Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» продлится в Третьяковке до 10 мая
Выставка в Западном крыле Новой Третьяковки позволяет москвичам и гостям города взглянуть на всесторонне иллюстрированную историю искусства Владимиро-Суздальского княжества и его политических преемников.
И все это (уникальный случай!) без выезда непосредственно на место, в древние города. Владимиро-Суздальский музей-заповедник на время проведения выставки опустел, фактически выдав в Москву все свои главные экспонаты, около 600 предметов. «Непонятно, как музей смог пойти на такое, — отметила директор Государственной Третьяковской Галереи Зельфира Трегулова, — я бы не смогла». Наверное, это стало возможным благодаря времени года, выбранному для открытия проекта, — он будет свернут как раз перед началом активного туристического сезона, и, быть может, эти зимние гастроли в Москве поспособствуют поездкам в те края, чтобы увидеть все богатство непосредственно на месте и в окружении соответствующих пейзажей. Им, кстати, в экспозиции посвящен отдельный зал: на гигантском панорамном экране посетителям демонстрируют завораживающий покой ландшафтов Владимирской области. Масштабный проект был представлен Екатериной Проничевой, возглавившей музей-заповедник всего полгода назад.
Экспонаты, представленные на выставке, охватывают несколько столетий — начиная с золотой эры княжества в домонгольскую эпоху и вплоть до императорской эпохи — и в основном связаны с православной верой (именно это обеспечило им сохранность). Расположены они не по стандартному хронологическому принципу, а по материалам и жанрам. Встречают нас легендарные Златые врата суздальского Рождественского собора 1230-х годов, украшенные невероятным золочением на всевозможные христианские сюжеты. Отдельный зал посвящен иконам, среди которых список «Владимирской Богоматери», приписываемый самому Андрею Рублеву, чудотворная полноростовая «Максимовская Богоматерь» рубежа XIII–XIV веков, список «Боголюбской» иконы, 18 двусторонних икон-таблеток XVI века и многое другое. Следующий зал отвели книгам — от первопечатного букваря Кариона Истомина и Библии Франциска Скорины до евангелий XVII века в массивных драгоценных окладах, включая вклад царевны Софьи. Археологи и нумизматы должны порадоваться залу «Клады», наполненному монетами и украшениями.
Также здесь представлены фрагменты восточных тканей, чудом сохранившиеся в погребении князя Андрея Боголюбского. Кстати, большую долю — около 200 экспонатов — публике показывают впервые, и во многих случаях это именно археологические находки и текстиль. В зале «Металл» сгруппировано и железо, и золото, от жалованных чарок до самоваров. Символично смотрятся разбитые колокола — например, один из них, работы мастера Прокофия Григорьева 1548 года, был сброшен с колокольни Покровского монастыря после революции, в 1938 году разбит сотрудниками ВОХРа Суздальского политизолятора, которые были расквартированы в бывшей обители. Они попытались спрятать обломки, но в итоге колокол был передан в музей.
Наконец, апофеозом выставочного маршрута становится гигантский белый зал, посвященный белокаменной же резьбе. Пространство со скругленными углами создает эффект бесконечности и невесомости практически космический, а выставленные в нем фрагменты и копии белокаменных элементов становятся якорями, приковывающими взгляд (что для предметов, столь сложных для восприятия, обычно непросто). Архитектура и дизайн проекта принадлежат DD:A|D, Петру Толпину, Анне Манзаровой и Анаре Хайрушевой, а застройкой занималась галерея «Триумф». Конечно, чтобы по-настоящему насладиться древнерусскими рельефами, столь же художественно выразительными, как романские у западных соседей, следует стать туристом. Однако выставка предлагает альтернативу, тем более удобную, что в натуре эти рельефы обычно расположены на большой высоте, а тут перед нами предстают слепки и демонтированные обломки, выставленные на удобной для обзора высоте.
Выставка действует до 10 мая.