В Павловске отреставрируют икону, преподнесенную в дао Великому Князю Николаю Николаевичу Старшему
Реставраторы Государственного музея-заповедник «Павловск» приведут в порядок икону Святителя Алексия Митрополита Московского работы неизвестного русского иконописца XIX века.
Икона оформлена в серебряный оклад с позолотой работы симбирского мастера-монограммиста «БШ». В центре — фигура Митрополита Алексия с нимбом над головой, в руке он держит книгу. Митрополит изображён стоящим на пьедестале на фоне церкви и пейзажа; по периметру — орнамент в стиле рокайль. Задник иконы обтянут парчой с серебряной пластиной с надписью синей эмали по золочёному серебру в семь строк: «Его Императорскому Высочеству/ Государю Великому Князю/ Николаю Николаевичу/ Главнокомандующему/ Действующею армiею/ в 1877 г./ городъ Самара».
По предварительному заключению специалистов, живописное изображение необходимо расчистить и обеспылить, а также воссоздать утраченные красочные фрагменты.
Эта необычная икона связана с историей русско-болгарских отношений. Она поднесена жителями города Самары Великому Князю Николаю Николаевичу Старшему (1831—1891), Главнокомандующему действующей армии в Болгарии в 1877 году со словами: «Ваше Императорское Высочество! Самарское Городское Общество имеет счастие приветствовать Ваше Императорское Высочество с походом въ пределы Турции. Мы все готовы идти за Вами если будет нужно; ныне же просим Ваше Императорское Высочество принять образ Святителя Алексия Митрополита Московскаго и всея Руси чудотворца, покровителя города Самары, моля его своим предстательством пред Престолом Божиим испросить победу оружию нашему. Вместе с этим имеем счастие поднести Вашему Императорскому Высочеству изготовленное нами знамя для вручения Болгарскому народу, когда изволите признать необходимым призвать его дружины к действительной борьбе с неверными».
На протяжении 500 лет южные славяне находились под игом турок-османов. Надежды на освобождение они связывали с Россией, народ которой оказывал посильную финансовую помощь в этой борьбе и посылал добровольцев на Балканы. Всемерно помогали борющимся за свободу славянам и жители Самары. В 1876 году во время апрельского восстания болгар в Самаре возникла мысль об изготовлении боевого знамени для восставшего народа, которое вдохновляло бы их на борьбу за освобождение от турок. Активное участие в создании знамени принял гласный городской думы Пётр Владимирович Алабин (1824—1896) и его жена Варвара Васильевна, которая возглавляла Самарский комитет Красного Креста. П.В. Алабин затратил на изготовление знамени собственные средства, а потом деньги ему возместила Самарская городская управа. Эскиз этого необычного подарка выполнил художник Николай Евстафьевич Симаков, фабрикант серебряных и золотых дел П.А. Овчинников изготовил копьё для знамени, монахини Самарского женского монастыря выполнили шитьё. Самарские губернские ведомости описывают его внешний вид: «Знамя это представляет собою широкое, квадратной кройки полотнище, разделённое по горизонтальному направлению на три цветные полосы: белую, пунцовую и синию, с таковыми к оному лентами. Посреди полотнища — чёрный крест, разукрашенный золотыми арабесками: посреди креста с одной стороны образ Иверской Богоматери, а с другой — изображение болгарских Святителей Кирилла и Мефодия. На пунцовой ленте шитая золотом надпись: «Болгарскому народу». Древко чёрное, с позолоченною скобою, украшенное серебряным, вызолоченным с чернью копием в древнерусском стиле, на скобе надпись: «Болгарскому народу город Самара 1876 года». На второй синей ленте была надпись: «Да воскреснет Бог и да расточатся врази Его». Из-за подавления восстания знамя не было доставлено в Болгарию.
В апреле 1877 года после начала русско-турецкой войны Самарская городская дума приняла решение ассигновать 25 тысяч рублей для помощи делу освобождения славян и отправить изготовленное знамя в главную квартиру Дунайской армии для вручения его «болгарским дружинам». Городская дума избрала депутацию из числа гласных — действительного тайного советника П.В. Алабина и городского голову Е.Т. Кожевникова для вручения главнокомандующему знамени, адреса и образа покровителя Самары Святого Митрополита Московского Алексия.
16 апреля 1877 года, во время крестного хода подношение было пронесено по городу, а затем владыка Герасим совершил в Спасо-Вознесенском соборе освящение знамени и иконы Св. Алексия. 23 апреля депутаты прибыли в Москву, и им было разрешено покрыть раку Св. Алексия Московского «привезённым знаменем, а также поставить образ Святителя в самую раку».
К 4 мая делегация прибыла к Плоешти. На другой день депутаты явились в дом Великого Князя Николая Николаевича Старшего. Знамя разложили на столе в приёмном зале, образ поместили на отдельном столе. Главнокомандующему преподнесли образ Св. Алексия. «Когда мы поднесли образ Великому Князю, он изволил благовейно перекреститься и приложиться к нему, затем взял образ и отослал в свою опочевальню», — вспоминали депутаты.
Великий Князь заметил, что они «совершили весьма значительное путешествие и что Его Высочеству тем приятнее сделанное городом Самарой поднесение, что в нём выражается сочувствие и отдалённых уголков нашего Отечества к тому Святому делу, к вершению которого он призван». Вручение знамени было назначено на утро 6 мая. Передавая знамя, П.В. Алабин произнёс: «Издалека, через всю русскую землю мы пронесли его для вас как живое свидетельство того, что оно вручается вам не от какого-либо уголка России, а от всей русской земли. Идите же под сенью этого знамени! Пусть оно будет залогом любви к вам России. Пусть оно будет знаменем водворения в вашей многострадальной стране навсегда мира, тишины и просвещения».
Самарское знамя участвовало во многих боевых операциях в период всей войны. В настоящее время оно хранится в Национальном музее военной истории Болгарии в Софии. А икона Св. Алексия Митрополита Московского — в Павловске.