В Санкт-Петербурге открылась выставка «Русская Голгофа», посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских
9 февраля 2024 года в верхнем храме Феодоровского собора г. Санкт-Петербурга открылась выставка «Русская Голгофа».
Экспозиция организована храмом Новомучеников и исповедников Российских в Бутове (Московская область) совместно с коллективом историков из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов страны при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта, посвященного подвигу новомучеников и исповедников.
На выставке представлена информация о ключевых событиях в истории Русской Церкви в 1922-1925 годах, связанных прежде всего с кампанией по изъятию церковных ценностей и обновленческим расколом, а также героическим сопротивлением духовенства и мирян действиям большевиков.
Настоятель Феодоровского собора протоиерей Александр Сорокин отметил, что этот храм, как и многие другие, имеет прямое отношение к теме новомучеников.
«В нижнем храме слева от алтаря находится икона преподобномученика архимандрита Льва (Егорова), последнего настоятеля этого храма перед его закрытием в 1932 году. Он был расстрелян в 1937 и канонизирован в 2003 году. Там же, в нижнем храме, находится икона новомучениц Киры Оболенской и Екатерины Арской, которые имели отношение и к этому храму, и к храму иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной. В верхнем храме находится икона Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Есть еще одна икона, которая имеет прямое отношение к выставке, — священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. Она написана студенткой иконописного отделения одного московского церковного института и подарена нашему храму 15 лет назад. Кстати, владыка Вениамин освящал нижний храм Феодоровского собора в 1913 году», — рассказал протоиерей Александр Сорокин.
По словам директора Мемориального центра «Бутово» Игоря Гарькавого, подвиги новомучеников совершались в катастрофическое для страны время. «"Катастрофа" в переводе с греческого означает разрыв. Этот разрыв, во многом сознательно совершаемый теми, кто осуществлял гонения на Церковь, был рассчитан на то, чтобы была разорвана связь между людьми, Церковью, обществом и государством — всеми элементами, на которых основана русская культура и российская цивилизация, — отметл И. Гарькавый. — Преодоление этого разрыва — сложный и мучительный процесс, который далеко не завершен. Но на этом пути есть этапы, усилия и средства, которые мы применяем, чтобы преодолеть беспамятство. И одно из важнейших деланий — это создание музейных экспозиций. Музей — место, где прошлое живет в настоящем. В нашей Церкви до сих пор нет музея, который бы объял историю Русской Православной Церкви, нет общероссийского музея, посвященного памяти новомучеников и исповедников. Это сподвигло храм в Бутове иниицировать создание общероссийского музейно-мемориального центра на Бутовском полигоне».
Игорь Гарькавый также отметил, что проблема сохранения памяти о новомучениках состоит в том, что отдельные выставочные проекты нигде не собираются, а порой исчезают бесследно. Создание мемориального центра благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и поддержал Президент Российской Федерации В.В. Путин. Над экспозиций трудится большая группа ученых и исследователей. Возникла идея передвижных выставок, и с 2020 года они путешествуют по стране. В 20 городах России их посетили от 25 до 30 тысяч человек. Речь идет о первом модуле, который охватывает события 1917-1921 годов. Второй модуль, охватывающий период 1921-1925 годов, начинает путешествие по России с Феодоровского собора. Санкт-Петербург выбран потому, что здесь прошли одни из самых драматичных событий того периода. Экспозиция мобильная, компактная, может быть установлена в любом храме. Цель — не только рассказать о гонениях, но и показать, что Церковь жила и развивалась, свидетельствовала об истине, несмотря на противодействие властей.
Руководитель центра «Возвращенные имена» при РНБ Анатолий Разумов рассказал о деятельности центра — подготовке и издании книг памяти о погибших, пропавших без вести и пострадавших за годы репрессий. Люди постоянно звонят, пишут и приносят материалы. Идет работа над Петроградским мартирологом 1917-1923 годов.
Виолончелист Сергей Словачевский представил несколько музыкальных номеров.
Игорь Гарькавый и куратор выставки в Санкт-Петербурге, сотрудник Российской национальной библиотеки Никита Гольцов провели экскурсию по экспозиции.
Выставка открыта ежедневно до 23 февраля с 9.00 до 20.00. По субботам и воскресеньям (10, 11, 17 и 18 февраля) в 13.00 для желающих пройдут экскурсии.