А.Закатов: Уровень исторической осведомленности обывателей неумолимо снижается
Директор Канцелярии Российского Императорского Дома канд. ист. наук Александр Закатов дал интервью журналу «Литературный клуб».
- Как сегодня, на Ваш взгляд, относится к дореволюционной России ее «средний гражданин»? Есть ли какие-то коллективные мифы, которые Вам бы хотелось развеять?
- К сожалению, уровень исторической осведомленности неумолимо снижается. Этому способствует разрушительная «реформа образования», а также обилие дешевых псевдоисторических поделок в сфере «массовой культуры».
В советское время мифотворчество было идеологизировано, за ним стояла мощь тоталитарного государства, но с ним, как это ни покажется парадоксальным, было легче бороться. Достаточно было понять и показать другим алгоритм искажения исторической действительности. Кроме того, у многих было желание узнать правду хотя бы из чувства протеста против запретов и навязывания «единственно-правильной» точки зрения.
Сейчас никаких запретов нет, но появился дикий хаос самых нелепых выдумок, внедряемых в сознание с помощью все более совершенных средств массовой информации. Современный человек нередко ленится оценивать прочитанное и услышанное, а тем более, увиденное на экране. Многое просто забывается, а то, что остается, превращается в какой-то адский коктейль, порожденный невежеством или сознательной ложью.
Лично я хотел бы не «развеивать» какие бы то ни было мифы (это дело достаточно бесполезное и неблагодарное), а просто призвать всех не быть равнодушными к великому прошлому. Убеждения и оценки событий могут быть самыми разными, иногда противоположными. Но они должны быть основаны на фактах во всей их полноте и взаимосвязи.
- Ваши рекомендации авторам-участникам конкурса «Наследия» (проводится под покровительством Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны). Наиболее частый вопрос, должны ли их произведения касаться роли монархии в истории России, чтобы понравиться членам жюри?
- Дом Романовых и его верные друзья и помощники убеждены в том, что принцип легитимной монархии имеет будущее. Но они вовсе не зациклены на монархической тематике. Великая Княгиня Мария Владимировна постоянно напоминает о том, что воплощаемые Императорским домом идеи – это не какая-то партийная доктрина, а совокупность традиционных цивилизационных и культурных ценностей, общих для людей с самыми разными интересами, убеждениями, политическими взглядами.
Естественно, какой-то процент произведений, представленных на конкурс, приуроченный к 400-летию преодоления Смуты и всенародного призвания на престол династии, наверняка будет посвящен этим историческим событиям и дальнейшему вкладу Романовых в жизнь нашего Отечества. Однако, жюри будет оценивать, в первую очередь, художественные достоинства произведения, профессионализм и искренность авторов, глубину выраженных идей (даже если с какими-то из них те или иные члены жюри не будут согласны). Пытаться завоевать признание жюри путем нарочитого декларирования монархических убеждений, особенно если эти взгляды не идут из самой глубины сердца – верный путь к провалу.
- Каких авторов, какую литературу вы бы рекомендовали в качестве обязательной для прочтения? Что вы читаете сами?
- Я убежден, что «обязательного» чтения быть не должно. Иначе легко отбить охоту к чтению вообще. Каждый человек проходит свой путь знакомства с великими произведениями мировой и русской литературы очень индивидуально. Чтобы тот или иной шедевр занял прочное место в нашей жизни, чтобы нам хотелось периодически возвращаться к нему, оно должно войти в наше сознание в свое время, в определенных для каждого обстоятельствах.
При этом, разумеется, новым поколениям нужно с детства прививать вкус и постепенно, ненавязчиво открывать для развивающейся личности все богатство классической литературы. Прошу прощения за несколько циничное сравнение, но если ребенка кормить гамбургерами и чизбургерами, он может никогда не оценить изысканных блюд и даже не захочет их попробовать. Но можно также навсегда испортить впечатление, если несвоевременно угостить кого-то трюфелями или шампанским с черной икрой.
В жизни должно быть все. Невозможно питаться только деликатесами, невозможно читать только классику. Но необходимо уметь различать качество. У каждого свои вкусы, и тем не менее, существуют общие критерии, позволяющие распознать и оценить красоту.
У меня, к сожалению, остается немного времени для чтения художественных произведений, и я дорожу каждой минутой, когда можно отвлечься от текущих дел и специальной литературы. Поэтому мне чаще хочется читать и перечитывать классику, независимо от того, хорошо ли я помню произведение, подзабыл ли из-за давности прочтения, или вообще до чего-то еще не добрался. Если творение действительно велико, его можно читать сколько угодно, и каждый раз – как впервые. Сейчас я с огромным наслаждением перечитываю Гоголя – все подряд.
Читаю также детективы, современные психологические романы, сатирические произведения. Однако, скажу, честно, мало что запоминается. Пока читаешь – да, забавно, интересно, интригующе, весело… Но перевернул последнюю страницу, отложил книгу, а через неделю не помнишь ни автора, ни сюжета. Возвращаясь к кулинарному сравнению: в какой-то ситуации сандвич может показаться вкуснее, чем утка по-пекински. Но Вы вряд ли помните поглощенные Вами сандвичи. А у пекинской утки, тем более, правильно приготовленной, гораздо больше шансов остаться в Вашей вкусовой и эстетической памяти. И даже если подзабыли, желание вновь отведать утки совсем иного рода, чем намерение съесть очередной сандвич.
- Еще Ломоносов в своей знаменитой «монархической» оде с уверенностью писал, что наша страна может рождать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Рождаются ли они по-прежнему? Откуда, на ваш взгляд, сегодня может появиться новый Ломоносов или Пушкин: приехать в столицу автостопом или родиться в одном из арбатских переулков?
- Таланты рождаются всегда. Но многие пропадают в безвестности из-за несовершенства человеческого общества. До революции некоей преградой было сословное деление. Однако факты доподлинно свидетельствуют, что эта преграда отнюдь не была непреодолимой. Петр I Великий, создав Табель о рангах, открыл дорогу к самореализации всем талантливым представителям народа, независимо от сословной принадлежности. После отмены крепостного права при Александре II Освободителе отмирание дворянских привилегий шло уже совершенно необратимо, набирая ускорение, так что только недобросовестные люди могут утверждать, что, якобы, без революции «человеку из народа» было никуда не пробиться.
С другой стороны, было бы неправильно идеализировать положение дел в Российской Империи. Была и несправедливость, были «надменные потомки, жадною толпой стоящие у трона», была ограничивавшая творчество и свободу мысли цензура… Но исправила ли эти пороки революция? И, тем более, решило ли проблемы и дореволюционной, и советской эпох наше время?
Увы, мы живем в период торжествующей серости и фальши. В огромном числе случаев успех и признание достигаются не подлинным талантом, а «раскруткой», «пиаром», эпатажем.
Пушкин, Шекспир, Гете, Акутагава останутся властителями дум и чувств всегда, пока существует человеческая цивилизация. А большинство нынешних кумиров забудутся через несколько лет, а то и месяцев после того, как о них перестанут писать в глянцевых журналах и делать заказные телепередачи. Их работы перестанут быть модными, а никакого следа в душе они не оставляют. Как писал А.Галич (по другому поводу, но эта фраза подходит и к нашей ситуации): «Но за всеми словесными перлами проступает пятном немота».
Остается уповать на истинность слов царя Соломона: «И это пройдет». Чтобы на смену проходящему не пришло еще худшее, нам нужно не плакать и не сидеть, сложа руки, а стараться своими силами найти одаренных авторов и помочь им занять достойное место. Для Дома Романовых, особенно в его современном положении, это одно из главных направлений деятельности. Уверен, что с помощью Божией конкурс «Наследие» окажется существенным вкладом в сохранение великой всероссийской культуры.