А.Закатов: Новая Монархия будет народной, независимой, законной и наследственной в Доме Романовых
Директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны Александр Закатов ответил на вопросы журнала «Дилетант».
- Расследование убийства Императорской Семьи завершено. Однако в Доме Романовых считают, что точка в этом деле еще не поставлена. Почему?
- Кроме нерешенного до сих пор вопроса о подлинности «екатеринбургских останков», что является отдельной темой, остается целый ряд проблем, нуждающихся в дальнейшем тщательном исследовании. Необходимо установить в полной мере, каков был истинный механизм принятия решения о расстреле царской семьи, в полной мере выявить роль лидеров тоталитарного режима Я. Свердлова и В. Ульянова-Ленина в организации этой бесчеловечной преступной политической репрессии.
Нужно уточнить судьбу некоторых обитателей Ипатьевского дома (например, поваренка Л. Седнева, якобы, отпущенного Я. Юровским накануне казни, но, возможно, тоже казненного, только отдельно), подтвердить или опровергнуть различные версии об уничтожении тел казненных и т.п. Это необходимо не для того, чтобы культивировать некие отрицательные эмоции в обществе, а ради объективной оценки событий революции и гражданской войны. Нужно уметь прощать, но нельзя забывать преступления и замалчивать факты. Иначе мы рискуем вновь и вновь повторять страшные ошибки.
- Почему РПЦ и Дом Романовых не признают подлинность найденных «екатеринбургских останков»? Какова ситуация с предполагаемыми останками Цесаревича Алексея и Великой Княжны Марии?
- В мире нет никого более заинтересованного, чтобы «екатеринбургские останки» оказались подлинными, чем Русская Православная Церковь и Российский Императорский Дом. Для Церкви это была бы еще одна чтимая верующими святыня, а для Династии, плюс к этому, еще и уверенность, что прах родственников не уничтожен и не скрыт, а обрел вечное упокоение в родовой усыпальнице. И если Церковь и Императорский Дом призывают к осторожности, значит, у них есть очень серьезные и обоснованные сомнения. В свое время, еще в 1998 году, вопросы, волнующие независимых экспертов, Церковь, Императорский Дом и общество, были сформулированы Патриархом Алексием II в его официальном письме, направленном в Государственную комиссию по идентификации.
Это и убежденность следователя Н. Соколова, проводившего расследование цареубийства по свежим следам, что останки мучеников были, в основном, уничтожены на Ганиной яме, и противоречия в трех версиях записки Юровского, и отсутствие следа от удара сабли японского фанатика на черепе, приписываемом Николаю II, и предположение о том, что головы императора и наследника были отчленены еще в Ипатьевском доме и отправлены Ленину в Москву в качестве доказательства совершения казни… Удовлетворительных ответов на эти и другие вопросы так и не последовало. А раз существуют сомнения, Церковь не может признать останки мощами царственных страстотерпцев. Наука постоянно развивается. Те методы, которые сейчас признаются современными и совершенными, через некоторое время вполне могут быть объявлены устаревшими и недостаточными. Так что сводить весь вопрос только к генетической экспертизе неправильно.
Тем более, что имели место нарушения процедуры обретения останков и дальнейшего обращения с ними. Их выкапывали частные лица, куда-то перевозили, клали обратно. При раскопках обнаружили какой-то непонятный кабель, неизвестно откуда и куда ведущий. Значит, захоронение уже раскапывалось ранее. Кем, когда, ради чего? Откуда были взяты частицы останков, переданные независимым экспертам? Пока невозможно ни полностью подтвердить, ни полностью опровергнуть версию о подлинности «екатеринбургских останков». Ситуация с предполагаемыми останками Цесаревича Алексия и Великой княжны Марии абсолютно такая же. Церковь не может допустить введения верующих в заблуждение, и Глава Дома Романовых Великая княгиня Мария Владимировна полностью разделяет эту позицию. В таком тонком деле нельзя спешить и подчинять свои действия той или иной политической конъюнктуре. Для почитания святых совсем необязательно наличие их мощей. Главное для верующих – это память о них и единство с ними в молитве.
- Недавно в прессе в связи с обнаружением клада в особняке Нарышкиных вновь выспыхнули споры о реституции в России. Как Императорский Дом сегодня относится к реституции?
- Российский Императорский Дом в изгнании всегда был и остается принципиально против реституции. И государи Кирилл Владимирович и Владимир Кириллович, и ныне здравствующая Глава Династии Великая княгиня Мария Владимировна многократно публично, четко и аргументировано заявляли, что возврата к прежним имущественным отношениям быть не может.
Сама мысль о реституции чревата серьезной опасностью для гражданского мира в стране. Императорский Дом ничего не просит и не требует для себя и не советует этого делать никому. Единственное исключение – это храмы и монастыри, культовые постройки других традиционных религий. Они изначально создавались для молитвы и должны использоваться по своему назначению – во имя уважения к религиозным чувствам людей и свободе совести.
- Многие монархисты считают, что законная власть в России пала после революции, и сегодняшний режим является преемником нелигитимной советской власти. Значит ли это, что и сегодняшний строй – нелегитимен?
- Любая революция, будучи насильственным и нарушающим закон событием, неизбежно создает «перерыв в праве». Затем тот режим, который устанавливается в конечном итоге, постепенно приобретает не только политическую, но и правовую обоснованность.
У него нет исторической преемственности по отношению к дореволюционному прошлому, но с точки зрения актуальности он законен. Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать Великая княгиня Леонида Георгиевна (ныне покойная), сын и наследник Марии Владимировны Великий князь Георгий Михайлович являются гражданами Российской Федерации с 1992 года, то есть буквально с того момента, когда это в принципе стало возможным для членов Императорского Дома.
Этот факт сам по себе красноречиво свидетельствует, что Императорская семья лояльна по отношению к существующей в настоящее время в России политической системе. При этом статья 13 Конституции РФ, гарантирующая идеологическое многообразие, предоставляет Императорскому Дому полное право говорить о своих убеждениях и духовных ценностях, высказывать аргументы, обосновывающие преимущества монархической идеи, верить в то, что легитимная наследственная монархия является строем, совместимым с требованиями любого времени и может быть в будущем востребована и восстановлена народом.
И это нисколько не мешает Императорскому Дому участвовать в жизни страны и конструктивно и плодотворно сотрудничать с соотечественниками, принадлежащими к самым разным общественно-политическим течениям, в том числе и левым.
- Какова сегодня роль Императорского Дома в России, учитывая позицию Великой княгини Марии Владимировны о невозможности восстановления монархии в ближайшей перспективе?
- Императорский Дом является исторической институцией, то есть корпорацией, сохранившей несомненную преемственность с момента своего основания и продолжающей существование и деятельность на основе своих традиций и исторических законных установлений.
Династическое право не имеет сейчас статуса государственного закона, но продолжает действовать, точно также, как, например, продолжает действовать каноническое право Церкви, независимо от того, является ли Церковь государственной или отделена от государства.
Императорский Дом, отказавшийся от монархических убеждений, это все равно, что Церковь, проповедующая атеизм. Великая княгиня Мария Владимировна не отрекается от идеалов своих предков. При этом она отдает себе полный отчет, что восстановление монархии, если оно произойдет, это дело не самой близкой перспективы.
Но Дом Романовых живет сейчас и хочет быть полезным своей Родине сейчас, вовсе не обязательно на престоле. Главной задачей Императорский Дом считает для себя участие во всех общественных процессах, способствующих возрождению веры, традиций и моральных устоев, укреплению народного единства в России, восстановлению и развитию дружбы и сотрудничества между всеми народами, принадлежащими к единому цивилизационному и культурному пространству бывшей Российской империи. Поэтому Императорский Дом по принципиальным соображениям категорически и последовательно отвергает для себя участие в каких бы то ни было формах политической борьбы.
У Романовых есть убеждения и гражданская позиция, но династия не связана ни с какой партией, не противопоставляет себя никому, открыта для диалога и взаимодействия со всеми и призывает всех искать и находить не то, что разобщает, а то, что сближает. На первом месте для Императорской семьи – благотворительная деятельность, поощрение взаимной помощи. На этой почве могут сотрудничать люди любых взглядов.
Позиция Императорского Дома создает прочные предпосылки для того, чтобы он, даже не обладая никакой властью, продолжал быть одним из центров общенационального единения. Эта важная общественная функция признается все большим числом людей, сознающих, что без исторических институций подлинное гражданское общество никогда не будет построено.
- В конце прошлого года Дом Романовых получил в Приднестровье статус «уникальной исторической институции, принимающей участие в патриотическом и духовно-нравственном воспитании граждан республики». Что мешает Великой княгине и Наследнику Георгию Михайловичу получить такой же статус в России и вернуться на Родину?
-В Приднестровье появился очень важный прецедент. Конечно, еще требуется время, чтобы развить некоторые положения статуса Императорского Дома и эффективнее использовать его на службе интересам граждан Приднестровья.
Но уже сейчас ясно, что, во всяком случае, никому никакого вреда от издания этого акта точно нет и быть не может. Он не имеет никакого политического или имущественного содержания, не связывает Императорский Дом ни с одной из политических сил, а обладает исключительно моральной, патриотической и культурной значимостью. Это свидетельство уважения действующих властей к великому прошлому Отечества и понимания ими общественной роли Императорского Дома.
В той или иной форме статус преждецарствовавших династий оформлен в Болгарии, Сербии, Румынии, Албании, Венгрии, не говоря уж о большинстве западно-европейских стран, не переживших коммунизма. И в России для этого нет никаких юридических препятствий. Российская Федерация – светское государство, но это не мешает ему признавать особый статус Русской Православной Церкви, проявлять официальные знаки внимания и моральной поддержки другим традиционным конфессиям.
Точно также, оставаясь республиканским, современное Российское государство имеет все основания официально определить свое отношение к Императорскому Дому, который 300 с лишним лет управлял страной, а в наше время продолжает патриотическое служение в общественной сфере и не имеет ни малейших политических или материальных амбиций или претензий.
Но решение этого вопроса зависит от государственной власти. Императорский Дом никогда ничего не просит для себя. Он считает справедливым и полезным для сотрудничества, если в Российской Федерации статус династии станет более определенным, чем это есть сейчас. Но никаких условий Императорский Дом не выдвигает и старается по мере сил быть полезным своей стране по принципу: «Делай, что должно, и будь, что будет».