Православное духовенство против тиражирования большевицкого наследия

5 Апр 2013

В Москве новую станцию метро хотят назвать в честь палача русского народа Павла Дыбенко. Опрошенное православное духовенство – категорически против этих намерений властей.

Павел Дыбенко (1889-1938) - палач Кронштадтского и Тамбовского восстаний. В начале своей карьеры Дыбенко сдал немцам Нарву и бежал в Самару (за что был исключен из партии, - впрочем, впоследствии восстановлен), а в конце – входил в состав Специального судебного присутствия, осудившего группу высших советских военачальников по «Делу Тухачевского» в июне 1937 года, но в феврале 1938-го сам был арестован, признал себя виновным в участии в «антисоветском троцкистском военно-фашистском заговоре» и расстрелян.

Имена палачей в топонимике давно являются предметом споров. Достаточно вспомнить хотя бы многолетние попытки разных общественных организаций переименовать станцию «Войковская», названную в честь организатора убийства Императорской Семьи. Каждый раз они натыкаются на призывы «не ворошить прошлое» и «не переписывать историю».

Regions.Ru не раз проводили опросы о том, следует ли России отказываться от идеологизированных советских названий городов, улиц и т.п. Отметим, что священнослужители, особенно православные, каждый раз решительно высказываются за отказ от советских наименований, парламентарии же чаще призывают оставить все как есть. Но даже с этой точки зрения одно дело – сохранить устоявшееся название, а другое – называть новые объекты позорными именами.

Напомним, что сегодня в Москве нет ни одной улицы Пушкина, Лермонтова, Чехова, Гоголя или Булгакова - хотя несколько лет назад депутаты Мосгордумы предлагали назвать некоторые улицы в честь известных людей и вернуть имена, которые ушли с карты в начале 90-х.

«В питерской подземке уже есть станция, которая так и называется «Улица Дыбенко» и она тоже конечная. Вот уж ирония судьбы... – пишет в своем руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. – Кстати, в 2006 году в Санкт-Петербурге эту станцию пытались переименовать. И даже вроде решение было подготовлено и особо никто не был против. Но руководство города эту тему не поддержало (наверное, испугалось, как бы чего не вышло), и идея переименования утонула в бюрократическом болоте. Поэтому становится понятно, что если сейчас, когда и станции еще никакой нет, не решить этот вопрос, то потом что-то исправить будет гораздо сложнее. К счастью, у нас есть масса вариантов названий для новой станции. Это и Ховринская (по району расположения), и Бусиновская (микрорайон неподалеку), Зеленоградская или Клинская (по ближайшим улицам). Можно придумать и другие названия, но называть станцию метро в честь людей с биографией, как у Дыбенко, не стоит».

«Как бы вы прокомментировали планы московских властей назвать новую станцию метро именем Дыбенко? Почему, на ваш взгляд, эти планы вообще могли появиться – и даже не привлекли особого внимания?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново под Петербургом:

- У этого вопроса тот же ответ, что и у других: почему над Кремлем до сих пор висят красные звезды – сатанинские пентаграммы, а в капище – так называемом Мавзолее – до сих пор лежит мумия, почему в каждом райцентре стоят памятники демонам?

Наш народ еще не избавился от этого демонизма, под названием коммунизм. Не полностью люди отошли от этого страшного и кошмарного сна, некоторые только проснулись, а другая большая часть почивать изволит и отныне. Вот ярким примером тому является название нашего региона – Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Поэтому Церковь всегда выступала и будет выступать за последовательную декоммунизацию страны в целом. А пока этого не произошло, будут появляться такие станции «Дыбенко», скоро появится что-нибудь имени Сталина, давайте еще Троцкого вспомним, и вообще всех взрывателей, бомбистов и террористов – там огромный список.

Как говорят святые отцы: грех имеет начало, но не имеет конца. Это проблемы нашего народа, больного духом. Пока наш народ не покается и не исцелится от этой заразы, до тех пор призраки отца Гамлета будут нас посещать. Мы живем в XXI веке, а зловещие тени типа Дыбенко будут появляться из шкафа. Тени, казалось бы, давно сгинувшие, а они материализуются. И так будет, пока не произойдет очищение совести народа и его памяти от всего зла, потому что зло – реальная сила и недооценивать его опасно – об этом всегда говорила Церковь.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве:

- Остается только удивляться идеям московских властей. Вот почему им-то мил Дыбенко?

Известно, почему советская власть романтизировала своих героев, наделяя их положительными чертами. Понятно, почему на гребне революций оказывались люди с садистскими наклонностями. Но если нынешним членам московского правительства милы образы садистов-революционеров, то возникает вопрос, в здравом ли уме высказаны подобные пожелания.

Нравственной и идейной оценки революционных событий официально так и не было высказано. Нигде официально не заявлено, что коммунизм - это антисистемная человеконенавистническая идеология. По сути, ее апологеты сами являются человеконенавистниками. Соответственно, присвоение станции метро имени палача должно расцениваться как человеконенавистнический акт.

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии:

- Даже не верится, что в наше время могут быть такие планы! Должна же быть причина, по которой данный персонаж оказался таким привлекательным для московских властей? Сами-то они как это объясняют?

Вызывает удивление такая нравственная неразборчивость и абсолютно некритическое отношение к историческим персоналиям. Возникает сомнение в адекватном понимании истории лицами, выступившими с такой инициативой. Или это сознательное действие, направленное на разжигание споров, на разделение общества? Как будто нет выдающихся и при этом абсолютно положительных исторических деятелей, настоящих героев Отечества, художников, ученых, писателей, чьи имена смогли бы украсить улицы, площади и станции метро наших городов?

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине:

- Если спокойно относиться к тому, что улицы и станции метро носят имена убийц, люди к этому просто привыкнут. Тогда можно спокойно называть именами палачей все новые и новые улицы и станции метро. И вот палачи уже присутствуют в нашей жизни как некие знаковые фигуры вполне естественным образом.

Ведь мы уже привыкли к улицам Желябова, Перовской, метро Войковской, к многочисленным памятникам Ленину буквально в каждом городе. И людям уже все равно – одним больше или одним меньше.

Давно пора было все решить кардинальным образом. Это не значит, что эти имена нужно вымарывать из книг по истории. Они были, и их как раз нельзя забывать. Но зачем же эти имена присваивать улицам? Ведь так до абсурда дойдем! Ну давайте тогда сделаем улицу Геббельса, или площадь Гитлера, или переулок Гиммлера. Да еще памятники им поставим.

Но ведь это фактически и происходит в нашей жизни. Причем совершенно обыденно. Люди к этому привыкли и им все равно, кто такой Дыбенко, кто такой Войков. Как к одному спокойно относятся, так и к другому будут спокойно относиться. Так и пройдет наша жизнь в компании с палачами и убийцами.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священник Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:

- Оценка тут не нужна. Она совершенно очевидна – это нож в спину российскому возрождению, это кинжал, который вонзают, чтобы убить то, чего наш народ пытается сегодня достичь – освободиться от страшных болезней, которые терзали нашу страну в ХХ веке.

А вот почему такие вещи происходят, и кто конкретно стоит за этими усилиями по внедрению и продолжению внесения этого наследия в наше сознание и, особенно, в сознание молодежи, и кто упорно препятствует ликвидации этих духовных болезней? Конкретные имена я называть не имею права, поскольку Церковь должна стоять в стороне от политики, участвовать в борьбе она не может, но называть вещи своими именами обязана. Так вот: есть у нас политические силы, которым выгодно препятствовать возрождению России. И все общество должно консолидировать свои усилия, вести борьбу с этими противниками, и доводить эту борьбу до конца.