Государыня: «Все страны должны объединить усилия для преодоления последствий пандемии»
Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна благоволила дать интервью Марлен Кёниг.
- Вы знаете, каким образом заразились коронавирусом? Можете ли Вы описать, как прошло для Вас это заболевание?
- Прежде всего, позвольте мне поблагодарить Вас за то, что подумали обо мне в это время, когда все столкнулись с кризисом пандемии. Что касается коронавируса, я не имею ни малейшего представления о том, как я могла им заразиться. Когда человек достаточно активен и выходит по делам, как я, путешествуя, встречаясь с людьми, присутствуя иногда на многолюдных мероприятиях и тому подобное, то наверно у такого человека много возможностей подвергнуться воздействию вируса. Я полагаю, это произошло в первые дни распространения болезни, потому что тогда было мало доступных масок и перчаток.
Первые симптомы были похожи на те, которые испытываешь в начале простуды. У меня начались головные боли. Сначала я подумала, что это сезонное проявление сенной лихорадки. Затем повысилась температура, и в теле появилась ломота, как при гриппе. Я незадолго до этого начала делать новые физические упражнения, рекомендованные во время домашнего карантина, и мне в какой-то момент пришло в голову, что этими болевыми ощущениями моё тело как бы говорит моему мозгу: «Мария, во что ты играешь после стольких лет безделья»?
В определенный момент я также начала терять чувства обоняния и вкуса. Именно тогда мой врач мне сказал, что это все больше и больше напоминает случай коронавируса. Он порекомендовал мне принимать соответствующие лекарства, чтобы избежать любых осложнений, и пройти тест на COVID-19 как можно скорее.
Но это было легче сказать, чем сделать, потому что в Испании не хватало тестов. Только на прошлой неделе я смогла сделать тест на коронавирус. И, как вы знаете, результат теста, который я получила в Страстную пятницу (По православной Пасхалии - 17 апреля – прим. Ред.), был положительным.
Одна из целей, ради которых я хотела поскорее сделать тест и узнать, в какой стадии находится моя болезнь, заключалась в том, чтобы понять, представляю ли я опасность заражения для других или нет, из-за заботы о тех, кто подвергается наибольшему риску, особенно о пожилых людях. Именно в такие моменты первостепенная обязанность человека – вести себя так, чтобы не причинять вреда другим. Это ведь не просто вопрос только собственного здоровья и выздоровления.
- Я полагаю, что Вы всё это время пребывали дома. Я слышала, что Ваш сын, Великий Князь Георгий Михайлович, был в Москве во время Вашей болезни. Как он себя чувствует?
- Да, когда так называемый «домашний карантин» вступил в силу, я была в своей квартире в Мадриде. Я всё время оставалась дома, в окружении добрых помощников. Теперь я чувствую себя намного лучше, и мой врач говорит мне, что согласно тесту, я, по-видимому, выстроилa достаточное количество «антител», чтобы быть уверенной в том, что у меня сейчас имеется высокая степень иммунитета к этой катастрофической инфекции.
Я благодарю Господа за то, что он сохранил меня и позволил мне выздороветь так быстро, без необходимости ложиться в больницу, что для людей моего возраста сопряжено со значительным риском. В испанских больницах просто не хватало аппаратов искусственной вентиляции лёгких, и для пациентов старше 65 лет врачи должны были решить, кто будет жить, а кто нет.
Что касается моего сына, Георгий оказался в Москве, когда начался кризис, и он остается там в самоизоляции. Я рада сообщить, что он чувствует себя хорошо и соблюдает все указанные меры предосторожности.
Хотя мне тяжело, что между мной и моим сыном сейчас такое большое расстояние, должна сказать, что рада тому, что он находится в России в это трудное время. Что наследник нашего Дома там и разделяет со своими соотечественниками все трудности и ограничения, которые они терпят во время пандемии.
Георгий, конечно, поддерживает контакт через Skype и FaceTime и другие средства связи не только со мной, но и со своими сотрудниками в России, а также с различными людьми по всему миру и с различными благотворительными организациями, с которыми мы работаем или которым мы покровительствуем. Я знаю, что у него также было много групповых чатов через Zoom.
То же самое касается меня и моей работы с благотворительными организациями и фондами в России. Они, конечно, очень заняты сейчас во время кризиса, и останутся очень занятыми после пандемии, помогая справиться с тяжёлыми последствиями болезни, самоизоляции, стресса и финансовых потрясений, которые испытывает весь народ России.
Мы должны ценить существование коммуникационных технологий, которые являются полезным инструментом для властей, врачей, семей, студентов и всех остальных.
- Что Вы делали во время карантина? Вам удалось доставлять продовольствие и предметы первой необходимости на дом?
- У меня не было проблем с доставкой еды и снабжения в целом. Продуктовые магазины и аптеки получили разрешение оставаться открытыми.
Что касается того, как я провожу своё время - я заядлая читательница. К сожалению, среди различных побочных эффектов коронавируса было раздражение глаз, так что было трудно сфокусироваться. Эта проблема, наряду с головными болями, мешала читать, особенно тексты с мелким шрифтом. Теперь, когда эти симптомы постепенно стихают, я уже начинаю читать без напряжения. Во время Страстной недели я люблю читать хотя бы одно из Евангелий, что мне всё же удалось сделать.
Но в то же время, как и все мои близкие в самоизоляции, с которыми я оставалась в контакте, я неизбежно смотрела немало телевидение. Я смотрела документальные фильмы, которые представляют для меня большой интерес. Я успела посмотреть некоторые любимые оперы и балеты. Среди телесериалов, которые я смотрю, «Версаль» (франко-канадский исторический сериал о эпохе Людовика XIV – прим. Ред.), старые эпизоды «Пуаро» (английский детективный сериал «Пуаро Агаты Кристи» - прим. Ред.) и «Чужестранка» (англо-американский фантастический сериал по романам Дианы Гэблдон о путешествиях во времени – прим. Ред.).
Что касается последнего, концепция путешествий во времени всегда меня интересовала, и этот сериал очень хорошо представляет данную тему. Но, по некоторым причинам, я нашла эпизоды, которые по сценарию фильма происходят в Шотландии во времена Молодого Претендента (наследника изгнанного Дома Стюартов внука Короля Иакова II Принца Карла Эдуарда (1720-1788), принявшего в 1766 г. титул Короля Карла III, ещё при жизни своего отца Иакова III в 1745 г. возглавившего неудачное восстание против Ганноверского Дома – прим. Ред.), более убедительными, чем те, которые происходят в колониальной Америке.
Также я наслаждаюсь старыми фильмами, которые называют фильмами «эпохи», или костюмными драмами. Возможно, я старомодна в этом отношении. Вспоминаю Барбару Картлэнд, которая однажды сказала что-то о том, что её романы могут иметь успех только до 1920-х годов, когда магия, мистика и романтика ещё не были утрачены.
Есть некоторые старые картины, которые я смотрела в детстве, и теперь они ассоциируются у меня с Пасхой. На ум приходят «Бен Гур», «Десять заповедей», «Баррабас», «Царь царей» и «Клеопатра». Благодаря самоизоляции и карaнтину, в которых я находилась, мне удалось посмотреть некоторые из них во время Пасхального сезона. Мне всегда радостно их пересматривать вновь и вновь.
Я также внимательно слежу за новостями. Интернет и телевидение позволяют видеть и слышать новостные программы в разных странах и на разных языках, особенно Российские новости. Полезно получать точки зрения и информацию напрямую, так сказать, из первых уст, без «фильтров», и не с точки зрения СМИ другой страны.
- Как Вы соблюдали Страстную неделю и Пасхальные службы? Вы смотрели службы онлайн через Zoom? Поддерживали ли Вы связи с архиереями и священниками в течение последней или двух недель?
- Пасха - это самый важный день в Христианской вере, и она в этом году была очень необычная. Увы, не было возможности исповедоваться или причащаться. Но должна сказать, что Пасха 2020 для меня незабываема.
Опять же, благодаря Интернету, я смогла смотреть богослужения Страстной недели и, конечно же, самой Светлой Пасхи в России - не единожды, а два раза.
Я собиралась посмотреть Пасхальные богослужения и Божественную литургию в Москве. Часовой пояс в Мадриде иной, чем в России. Я начала смотреть в субботу вечером, но это было слишком рано для Москвы. Служба в Храме Христа Спасителя ещё не началась, но я обнаружила, что уже транслируют начавшуюся службу в Екатеринбурге, хотя Екатеринбург находится в ещё более позднем часовом поясе, чем Москва. Это было очень уместно, особенно учитывая, что Император Николай II и его семья, расстрелянные в Екатеринбурге, прославлены в лике святых Страстотерпцев нашей Церковью. В некотором смысле это было так, как если бы Царственные Мученики сами нас призвали праздновать Пасху в Екатеринбурге. Поначалу было ужасно грустно видеть, что все верующие вынуждены носить маски. Служил Высокопреосвященный Кирилл Митрополит Екатеринбургский, которого я хорошо знаю. В своей проповеди он привел слова Господа нашего Иисуса Христа: «в мире скорбны будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин., 16,33), что прозвучало очень своевременно.
Впервые я побывала в Екатеринбурге более 25 лет назад. В июле 2018 года было очень трогательное событие для меня: присутствовать на Божественной литургии, посвященной 100-летию со дня казни Императора и его семьи, в храме, который был построен на месте, где произошла трагедия.
Затем, когда литургия в Екатеринбурге уже заканчивалась, на моем экране появилась литургия в Москве, совершаемая нашим любимым Патриархом, Его Святейшеством Кириллом. Размещение многих записывающих камер в разных местах собора, в том числе прямо над алтарем, создавало прекрасные виды с разных точек — виды, которые никогда не были бы в поле зрения, если бы вы стояли внутри церкви. Нет ничего лучшего, чем русский православный хор в Пасхальное воскресенье, чтобы выразить нашу радость о Воскресшем Спасителе. Пасхальная литургия принесла мне большое утешение и облегчение в этот тяжелый период. Можно было действительно чувствовать присутствие Бога.
О забавной стороне: я была немного удручена тем фактом, что у меня не будет традиционных пасхальных блюд. Это наши куличи и пасха. Они просто не были доступны в этом году. Но к моему приятному удивлению, разбирая продукты в морозилке, я вдруг увидела Пасхальные куличи прошлого года, которые я заморозила про запас. Я полностью забыла о них. Не помню, почему я не съела их в прошлом году. Возможно, из-за того, что была тогда на диете. В любом случае, я их разморозила и они стали моим пасхальным подарком.
И после всего этого мне оставалось лишь покрасить Пасхальные яйца.
В течение времени самоизоляции я поддерживала связь с рядом иерархов и священников по телефону, через WhatsApp и другими способами — главным образом, чтобы убедиться, что они здоровы, и чтобы отправить им Пасхальные поздравления.