В Выборге состоится выставка «Семья и Двор Николая II на рубеже эпох»
27 октября 2012 года в Центре «Эрмитаж-Выборг» открывается выставка «Семья и Двор Николая II на рубеже эпох».
285 экспонатов выставки охватывают период от 1870-х годов до крушения Российской Империи в 1917 году. Экспозиция выстроена в хронологическом порядке и знакомит посетителей с подробностями жизни Николая II и его семьи на материале, включающем мемориальные вещи из собраний Зимнего, Аничкова, Александровского, Ново-Михайловского, Юсуповского дворцов, из собраний частных коллекционеров конца XIX – начала XX веков, а также новые поступления Государственного Эрмитажа.
Целый ряд предметов впервые участвуют в музейном показе. К таковым относятся недавно приобретенные Государственным Эрмитажем изящные аксессуары, подчеркивающие роскошь и красоту русского Двора: серебряный несессер с эмалью серо-голубого цвета, декорированный сапфирами в золотых оправах, а также сигаретница и баночка бирюзовой эмали. Впервые экспонируются рисунки художников А.А. Парланда и И.А. Шарлеманя с изображением императорских коронационных регалий и военных сцен времен IМировой войны. Немалый интерес представляют никогда ранее не участвовавшие в выставках тканые портреты Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Федоровны, а также предметы из гардероба царских детей.
Выставка открывается экспозицией, посвященной периоду из жизни Николая II до его восшествия на Престол. Особое внимание уделено роли отца и матери Наследника Престола – Императору Александру III и Императрице Марии Федоровне – в становлении личности Царя-Мученика, формировании его политических и религиозно-этических взглядов. На выставке представлены парадная и повседневная форма камер-казаков императрицы Марии Федоровны А. А. Кудинова и Т. К. Ящика.
Особое место на выставке отводится описанию церемоний бракосочетания и коронации Николая II и Александры Федоровны. К коронации были изготовлены разнообразные сувениры в виде стаканов, стоп, кружек, платков, раздававшиеся всем участникам торжеств. Изготовленные на Прохоровской, Трехгорной и Даниловской мануфактурах платки с изображением Государей и государственной символики, впервые экспонируются на выставке.
Второй раздел выставки показывает взаимоотношения между представителями разных поколений Дома Романовых. Частная жизнь Царской Семьи, проживавшей с 1905 года в Александровском дворце в Царском Селе, протекала в строгой простоте. Поражает своей скромностью гардероб Царских Дочерей, носивших преимущественно белые платья. Не было у Царских Детей и дорогих игрушек – имелись обычные плюшевые зверюшки и куклы, которые переходили от одного ребенка к другому. Предметы из гардероба детей Государя, представленные на выставке, служат иллюстрацией скромного образа жизни Царской Семьи, отличавшейся особой религиозностью и тяготевшей к евангельской простоте в быту.
Несмотря на стремление избегать публичности, Николай II принимал участие в дипломатических, военных, придворных, культурных, религиозных и иных церемониях, о чем свидетельствуют экспонаты третьего раздела выставки. В память об Александре III в 1895 году в Санкт-Петербурге был основан Русский Императора Александра III музей. Это событие было увековечено художником К. О. Брожем, чей рисунок экспонируется на выставке.
Дядя Императора Великий Князь Владимир Александрович (отец Императора в изгнании Кирилла I, прадед ныне здравствующей Государыни Марии Владимировны) в течение многих лет был президентом Императорской академии художеств. Его портрет а также представлен на выставке.
Начавшиеся в 1907 году по инициативе искусствоведа С. П. Дягилева и при деятельной поддержке Дома Романовых ежегодные Русские сезоны в Париже пропагандировали и прославили русское театральное, музыкальное, оперное и балетное искусство на весь мир. Впервые экспонирующиеся на выставке листы из созданного братьями Н. Г. и С. Г. Легатами альбома посвящены выдающимся артистам балета, дирижерам и композиторам.
Четвертый раздел выставки посвящен трагическим годам правления Николая II. На выставке представлены произведения графики, иллюстрирующие события Русско-японской и IМировой войн. На выставке экспонируются военные мундиры, принадлежавшие Николаю II и его сыну, а также знамена.
Представленный портрет Г. Е. Распутина призван показать близость старца к Царской Семье, его помощь в облегчении страданий Цесаревича Алексея.
Завершают выставку фотографии интерьеров личных покоев Царской Семьи, сделанные до и после захвата Зимнего дворца большевиками в 1917 году. Запечатленные на фотографиях беспорядок и хаос, царившие в комнатах Царя и Царицы после штурма, являются своеобразным символом крушения России, завершения блистательной Имперской эры.
Выставка призвана показать жизненный путь Николая II– и как правителя крупнейшего в мире государства, и в фокусе его отношений с семьей, представителями Дома Романовых и Двором. Данная экспозиция является частью целого комплекса культурных мероприятий, посвященных 400-летнему юбилею Дома Романовых, который будет широко отмечаться в России. Работать выставка будет до 31 марта 2013 года, пишет Страна.Ру.