В Москве открылась выставка, посвященная Государю Ивану III
В Одностолпной палате Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля открылась выставка «Великий Князь и Государь всея Руси Иван III».
Эпоха правления Ивана III (1440-1505) для многих остается почти неизвестной. Между тем, именно во второй половине XV века сложилось представление о Москве как о Третьем Риме, были построены Архангельский и нынешний Успенский соборы в Московском Кремле и сами краснокирпичные стены Московского Кремля. Тогда же Георгий Победоносец стал символом Москвы.
Экспозиция знакомит посетителей с эпохой правления Ивана III. Экспонаты передают атмосферу времени, в то время как личность государя остается как бы за скобками, потому что до нашего времени из его вещей почти ничего не сохранилось.
Главное чувство, которое возникает на выставке — соприкосновение с историей. Многие представленные на ней предметы так или иначе известны, хотя бы потому что упоминались в школьных (или университетских) учебниках истории. И вот теперь их можно увидеть своими глазами и узнать из табличек с сопроводительными подписями то, что осталось за рамками текстов учебников.
Наверное, один из основных артефактов, который ассоциируется с правлением Ивана III, — Судебник 1497 года. Читая о нем, представляешь себе какой-нибудь увесистый фолиант в кожаной обложке, потемневшей от времени и прикосновений тысяч рук. На самом же деле первый в истории свод законов русского государства напоминает скорее небольшую брошюрку в твердом переплете. На выставке представлен единственный сохранившийся список XVI века (найден он был в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре). Когда смотришь на него, удивляешься, насколько он легкий и тонкий! Любопытно, что подобного свода законов на тот момент в Европе (в том числе во Франции и в Англии) не было. Русское законодательство настолько заинтересовало тогда немецких юристов, что посол Сигизмунд Герберштейн перевел значительную часть Судебника Ивана III на латынь. К слову, общегерманский свод законов появился спустя лишь 25 лет, в 1532 году.
Еще один факт, который наверняка помнится об Иване III, — его женитьба на византийской царевне Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина. Правда, обычно как-то ускользает тот факт, что Софья была не вполне византийской царевной. Она родилась в Риме, была названа Зоей и воспитывалась под опекой католических кардиналов. С византийскими императорами ее роднила кровь, и Зою сосватали Ивану III.
Для понимания эпохи Ивана III важно знать, почему этот брак этот был важен для русского государства. В 1453 году Константинополь пал. В истории Европы вот-вот должна была закончиться эпоха, когда была сильна православная империя. Казалось бы, у Византии нет достойного преемника — и тут на историческую сцену вышло небольшое Московское княжество, правитель которого Иван III (а тогда его еще даже государем не именовали и не короновали) стал укреплять свою вотчину, собирать вокруг нее другие русские княжества и, наконец, заявил о себе как о преемнике византийских императоров.
В прошлом у русских князей были установлены родственные связи с византийскими правителями, и брак с девушкой из рода императоров был очень логичным моментом в процессе признания Руси преемницей Византии, а русский правителей — их наследниками. Москва символически осмыслялась как новый Константинополь (а поскольку Константинополь считался «Вторым Римом», то Москва становилась Римом третьим, и это обыгрывалось в литературных памятниках).
Что касается выставки, один их удивительных предметов, связанных с этим сватовством, — Корсунский крест. Когда принцесса Зоя — будущая российская государыня — ехала на Русь, один из прелатов нес перед обозом католический крест из горного хрусталя. Предполагалось, что его понесут перед царевной, когда она будет въезжать в Московский Кремль, но царь Иван ΙΙΙ оказался предусмотрителен. Он послал своего соратника боярина Федора Давыдовича Хромого встретить невесту и тот, поравнявшись с обозом в 15 верстах от Москвы, вырвал крест из рук прелата: негоже будущей супруге российского правителя въезжать в столицу под сенью католического креста.
В Москве, в Кремлевском соборе, Зою окрестили с именем Софья, и она стала женой Ивана III. Знаменитый и чуть не ставший поводом для скандала крест решили оставить в Москве, и не где-нибудь, а в выстроенном по заказу Ивана III и украшенном на деньги из царской казны Успенском соборе. Со временем крест стал почитаемой реликвией, и его всегда выносили во время торжественных процессий. Католическое происхождения не очень хорошо увязывалось с почитанием креста, поэтому возникла легенда, что прекрасный хрустальный крест — дар и благословение греческих императоров.
Помимо креста, Софья привезла на Русь богатейшее приданое: рукописи и множество изящных мощевиков, в которых хранились частицы мощей святых — благословение греческих родственников. Впоследствии, кстати, этими святынями благословляли вступавших на трон российских правителей. Несколько мощевиков представлены на выставке. Они поражают мастерством исполнения и тонкостью работы.
Еще один большой крест, который можно осмотреть на выставке — Киликиевский, золотой, украшенный десятками фигурок и евангельских сцен, вырезанных на небольших, размером с половину или с треть ладони взрослого человека, костяных пластинках. Поразительно тонкая работа. В начале XVI века Иван III ходил с Киликиевским крестом в на Казань. Позднее, в 1552 году Иван Грозный, как бы оказывая дань уважения деду и традиции, взял этот крест в новый казанский поход.
Хоть Иван III и именуется собирателем русских земель, он так и не был венчан на царство. Первым из русских правителей этого удостоился его внук, царевич Димитрий. По образцу византийского чина венчания на царство на Руси специально для царевича составили русский чин. Его текст — довольно объемная книжица — представлен в одной из витрин. Интересно, что венчали царевича Димитрия еще не Шапкой Мономаха, а короной, о подлинной форме которой историки до сих пор продолжают спорить. Но можно попробовать представить ее, всмотревшись в выставленную в одной из витрин пелену, на которой вышита церковная процессия — торжественная церемония коронации царевича Димитрия. Есть версия, что пелену изготовили по заказу Софьи Палеолог.
Иван III много заботился о международном имидже Русского государства и об укреплении роли правителя Руси. Именно при нем русские княжества объединились вокруг Москвы и образовалось новое государство. На выставке представлена строительная плита — первый монументальный памятник эпиграфики эпохи Ивана III, на которой впервые был приведен полный титул великого князя Московского и зафиксировано объединение русских земель под эгидой Москвы:
«Иван Васильевич, Божьей милостью великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский, Угорский, Пермский, Болгарский и иных и всея России государь, в лето 30 государствования своего сии башни повелел построить, а делал Петр Антоний Солари медиоланец в лето от воплощения Господня 1491».
Вообще-то плит было две: одна, с надписью на русском языке, размещалась с внутренней стороны Спасской башни, другая, на латыни — с наружной, так что ее видели иностранные послы и сразу понимали, с каким правителем им предстоит встреча.
Еще один любопытный экспонат — деревянная скульптура святого Георгия Победоносца на белом коне. Святого Георгия почитали как патрона русского князя, хранителя Руси, который объезжает Русскую землю на коне и защищает христианскую веру. В 1464 году была создана каменная скульптура святого Георгия, которая помещалась над главными городскими Фроловскими воротами. Примерно с этого времени святого стали воспринимать как небесного покровителя Москвы и всего Московского княжества. Для укрепления и распространения его почитания, вероятно, по заказу Ивана III изготовили серию деревянных скульптур Георгия Победоносца, из которых до настоящего времени известно только четыре, и одну из них можно увидеть на выставке.
На выставке также представлен небольшой сударь (платок или небольшое полотенце) «Чудо архангела Михаила в Хонех», который, как предполагают, был вышит в честь освящения в сентябре 1503 года Архангельского собора и в память об этом событии пожертвован Иваном III в ризницу Троице-Сергиевой лавры.
Но самые грандиозные памятники эпохи Ивана ΙΙΙ — Московский Кремль, Успенский и Архангельский соборы — разумеется, остаются за пределами экспозиции. Хотя виртуальную реконструкцию Кремля эпохи Ивана III можно увидеть на специальных мониторах.
Выставка продлится до 14 июня 2013 года, сообщает «Татьянин день».