Расцвет национальной культуры в царствование Царя-Миротворца
Конец XIX века ознаменовался расцветом русской национальной культуры. Это был период, когда Россия окончательно вступила на путь национальной самобытности, следуя не указаниям Запада, не слепо подражая ему, а сознавая нечто своё великое и прекрасное на основе русских исторических традиций.
Этот расцвет связан с царствованием Царя-Миротворца Александра III. Традиционно этот период принято называть "эпохой безвременья и глубокого застоя". Стали уже хрестоматийными слова А. Блока: "Победоносцев над Россией простер совиные крыла". При этом политика К.П. Победоносцева в области просвещения и культуры целиком ассоциировалась с деятельностью Государя императора.
По большому счёту это, конечно, так. Государь вручил общее руководство культурно-просветительной политикой Империи обер-прокурору Святейшего Синода, своему личному другу и воспитателю, возродившему исторически оправдавшие себя принципы - ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ и НАРОДНОСТЬ. Эти принципы ещё в 1830-40-е годы обеспечили неслыханный расцвет русского искусства, его поистине золотой век.
И наоборот, именно "Эпоха великих реформ" ознаменовалась заметным упадком и различных областях культурного творчества, особенно в области поэзии. Единственным отрадным исключением являлся расцвет русского романа, начало которого относится ко всё той же "николаевской" эпохе.
Определенная жестокость культурно-просветительной политики Государя-Императора Александра Александровича и К.П. Победоносцева связана исключительно с разгулом в России революционного террора, а также тлетворным влиянием европейских идей, приносивших на русской почве ещё больше вреда, чем удовлетворительно себя на Родине.
И всё же не хотелось бы полностью ассоциировать политическую линию К.П. Победоносцева и ближайшего проводника его идей графа И.Д. Делянова, долгое время занимавшего пост министра просвещения России, с деятельностью в этом вопросе самого Государя.
Эти умные высокопоставленные чиновники были в сущности исполнителями предначертаний Царя, но душа самой политики заключалась в личности, взглядах и художественных вкусах самого Государя.
Следует отметить, что Государь не готовился к занятию Престола. Будучи вторым сыном Императора Александра II, он занимался исключительно военными делами, и вопросы культуры не входили в его компетенцию. Лишь став Императором он понял, что проблемы связанные с культурой, искусством, просвещением не должны стоять где-то на обочине императорских забот, и именно в России в период господства в искусстве идей нигилизма и общекультурного кризиса, задачей правительства и, прежде всего, Монарха, должно стать стремление вывести Россию из сложившегося тупика.
Как выяснилось, это стремление вполне совпадало с личными интересами Государя. В его лице искусство нашло самого щедрого и понимающего мецената. Это нашло отражение, прежде всего, в высоком развитии изобразительного искусства, драматического искусства, оперы, балета и в целом музыки.
Следует отметить, что литература, которая в России традиционно считалась ведущим видом искусства, своего рода рупором наболевших идей, переживает в этот период относительный кризис. К этому времени уходят из жизни такие "властители дум" как Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, заметно снижается творческая активность Григоровича, Писемского. Л.Н. Толстой всё более отходит от художественного творчества, посвящая свою музу проповеди псевдохристианских идей. Преобладают имена людей второстепенного плана - многочисленных Златовратских, Потапенок, Засодимских, Боборыкиных. Единственным крупным представителем "обличительной" литературы остаётся М.Е. Салтыков-Щедрин и, пожалуй, Г.И. успенский, скорее критик и публицист, чем литератор художественного плана. Впрочем, продолжают творить А.Н. Островский и Н.С. Лесков.
В 1880 году выходит первая публикация А.П. Чехова, широкую известность приобретают произведения В.Г. Короленко и Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Своеобразными "властителями дум" в это время являются, ныне забытые литературные критики и публицисты Михайловский, Скабичевский, Протопопов и другие, как принято говорить - "идеологи либерального народничества".
Обычно, когда говорят об упадке литературы этого периода приводят имена крупного писателя реалиста и, вместе с тем, глубокого пессимиста, покончившего жизнь самоубийством В.М. Гаршина, и слишком вознесенного в своё время демократической критикой С.Я. Надсона, а также спившего талантливого поэта К.М. Фофанова. Но делать этих писателей знаменем эпохи было бы пожалуй слишком поспешно. Всегда, в самые "весёлые" времена находились талантливые люди, подверженные меланхолии и пессимизму.
С другой стороны, нужно отметить, что этот период явился как бы продолжением "золотого века" русской поэзии. После длительного периода возрождается поэтическое творчество А.А. Фета, выпустившего в 1883 году замечательный сборник "Вечерние огни". Продолжают издавать свои стихи А.А. Майков, В.В. Случевский, Я.В. Полонский, из более поздних А.А. Голенищев-Кузузов. Наконец, плеяда старых поэтов "чистого искусства" пополняется новым молодым поэтом, пламенным поклонником и последователем Фета - Великим Князем Константином Константиновичем (К.Р.), издавшим в 1886 году свой первый поэтический сборник, с восторгом принятым литературной и художественной общественностью.
Можно также отметить, что в конце этого периода возникает символизм, представленный в эти годы такими поэтами, как Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Н.М. Минский и К.Д. Бальмонт. В 1893 году Мережковский выпускает своеобразный манифест символизма "О причинах упадка и новых течениях современной литературы", подвергший критическому анализу тенденциозность и малохудожественность произведений современного ему так называемого "критического реализма". К символистам примыкал и выдающийся философ-богоискатель и поэт В.В. Соловьев. Несмотря на то, что он был далек от православия, но сам факт интереса, пробудившегося к его философскому и поэтическому творчеству говорит о том, что это время стало эпохой пробуждения от господства материалистических и позитивистских идей. Начинает свою творческую деятельность и другой замечательный русский религиозный философ В.В. Розанов.
Таким образом, данный период даже в области только литературы эпохой "безвременья" никак не назовешь. Это было время глубоких творческих исканий и серьёзных достижений в области поэзии и прозы "малых форм".
Но зато в области архитектуры и изобразительного искусства эпоха Александра III стала подлинным апофеозом национальных художественных начал. В послепетровскую эпоху возвращение к национальным истокам наблюдается дважды: во времена Елизаветы Петровны (очень робкая и непоследовательная попытка) и при Государе Императоре Николае Павловиче, по сути вернувшего нашей культуре последовательно национальные черты.
В частности, именно в церковной архитектуре эпохи Николая I были заложены характерные черты так называемого русско-византийского стиля. Эталоном этого стиля становится Храм Христа Спасителя архитектора К.А. Тона, заложенный в Москве в 1839 году. По образцу этого храма в 1840-х - 1870-х годах в России были построены тысячи храмов, к сожалению в основном несохранившихся.
В 1880-х годах начинаются поиски новых архитектурных стилей, в основе своей русских, но более соответствующих новой эпохе. Однако, затянувшееся строительство Храма Христа Спасителя завершилось именно в царствование Александра III в 1883 году. Это мощное величественное здание с огромными вызолоченными куполами, украшенное работами десятков выдающихся скульпторов и художников, стало памятником не только Отечественной войны 1812 года, но и памятником царствования трех великих Императоров, при которых он строился. Восстановление этого храма, без которого нельзя было себе представить Москву конца XIX - начала XX века, является большим художественным и градостроительным достижением наших дней.
Но всё-таки памятником творческих забот самого Александра III следует считать другой архитектурный шедевр - Храм Спаса - на - Крови или правильнее храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге.
В результате объявленного конкурса, архитектором храма, возведенного на месте убиения Государя Александра II, был назначен А.А. Парланд, бывший до этого автором церкви Воскресения Христа в Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге.
Церковь была решена в так называемом ярославско-московском стиле с определенным влиянием Покровского собора (храма Василия Блаженного) в Москве. Своеобразием этого храма является широкое использование мозаики в его внутреннем и внешнем убранстве. Это была эпоха возрождения русского мозаичного искусства. Мозаика создавалась по картинам В.М. Васнецова, М.Н. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, и многих других. Храм представляет собой синтез различных видов искусств - архитектуры, живописи, мозаики и замечательной мраморной облицовки стен и пола храма. Иконостас и киоты выполнены из итальянского мрамора, уральской и алтайской яшмы, порфира и орлеца. Их художественное решение органично сочетались с облицовкой стен, пилотов и разноцветным наборным полом.
Подобно тому, как храм Христа Спасителя явился своего рода эталоном архитектуры русско-византийского стиля, храм Восресения Христова лег в основу возведения большинства храмов конца XIX - начала XX века.
К числу замечательных храмов в русско-византийском стиле, возведенном в эпоху Александра III, но освященном уже в 1896 году относится и собор св. князя Владимира в Киеве, в росписи которого участвовали В. Васнецов и М. Нестеров. Журнал "Мир искусства" так отзывался об этом храме: "Собор св. Владимира - целая эпоха в истории русской религиозной живописи. Русские художники, получившие высшее художественное образование, обыкновенно игнорировали нашу старинную иконопись... С появлением Васнецова и Нестерова всё переменилось. Эти художники поняли народный дух религии, прониклись ею, и благодаря этому создали такие произведения, которые близки народу... Оба эти художника ответили на запросы религиозного чувства и заслуга их никогда не будет забыта. Васнецов выдвигает пышный, строгий, византийский характер Православия, Нестеров его блаженную, наивную сторону".
Эти художники действительно создали целую эпоху в русской религиозной и исторической живописи. М.В. Нестеров, творчество которого достигает своего расцвета уже в эпоху Государя Императора Николая II, создаст в царствование Царя-Миротворца такие произведения, как "Видение отроку Варфоломею" и завершающим эту эпоху шедевром "Под благовест", ставшим, как бы прощанием Нестерова с любимым Царём, скончавшимся за год до этого.
Что же касается В.М. Васнецова, то 1880-е годы это время величайшего расцвета его творчества. Это и его знаменитое историческое полотно "Бой скифов со славянами", и философское раздумье "Витязь на распутье" и апофеоз русской мощи и величия "Богатыри". Он создавался художником, как своего рода программное произведение на протяжении семи лет: с 1881 по 1887 год. В центре картины образ Ильи Муромца, своей внешностью, мощью, осанкой и взглядом напоминающий царственного богатыря Александра. Внимательно смотрит он орлиным глазом из под могучей руки - не идут ли враги на русскую землю?
Вообще историческая живопись пользовалась особым интересом со стороны Государя Императора. Это исторические полотна В.И. Сурикова: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова" и репинские "Запорожцы" и скульптурные творения М.М. Антокольского.