Собрание Эрмитажа пополнила картина встречи Императрицы Екатерины Второй и Римского Императора
Встреча правителей Российской Империи и Священной Римской Империи германской нации состоялась 7/20 мая 1787 года – во время «Таврического вояжа» Екатерины II. Иосиф II прибыл в Россию по приглашению Императрицы, и в сопровождении большой свиты они объехали новые черноморские провинции Российской Империи, вошедшие в состав государства в 1774 и 1783 годах.
Баварский живописец Элиас Фридрих Кюхлин (1759–1836) запечатлел встречу монархов, изобразив их на фоне бухты с кораблями молодого Черноморского флота. Слева над горами восходит солнце, справа над крепостью – луна и тучи. На берегу – группа дам и кавалеров: Екатерина II и Иосиф II, светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический, две фрейлины, фаворит Императрицы и австрийский посланник. Справа крымский татарин будит спящего турка и с тревогой показывает ему на правителей и сопровождающую их свиту. Это прозрачный намёк на то, что вскоре после «Таврического вояжа» началась Русско-турецкая война.
Картина была написана художником, который специализировался на изготовлении расписных мишеней для соревнования в стрельбе. Они были популярны в Тироле и Южной Германии, и на них часто изображались важные исторические события, аллегорические композиции или портреты, сопровождающиеся девизами, пояснительными надписями, датами и гербами.
Украшенные живописью деревянные диски-мишени назывались «почётными» или «королевскими». Они создавались по особым случаям и ими могли премировать победителей состязания стрелков.
Несмотря на то, что на таких картинах помещались изображения известных исторических деятелей и даже Императоров, их активно использовали по прямому назначению. Задачей стрелков было попасть в определённую часть круга (условного или прочерченного поверх изображения).
Картина «Аллегорическое изображение встречи Императрицы Екатерины II и Императора Иосифа II на юге России в 1787 году» в своё время тоже служила такой мишенью и до реставрации имела многочисленные повреждения от выстрелов – в центре, там, где изображено море. После того, как это произведение поступило в коллекцию Юрия Шмавоновича Абрамова, все повреждения были устранены, красочный слой укреплён, а на местах утрат живописи выполнены тонировки.
Такой тип произведений не предполагал высокого художественного уровня исполнения. Чаще всего подобные памятники создавались местными мастерами, не имевшими профессиональной подготовки. Картина Кюхлина представляет чрезвычайный интерес не из-за художественных достоинств, а благодаря изображённому на ней историческому событию – как образец интерпретации западноевропейским мастером путешествия Екатерины II и его значения для европейской политики.
Картина будет представлена на постоянной экспозиции «Культура России второй половины XVII века» и на выставках, посвящённых Императрице Екатерине II.