Цесаревич: Монархия – не декорация и не диктатура

18 Окт 2015

Е.И.В. Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович благоволил ответь на вопросы КП.

- Как часто Вы бываете в России и как из Европы видится сегодня ситуация вокруг России? В прессе, в вашем окружении сплошная критика или есть голоса в поддержку?

- Я стараюсь посещать Россию при любой возможности, когда могу чем-то помочь. Наш фонд в поддержку онкоисследований еще молодой, все только начинается. Но есть и другие благотворительные проекты.

За границей, конечно, все это время слышу много критики в адрес России, но есть и взвешенные выступления серьезных деятелей, которые понимают, что без России и без признания ее огромной роли в международной политике невозможно никакое равновесие в мире. Императорский Дом и большинство верных нам людей считают, что Владимир Путин успешно защищает интересы своей страны.

- Ну, а русские эмигранты могут как-то повлиять на общественное мнение?

- Каждый, кто любит Россию не на словах, а на деле, должен говорить и делать то, что подсказывает ему совесть. Не сомневаюсь, что это будет иметь резонанс и эффект.

- Сейчас президента России на Западе называют царем, желающим восстановить былое влияние страны...

- Президент Путин – глава республиканского государства. Он разумный и опытный человек, и сам неоднократно отвергал параллели с царем. Республика и монархия – это два принципиально разных государственных строя, с различными историческими, идейными и институциональными основами. Далеко не любой сильный правитель – это «царь».

Нынешнему состоянию российского общества соответствует республиканская система, она признается народом, и Императорский Дом, продолжая оставаться хранителем идеи монархии, лоялен современному строю. Все шаги, направленные на укрепление Российской государственности, мы приветствуем.

- А роль России в разрешении конфликтов на Украине и в Сирии?

- Нужно понимать, что в подобных мировых проблемах не бывает стопроцентно правильных и безупречных решений. Любой шаг имеет плюсы и минусы. Но Россия обладает на международной арене не меньшими правами, чем любая великая держава. Двойные стандарты, когда одним можно все, а к другим придираются за любой шаг, недопустимы.

- Монархия, по Вашим ощущениям, для России уже перевернутая страница?

- В России силен монархический менталитет, но суть идеи понятна еще далеко не всем. Для многих монархия ассоциируется с диктатурой. Кто-то видит в ней просто красивую декорацию. А монархия – это ни то, и ни другое. Монархия – это государство-семья с прирожденным отцом или матерью во главе. У монархии глубочайшие исторические корни. В то же время это государственный строй, вполне способный к эволюции и модернизации.

Пока время для восстановления монархии не настало. Но в будущем могут появиться предпосылки – история развивается по спирали, и не исключено, что легитимная наследственная монархия будет востребована народом России и сослужит ему добрую службу.

- Российские власти могут захоронить предполагаемые останки Марии и Алексея Романовых. РПЦ, в свою очередь, создала спецкомиссию по результатам исследований, и Патриарх потребовал от следствия начать все «с чистого листа». Дом Романовых тоже сомневается в подлинности останков, как найденных, так и прежде захороненных в Петербурге?

- Да, мы всецело поддерживаем позицию Руссой Православной Церкви, считаем, что исследования должны быть проведены вновь, и примем участие в церемонии только если Патриарх и Синод признают эти останки мощами святых Царственных мучеников.

- У симпатизирующих России иностранцев сейчас модно ездить в Крым. Вот и Дмитрий Романович Романов (живущий в Копенгагене морганатический потомок членов Династии – ред.) побывал там. А вы посетить полуостров не планируете? И в целом планов перебраться на Родину нет?

- Мы руководствуемся не модой, а пониманием пользы для своей страны. Мы никогда никуда не приезжали просто с целью привлечь к себе внимание и популистски декларировать то, что не собираемся делать. Это могут себе позволить частные лица. А моя мать, Великая Княгиня Мария Владимировна, и я представляем Императорский Дом как историческую институцию и обязаны поступать ответственно. И каждый наш визит, и окончательное возвращение на Родину, к которому мы всей душой стремимся, всегда серьезно готовятся с организационной и правовой точек зрения. Наш принцип – принести пользу и не навредить, даже случайно и невольно.

Я был в Крыму в 2013 году, многих там уже знаю, и обязательно посещу его, надеюсь, не раз. Мы сразу поддержали возвращение Крыма в состав России, когда там состоялся референдум. На полуострове работают наши благотворительные и культурные проекты. И мама, и я поедем туда вновь, когда этого потребуют интересы дела, а не для того, чтобы поставить галочку или устроить пиар-акцию.

- Вы несколько лет проработали в «Норникеле» – как привела судьба на такое тяжелое производство, чем там занимались? Других предложений поработать в России или на Россию не поступало?

- Я работал не на производстве, а советником генерального директора. Помогал защищать интересы комбината на международном рынке, потом некоторое время возглавлял дочернюю фирму в Европе. Хотя, конечно, я побывал в Норильске, познакомился с шахтерами и инженерами, узнал их жизнь, спускался с ними в шахту... Работа в «Норильском никеле» не предполагалось вечной. Я получил в нем опыт и лучшее знание экономики России, а теперь создал собственную компанию «Романов и партнеры» для защиты интересов не какой-то одной российской компании, а в целом, интересов российских производителей и предпринимателей в Европе и мире.

- Вы сами чувствуете себя европейцем, космополитом или все-таки русским?

- Находясь вдали от Родины, еще глубже чувствуешь свою принадлежность к русскому народу, к этой великой цивилизации.

- В Европе живете в резиденции?

- В обычной небольшой квартире в Брюсселе. Сразу добавлю – слуг тоже нет. Живу вполне обычной жизнью, помимо работы участвую в благотворительных проектах – не только наших, но и устраиваемых нашими родственниками из европейских Королевских Семей.

- Аристократы вообще снобы? Помню, как однажды довелось обедать с вашей матушкой, и мои коллеги слали эсэмэски: «Только смотри не перепутай вилки!». Но все прошло очень демократично...

- Именно. Снобизм не входит в число качеств представителей монарших династий и аристократии. Снобизм смешон, и обычно им страдают люди, в глубине души не уверенные в своем статусе и личных качествах.

- А вам позволили бы морганатический брак по примеру князя Монако Альберта или принца Уильяма? Судя по Европе, это уже некая тенденция. Не обсуждали с принцами, почему они выбирают «золушек»?

- В династиях Великобритании и Монако нет понятия морганатического брака. В Российском Династическом законодательстве существуют более суровые требования. Нарушать законы нельзя. С другой стороны, при определенных новых исторических условиях неизбежно происходит редактирование или изменение законов. У Дома Романовых для этого необходима воля Главы Династии и благословение Церкви. Так что все возможно, но пока об этом рано говорить.

А мои кузены не выбирают специально «золушек». Самое главное, чтобы между мужем и женой были любовь и уважение, и чтобы супруга Главы Династии, царствующего монарха или наследника понимала суть его миссии и была ему опорой. Конечно, легче, когда оба происходят из одной среды, получили схожее воспитание. Но совершенно нельзя исключить возможность счастливого брака между монархом и простой женщиной. В истории России есть такой пример – брак Петра Великого и Екатерины I, урожденной Скавронской, женщины незнатного происхождения. Все ныне живущие потомки Романовых происходят от этого брака

(С незначительными сокращениями)