколь и нелепое, поскольку международным он уже давно не является, и иностранцы очень удивляются нашей привязанности этой дате.

Не только коммунисты, но и демократы, и “патриоты” активно отстаивают его, ссылаясь на то, что это просто сложившаяся (когда?) традиция, не имеющая никакого политического подтекста, и, в конце концов, дань уважения женщине. Посмотрим, насколько эти утверждения соответствуют истине.

Традиция эта, прямо скажем, не носит ореола седой древности. Международный день работниц, а именно это название является исконным и правильным, был учрежден на Копенгагенском конгрессе II Интернационала в 1910 году по инициативе Клары Цеткин. Той самой замечательной Клары, которая два десятилетия спустя по всем правилам парламентской игры, передаст свое председательское кресло в рейхстаге “доброму, толстому Генриху”, “наци №2” - Геренгу, а сама уедет в Москву на свои пышные похороны у Кремлевской стены. По замыслам Клары, Розы, Надежды, Инессы и прочих “работниц” в этот день отнюдь не предполагалось дарить женщинам цветы, целовать им руки, преподносить на счастье мраморных слоников и открытки с надписью “люби меня, как я тебя” и вообще заниматься всякими буржуазными глупостями. Нет. В этот день работницы (настоящие) должны были стройными рядами выйти на улицы, желательно “под нагайки и пули”, чего, к счастью, ни разу не случилось, и во весь голос заявить о “своих правах”. В чем заключались сии права, работницы отчетливо себе не представляли, но на улицы время от времени выходили. Один такой выход имел самые роковые последствия, прежде всего для женщин России.

Это случилось 8 марта, а по старому стилю 23 февраля (самое подходящее время для “праздника цветов”) 1917 года. Дни стояли тревожные. Шел четвертый год войны. Впервые стала ощущаться нехватка продовольствия в Петрограде. Этому способствовали снежные заносы на железных дорогах, а еще больше паника, которую сеяли революционные смутьяны с улиц и из Государственной Думы. 23 февраля подстрекаемые эсерами и большевиками (которые воспользовались отъездом Государя в Ставку), напуганные растущей дороговизной и предполагаемой нехваткой хлеба, измученные затянувшейся (отнюдь не по вине Государя) войной, женщины выходят на улицы. К ним присоединяются бастующие рабочие, а также кучка всякого рода бездельников и просто уголовных элементов. Так начался процесс планомерного и быстрого нарастания беспорядков, вызвавший брожение в войсках, уже достаточно разложенных революционный агитацией, и приведший к трагической дате 2/15 марта, дате отречения Государя от Престола, за которым последовал полный развал армии и фактическое поражение России в войне, экономический крах, рост бандитизма, пошлая керенщина, большевистский переворот и, как страшный финал, - самое жестокое и кровавое в истории цареубийство, после которого России уже не было возможности спасения.

Таким образом, праздник этот имеет весьма серьезную, но малопочтенную политическую и идеологическую основу. Впрочем, долгие годы он не входил в число великих большевистских праздников, по значимости своей болтаясь где-то между днем Парижской коммуны и днем большевистской печати. Во всяком случае, нерабочим днем он не был. Таковым его сделал великий демагог Брежнев в “славные шестидесятые”. Этим самым он как бы вдохнул в него вторую жизнь. 8 марта вошло в шестерку “красных дней календаря”, заняв в ней не последнее место.

И вот здесь хотелось бы остановиться на другом важнейшем моменте – что дает женщине этот, с позволения сказать, праздник? Совместим ли он с нашей теперешней жизнью или является позорнейшим анахронизмом?

Для начала заметим, что “праздник весны и любви” приходится чаще всего на начало Великого поста. Тут комментарии излишни. Далее: “день цветов” отмечается тогда, когда цветов или еще нет, или, как в настоящее время, они безумно дороги, что очень ощущается на семейном бюджете, т.е. прежде всего на самих женщинах.

Сам день 8 марта, как правило, протекает довольно спокойно. Нет ни денег, ни здоровья, ни желания. Все было вчера. Фактически праздник происходит накануне. День делится на две части. В первую половину рабочего дня бегают по магазинам и накрывают столы. Затем начинается вакханалия, сопоставимая только с завершающей частью ленинских коммунистических субботников. Напиваются, подчас до скотского состояния, все – и мужчины, и, особенно, женщины. Ни один даже советский праздник не имеет такой грязной пьяной традиции, как этот, если так можно выразиться, женский день.

Возникает законный вопрос: что же, следует лишить женщин их единственного праздника в году? Отнюдь нет. Женские праздники были на Руси всегда. Это, прежде всего, Богородичные праздники от Благовещения до Покрова, дни осенних свадеб. Это Неделя Жен-Мироносиц – неделя весенней радости после Поста и светлого Воскресенья Христова. Вот когда женщин следует осыпать цветами. Можно было бы выделить как День русской женщины – день святой равноапостольной княгини Ольги, первой русской святой (24 июля н.ст.). Неофициально днем памяти всех усопших матерей мог бы стать день Успения Пресвятой Богородицы.

В конце концов, можно найти по-настоящему весенний или летний день, не связанный с позорной традицией, и определить его как женский праздник.

Предвидим негодование со стороны многих “традиционалистов”. Что же, расставаться со старым всегда непросто. Но думается, что чем раньше будут расставлены все точки над “i”, чем быстрее мы освободимся от старого хлама, тем легче Россия вернется на свой настоящий исторический путь.

Евгений Лукашевский

Монархистъ № 27-28, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                                                               НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Автор: Николай Савченко

 

ЧУДОТВОРЕЦ ХХ ВЕКА

В благославенные летние дни 1994 г. от Рождества Христова, радостное, ни с чем не сравнимое событие произошло в далеком Сан-Франциско. Смиренное и кроткое желание тысяч православных -хранителей и ревнителей святоотечесткого духовного пути - сполна было вознаграждено Свыше торжеством канонизации Святого чудотворца ХХ столетия - Архиепископа Сан-Франциского Иоанна (Максимовича). “Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу” (Пс. 117,15), - такими боговдохновенными словами можно описать ту радость, которой были преисполнены души тысяч паломников, прибывших на встречу со своим иерархом, преемственно унаследовавшим святость от неисчислимого сонма древних отцев.

Родившийся в 1896 г. в Харьковской губернии в малороссийской дворянской семье Максимовичей, святитель как бы незримо и чудесно утверждал вековечное, твердое и братское единство великорусского и малороссийского народов. Единство, восходящее к крещальной купели Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира; единство, освященное чудесами и подвигами святых; единство, попущением Божиим ныне попранное и поруганное.

С юных лет душа и сердце святого тянулись на “пути Господни” (Пс. 24,10) и склоняли его к поступлению в духовную академию. Но заповеданное Богом послушание родителям и кроткое исполнение их воли привели будущего святителя на юридический факультет Харьковского университета. Пройдя все ступени постижения мирского законодательства и проникновенно осознав, что “ныне умреши для закона, которым были связаны, мы освободимся от него, чтобы на служить Богу в обновлении духа” (Римл. 7,6), Михаил Максимович твердо встает на путь служения Христу и Его Церкви. Дерзновенно и бесстрашно обличает он всех, кто поднял руку на Царя, а затем и на Церковь, с непоколебимостью претерпевая заключение и гонения.

Как младенец Христос с Богоизбранным семейством отведен был в Египет от гонителя-Ирода, так и будущий служитель Христов промыслительно спасается в 1921 г. в единоверную братскую Сербию. Сербия стала единственной страной, радушно принявшей великое множество верующего русского народа с иерархами и церковнослужителями и христолюбивого российского воинства, когда наша Родина оказалась в невыносимо-мучительном пленении у новых христогонителей.

Окончив богословский факультет в Белграде, Михаил принимает решение избрать путь совершенного отречения от все более и более расцерковляющегося и погрязающего во всевозможных пороках мира, постригаясь в монашество с именем Иоанн. Но новоначальному иноку, превзошедшему многих старцев строгим постничеством, постоянной борьбой со сном, невиданным нестяжанием и редким для человека с двумя высшими образованиями самоуничижением, промыслительно суждено было быть рукоположенным в священный сан и назначенным преподавателем Битольской духовной семинарии, дабы великий дар наставника и сеятеля истины дал больший урожай на ниве Христовой. Как нежно любящий отец, обходил будущий святитель своих подопечных во время ночного сна, заботливо поправляя одеяла и как бы являя образ Самого Господа, “хранителя душ наших”, никогда не оставляющего нас, ибо сам он тратил на сон едва ли час-два в день, проводя остальное время в делах и молитвах.

Когда в Русской Зарубежной Церкви встал вопрос о рукоположении еще одного епископа, Митрополит Антоний (Храповицкий) не мог не указать всем на отца Иоанна, к которому он испытывал самые братские чувства и к которому не раз перед этом обращался за советом.

Вскоре по своем рукоположении, Владыка назначается в Шанхай, где сполна проявляется его великий апостольский труд на “земле чуждей” (Пс. 136,4). Здесь раскрывается все сокровище его святости и чистоты, смиренно обретенное твердостью и непоколебимостью в делах веры и, вместе с тем, мягкостью и добротой к своей пастве, которая ото всей души возлюбила своего духовного отца в тяжелом изгнании. Епископ Иоанн предстает перед всеми как настоящий чудотворец, исцеляя недужных, утешая скорбящих, питая нуждающихся и обличая отступающих. Решительно оберегает он свою пасту от соблазна поддаться пропаганде ворвавшихся в Китай коммунистов. Находясь в духовном единении с находящимися в ссылках и тюрьмах иерархами и священнослужителями, обличает и разоблачает он тех, кто страшась мучительства или по маловерию и самооправданию, без страха Божия бросили Русскую Церковь на расправу, явив никак не совместимое со званием иерархов рабское послушание безбожной власти. Как пророк Моисей, выводит Владыка Иоанн свой народ из Красного Китая.

Назначенный епископом в Париж, он неутомимо свидетельствует о Православии. Своими проникновенно-духовными проповедями он приводит к истинной вере тысячи иностранцев, терпит поношения, отдает последнюю одежду нищим, босым в мороз обходит с молитвой улицы легкомысленного Парижа и нарекается святым у инославных.

Во время святительства Владыки в Сан-Франциско он достраивает собор “Всех Скорбящих Радости” и делает этот город центром духовной жизни Америки. Кротко претерпев многочисленные клеветы и несправедливости, Архиепископ Иоанн блаженно почивает 19 июня ст. ст. 1966 г. в Сиэттле, оставив по себе еще при жизни сотни чудес, обильно источающихся и поныне.

Владыка Иоанн говорил: “Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая степень праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи преисполнены и любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзывчивы на людские нужды и на их моления, и являются ходатаями и предстателями за них пред Богом”.

Такое определение святости как ни к кому другому подходит к самому Св. Иоанну. Дары прозорливости и исцеления еще при жизни стяжали Владыке славу святого. И хотя лишь духовные слепцы и злоумышленники могли этого не видеть, всегда находились клеветники и завистники, пытавшиеся подорвать доверие и уважение к Иоанну (Максимовичу). Но все их усилия были тщетны.

Светлой радостью и ликованием встретили все истинно-православные люди праведные мощи Владыки Иоанна, оказавшиеся нетленными, несмотря на тридцатилетнее почивание в сыром подземелье. В доказательство истины нашей древней апостольской веры обратились светлые и умилительные торжества канонизации великого чудотворца ХХ века.

Духовное наследие Св. Иоанна (Максимовича) будет непреложно и открыто свидетельствовать истину всему миру в его верных, кротких и смиренных в жизни, но праведных в вере, учениках и послушниках. Видя нынешний мир, все более погружающийся в пучину всевозможных страстей; видя, как общее паление человечества и повсеместное оскудение благочестия пытаются проникнуть в нашу Церковь; видя, как преступное охлаждение в вере уже привело к вовлечению множества иерархов, священства и мирян в ересь экуменизма, все православные люди должны неуклонно следовать благословению святого “обличать, даже если многим это не нравится”.

Русская история, бесчестно искажаемая в наше время, в лице Св. Иоанна будет иметь ревностного защитника. Представляемая многими как насмешка, священная идея Монархии как Богоустановленной власти в России, живет в прекрасном труде Архиепископа Иоанна “Происхождение Закона о Престолонаследии”. Эту работу святитель написал по просьбе Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого), совместив в ней глубокое духовное понимание монархической идеи с обширными знаниями в российской юриспруденции. В ней Владыка доказал соответствие Российских Законов о Престолонаследии православным канонам и историческим традициям русского народа и обосновал необходимость подчинения Законным Богопоставленным Государям в изгнании.

Отеческая дружба Архиепископа Иоанна с Главой Дома Романовых Государем Великим Князем Владимиром Кирилловичем как бы прообразует грядущее воскресение России и восстановление гармонической симфонии Царской и Церковной властей, которое он неоднократно предрекал. Да не отнимет Господь от нас обетование по грехам нашим.

Мы видим, как чудесно распространяется почитание Св. Иоанна по всей россии, и это не может не исполнять неизреченной радостью всех “право правящих слово истины” (2 Тим. 2,15).

Николай Савченко

Монархистъ № 27-28, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                                                               НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Автор: Валерий Локтющенков

 

СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ

В конце 1994 г. состоялась канонизация Русской Православной Церковью великого российского иерарха - Митрополита Московского Филарета (Дроздова). Народное почитание этого выдающегося архипастыря началось еще при его жизни, а подготовка его церковного прославления велась еще до революции. Однако в наступившую затем безбожную советскую эпоху такое событие как канонизация святого стало трудноосуществимым. Тем более, что в вопросах государственного устройства, Владыка Филарет неустанно проповедовал православное учение о Богоустановленности Наследственной и Самодержавной Царской власти.

Между тем временем, когда протекала полная подвижнических трудов жизнь великого святителя и сегодняшним днем, когда он, наконец, был официально причислен к лику святых, как ни странно, есть много общих черт.

В самом деле: первая половина ХIХ в. (время жизни и деятельности Святителя Филарета) проходила под знаком революций, войн и мятежей, сотрясавших всю Европу. Это, наряду с другими явлениями, весьма пагубно влияло на состояние умов внутри России, где, особенно в среде “общества”, сформировалась тенденция бездумно критиковать и отвергать идеалы православия и Российской государственности и превозносить чуждые ценности и идеи. К какой невиданной катастрофе привело это наш народ в ХХ в. мы уже знаем. Но и сейчас, пережив ужасную трагедию, мы почему-то отнюдь стремимся прислушаться к голосу русских святых, как не слушали их и отступившие от веры прежние поколения. В этом и заключается странная схожесть прошлого и настоящего. Очень бы не хотелось, чтобы жизнь и проповедь Св. Митрополита Филарета прошли мимо нашего сознания, так и не послужив призывом к действию...

Владыка Филарет (в миру - Василий Михайлович Дроздов) родился в 1782 г. в Коломне. Будущий иерарх в детстве был очень веселым, впечатлительным и поэтически одаренным мальчиком. Происходя из среды потомственного духовенства, Василий рано полюбил храм Божий, церковное пение и чтение. В девять лет он поступает в коломенскую духовную семинарию, а оттуда переходит в семинарию при Свято-Троицкой Лавре.

После окончания Василием Дроздовым Троицкой семинарии в 1803 г., выдающийся Митрополит Московский Платон (Левшин), видевший в нем богатство духовных дарований, оставляет его преподавать в этом же учебном заведении, а чуть позже назначает проповедником Троице-Сергиевой Лавры. Это было неслыханное событие - Владыка Платон, сам прозванный за красноречие “русским златоустом”, указывает совсем еще юному мирянину произносить речи по очереди с наместником Лавры. И хотя сам Василий считал себя неспособным к этой должности и уступал лишь настояниям Митрополита, последний отнюдь не ошибся в выборе. “Я пишу по-человечески, - говорил великодушный архипастырь, - а он пишет по-ангельски”.

Однако поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не уступила молитвенной настроенности Василия, которую он приобрел еще в детстве. Мир с его суетой тяготил юного проповедника, его душа стремилась к уединению с Богом. В 1808 г. он принимает постриг с наречением имени в честь Св. Филарета Милостивого и рукополагается в иеродиаконы. Он собирается всю жизнь провести в Лавре, самым заветным его желанием было стать гробовым монахом у раки с мощами Св. Сергия Радонежского. Но Промысел Божий судил иначе.

Как лучший преподаватель, он был затребован Комиссией Духовных училищ для преподавания в столице. Несмотря ни на собственное смиренное желание остаться в Лавре, ни на ходатайства Владыки Платона, не хотевшего отпускать любимого ученика, Филарет отбывает в Петербург. В Северной столице он рукополагается в священники, возводится в сан архимандрита и в 1812 г. назначается ректором Петербургской Духовной Академии.

Как раз в это время подверглась тяжелому испытанию - нашествию полчищ Наполеона. Как известно, христолюбивое русское воинство не только освободило свою землю, но, по руководством Императора Александра I, прошло через всю Европу и положило конец владычеству Бонапарта, восстановив на Французском Престоле Законную Династию Бурбонов.

Архимандрит Филарет живо отозвался на эти события своим известным рассуждением “О причинах наших успехов в войне 1812 г.”, которые он видел в том, что на стороне России находилась глубокая нравственная правда и, как следствие, - благословение Господне. В то время как узурпатор Наполеон, пришедший к власти благодаря революции, незаконно возложил на себя царский венец, русские люди сохранили союз любви со своим Боговенчанным Царем Александром I: “Одно слово Государя. Будучи уверен в чувствованиях Своего народа, Он пригласил его ко всеобщему восстанию противу врага - и точно, все восстали”.

Св. Филарет промыслительно очень быстро поднимался по иерархической лестнице. Сменив несколько кафедр (Ревельскую, Тверскую, Ярославскую), он в 1826 г. нарекается Митрополитом Московским и Коломенским. Несмотря на такое резкое возвышение, Владыка всегда оставался кротким, смиренным, милостивым.

В 1825 г. Россию ждало новое тяжкое испытание - бунт декабристов на Сенатской площади, который Архиепископ Филарет решительно обличил: “...лукавые с дерзостию явились было в то самое время, когда Николай I должен был воссесть на Прародительский Престол; и внезапная буря угрожала общественному порядку и безопасности. Но Царь, твердый правдою Своего призвания и упованием на Бога, не поколебался ни на мгновение: крепостию Своего духа запретил буре; утвердил Престол в то самое время, когда воссел на него; в первый день царствования сделался избавителем народа”.

Современник трех Императоров - Александра I, Николая I и Александра II - Владыка Филарет, с первых лет своего архипастырского и общественного служения, стяжал себе славу чудесного проповедника, ученого богослова, проницательного и осторожного администратора, дивного художника слова литературного, общественного и церковного. В благотворительности он был подобен своему небесному покровителю Св. Филарету Милостивому. Широко известны крупные денежные раздачи нуждающимся, которые Московский святитель производил в день своего Ангела (1 декабря). Но прежде всего, он стремился оказывать духовную помощь (достаточно вспомнить случай 1828 г. с великим А.Пушкиным).

Духовное наследие Св. Филарета поистине неисчерпаемо. Оно содержится в его многочисленных богословских трудах, проповедях, письмах. Во многом благодаря ему мы имеем современный синодальный перевод Библии на русский язык (Новый Завет на русском языке был издан в 1862 г.).

Будучи величайшим молитвенником и подвижником, Митрополит Филарет, тем не менее, считал своей архипастырской обязанностью участвовать в общественной жизни своего народа. Известно, что он принимал непосредственное участие в разработке проекта освобождения крестьян. В наше время, когда т.н. “правозащитники” и “миротворцы” потворствуют всевозможным русофобам и националистам на окраинах России, полезно вспомнить, что Св. Филарет, исполненный государственной мудрости, решительно поддерживал христолюбивое русское воинство, подавлявшее революционные и сепаратистские мятежи, подрывавшие единство Империи.

Всем современным церковным деятелям, считающим, что государственное устройство безразлично для христианина или пытающимся увязать Православие с теорией “общественного договора”, следовало бы получше вдуматься в замечательные слова новопрославленного святителя: “Бог, по образцу Своего небесного единоначалия установил на земле Царя; по образу Своего Вседержительства - Царя Самодержавного; по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века до века - Царя Наследственного”.

Итак, Митрополит проповедовал, что государство есть естественная форма организации человеческого общества, предохраняющая людей от анархии и проистекающего от нее зла. Но не по своеволию людскому должна быть формируема верховная власть. Лишь Наследственный Монарх, получающий власть он Всевышнего посредством царского первородства, способен сохранить общество от расколов и разделений, ибо “всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит” (Мф. 12,25). Лишь Самодержавный Монарх, наделенный всею полнотой власти, способен защитить свой народ от множества самоуправных правителей, которые неизбежно возникают при слабости центральной власти. Сама природа Царской власти определяет ее силу, единство и наследственную преемственность, подобные силе, единству и вечности власти Самого Всевышнего.

Митрополит Филарет мирно отошел к Богу 2 февраля 1867 г., просияв множеством чудес исцеления и даяния нуждающимся по горячей молитве к нему.

Валерий Локтющенков

Монархистъ № 27-28, 1995, АРХИВ

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                                                               НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
НАША ПОЧТА

 

Автор: К.Ковриженко

 

НУЖНА ЛИ СЕГОДНЯ МОНАРХИЯ?

 

 

Нет!”, - ответит большинство жителей нашей страны. Потому что слова “Российский Император” ассоциируются у них либо с Лысым и Лохматым “императорами” из “Короны Российской Империи” (сериал “Неуловимые”), либо с кроваво-черным призраком Николая II, отдающего личный приказ 9 января 1905 года расстрелять мирную демонстрацию. Вся огромная машина коммунистической пропаганды работала на это 75 лет. И немудрено, что своего добилась.

Народ нашей страны забыл о том, что при том самом “кровавом тиране” Николае, в том самом “сравнительном” 1913 году, жители России чувствовали себя людьми, такими же , как испанцы, немцы или американцы. Забыли о том, что страна наша была равной среди равных - может быть, не выше других по уровню развития военной промышленности, но и не ниже по уровню жизни. Не стремились люди этой страны к мировому господству, а просто старались в грязь лицом не ударить и не хуже соседей быть.

Но настала эпоха тиранов и революций - ХХ век - эра машинного прогресса. И сломан оказался старый уклад. Механический футуризм вторгся во все сферы человеческого бытия: от отношений между мужчиной и женщиной до прикладной науки, от искусства до сельского хозяйства. И “загнали клячу истории”...

Выше, дальше, больше, быстрее, мощнее! Народы стали превращаться в механизмы огромных государств-машин. Начали забывать свое прошлое, жить днем сегодняшним, не заглядывая в будущее.

Печальный пример России в этом безумии не послужил уроком Германии, Италии, Китаю, а скорее даже, наоборот, ускорил становление диктатур в этих странах. Годы шли... Мрак опутывал все большую часть земного шара. Но безумие кончается, глаза открываются, и люди видят, что стоят на краю пропасти. Половина человечества перебита, жизнью правят страх и ненависть. И тогла они говорят: “Хватит!”.

Но возрождать труднее, чем ломать. Особенно, когда каждый считает, что только он знает, как и к чему надо идти. И все кричат, не слыша друг друга - потому что во мраке, через который прошли, потерялись цвета и оттенки, остались только черный и белый... Кричат и не слышат, скоро бить друг друга начнут, а кое-где уже и начали, позабыв, что живут в одном доме, одно стране - потому что не верят друг другу.

Так почему бы теперь не признать, что не лучше мы и не хуже, а такие как все. Посмотреть, поучиться у тех, кто прошел через ту же тьму, что и мы.

Если мы не можем доверить свою судьбу избранникам, как американцы и швейцарцы, то почему не перенять опыт Испании и Камбоджи, где народ объединился вокруг своих монархов, и те сплотили все силы и партии в едином стремлении к процветанию страны.

Законного Монарха нельзя заподозрить в коррупции или предательстве интересов страны, властителем которой он является по праву, - так же, как абсурдно обвинять хозяина в том, что он крадет из собственного дома.

Но проживший всю жизнь в стране, где черное и белое поменялись местами, где ложь стала нормой, не может доверять незнакомому человеку, и поэтому надо помочь народу узнать ближе Членов Российского Императорского Дома. Задачей каждого, кто считает себя монархистом, должна стать, во-первых, пропаганда идеи Монархии как объединяющего и примиряющего начала и, во-вторых, максимально возможное ознакомление людей с жизнью Августейшей Фамилии, чтобы все убедились, что это люди русские, православные, честные, неглупые, помнящие о своем достоинстве и уважающие достоинство других.

И если такая работа будет проведена действительно широкомасштабно, но на вопрос, стоящий в начале моих заметок, будет сказано: “Да!”.

К.Ковриженко

Санкт-Петербург, 11 декабря 1994 г.

К СОДЕРЖАНИЮ                                                                      НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

SpyLOG

Монархистъ № 1(37),1999, АРХИВ
Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru