Поселок Лорис на Кубани вернул историческое имя
В Екатеринодаре прошли праздничные мероприятия в связи с возвращение поселку Лорис (при большевиках – Зональный) его исконного имени. Поселок был основан в 1888 году и назван в честь армянина, выдающегося российского военачальника и государственного деятеля, генерал-губернатора, министра внутренних дел Империи Михаила Лорис-Меликова (Микаэла Лору-Меликяна).
В 1978 году Лорис был переименован в поселок Зональный. Несколько лет жители настойчиво боролись за возвращение ему прежнего имени. В результате, соответствующее решение было принято сначала 25 декабря 2008 года гордумой Екатеринодара, затем 21 апреля 2010 года – ЗакСом края и, наконец, 6 июля 2011 года, премьер-министром Владимиром Путиным.
Как военачальник, Михаил Лорис-Меликов проявил свои выдающиеся способности, став героем кавказских и русско-турецких войн. Храбрость и блистательное умение командовать войсками Лорис-Меликова, в частности, проявились в победе над 10-тысячным войском имама Шамиля.
Но вершиной его военного искусства стала организация ряда побед русской армии над турками. Особо нужно отметить взятие Карса, считавшегося неприступной крепостью, штурм которой начался в ночь с 5 на 6 ноября 1877 года, и уже 7 ноября она пала. А на следующий день состоялся парад войск, который прибыл принимать сам главнокомандующий – Великий Князь Михаил Николаевич.
За эти и другие феноменальные успехи Лорис-Меликов был награжден высшими наградами Российской империи. Назовем лишь некоторые из них: за годы военной службы удостоен орденов Св. Георгия, Св. Владимира, Св. Анны. Целый ряд знаков отличия он заслужил и на государственно-политической службе.
Наряду с блистательной военной карьерой Лорис-Меликов добился высочайшего и народного признания на гражданском поприще. Он проявил себя мудрым администратором, приверженцем реформ. Служа по назначению Александра II губернатором Тверской, затем Астраханской, Самарской, Саратовской, а также неспокойной в то время Харьковской области, Лорис-Меликов способствовал поднятию общего благосостояния и образовательного уровня населения, победил эпидемию чумы, добился усмирения террористических элементов.
За исключительно результативную и преданную службу Лорис-Меликов был пожалован графским титулом, а также назначен императором Александром II председателем Верховной распорядительной комиссии с весьма широкими полномочиями, а по совместительству и министром внутренних дел России.
К наградам, которые упоминалось выше, можно добавить еще гражданские регалии (всего графом получено свыше 20 высоких знаков отличия – в том числе турецкий орден Меджиди II степени): Св. Станислава, Св. Андрея Первозванного, звания почетного гражданина Петербурга, Полтавы, Ельца, Харькова (а в последнем из перечисленных городов была также воздвигнута в честь графа Триумфальная арка).
Умер Лорис-Меликов в Ницце, в декабре 1888 года. За неимением армянского священника в Ницце панихиду по усопшему отслужил православный священник в присутствии Великой Княгини Ольги Федоровны, специально прибывшей из Канн. Траурное шествие началось при залпах 11 орудий перед военнослужащими Ниццского гарнизона. А 8 февраля следующего года останки графа-генерала Лорис-Меликова были доставлены в Тифлис, где он родился и жил в отроческие годы.
Интересно отметить, что перевозка тела покойного пролегла через территорию Османской империи, которой покойный изрядно «насолил» во время российско-турецких войн и проводимой Россией антитурецкой политики. Потому император Александр III, опасаясь нежелательных инцидентов со стороны турок, обратился со специальным посланием к султану с просьбой оказать содействие в беспрепятственном прохождении кортежа с гробом «друга его отца» через территорию Турции в Тифлис, подкрепив свою просьбу отправкой российского военного корабля в Стамбул.
Литургия и отпевание совершились в Ванском соборе Тифлиса. Гроб с телом Лорис-Меликова был помещен в могилу на территории, прилегающей к Ванскому собору, рядом с боевыми соратниками-генералами: Тер-Гукасовым, Алхазовым, Шелковниковым и Лазаревым. В 1956 году в связи со строительными работами на территории Ванского собора останки всех вышеназванных были перезахоронены в подворье армянской церкви Сурб Геворк.