В Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная Петроградскому процессу 1922 года

16 Мар 2022

14 марта в Музее истории Санкт-Петербургской епархии открылась выставка «Приговор: быть святыми петроградским мученикам...». Экспозиция посвящена 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей. На открытии присутствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Экскурсию для почетных гостей провел епархиальный древлехранитель Иван Раевский.

В экспозиции — документы и фотоматериалы из архива Санкт-Петербургской епархии, Центрального государственного архива (ЦГА) Санкт-Петербурга (часть из них представлена впервые) и древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Материалы рассказывают о голоде 1921 года, помощи Церкви голодающим, изъятии ценностей из храмов Петрограда. Особое место отведено Петроградскому процессу 1922 года, 100-летие которого отмечается в нынешнем году, и судьбе приговоренных на этом процессе к расстрелу, а затем прославленных митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого.

Иван Раевский поблагодарил главного архивиста ЦГА Санкт-Петербурга Михаила Шкаровского за предоставленные материалы и рассказал предысторию Петроградского процесса. В 1921 году случилась засуха, был неурожай, начался голод. Ситуацию усугубило то, что в результате продразверстки у крестьян был отобран посевной фонд. Патриарх Московский и всея Руси Тихон обратился к Папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и другим церковным деятелям за рубежом с просьбой помочь голодающим. Но советская власть не была заинтересована в помощи верующих: наоборот, голод предполагалось использовать для борьбы с Церковью. Был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Текст был довольно лояльным: при изъятии ценностей призывали не отнимать последнее, с икон снимать драгоценные оклады, а сами иконы оставлять. Но на местах это не исполнялось, имущество многих храмов было разграблено, ценные предметы оказывались в музеях — так, рака святого Александра Невского из Александро-Невской лавры поступила в Эрмитаж, где хранится до сих пор. Первыми изъяли ценности из храма при Консерватории. Позже верующим разрешили выкупать изделия, и многие предметы были спасены.

«Тема процесса 1922 года особенно близка церковным людям Санкт-Петербурга, — сказала хранитель музея Ольга Ходаковская. — Любимейший архиерей верующих, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, здесь был привлечен к суду и приговорен к расстрелу. Появились новые данные, что казнен он был в Москве и претерпел еще муки в ожидании расстрела во внутренней тюрьме на Лубянке. Вместе с ним были приговорены к расстрелу десять человек, для шестерых удалось добиться помилования. Но четверых спасти не удалось: вместе с владыкой были расстреляны архимандрит Сергий (Шеин), миряне Иван Ковшаров и Юрий Новицкий, активнейшие деятелями Общества объединенных приходов Петрограда и губернии». Это общество было с 1920 года единственным официально разрешенным центром, объединяющим приходы. Действовало в каноническом единении с правящим архиереем, но при этом было чисто общественной организацией. При нем наряду с прочими действовала церковная комиссия помощи голодающим. Все члены правления стали подсудимыми на процессе 1922 года.

Согласно новым данным, митрополит Вениамин был казнен не в Петрограде: в ночь с 12 на 13 августа его вывезли в Москву. На выставке приведен отрывок из публикации эмигрантской газеты «Свет», издававшейся в Харбине, от 19 июля 1923 года: «Расстрелы важнейших политических происходят в старой мертвецкой [внутренней тюрьмы Лубянки], там же был расстрелян митрополит Вениамин, доставленный из Петрограда. Митрополита на расстрел вынесли больным из лазарета. Расстреливают красноармейцы дежурных взводов из иностранной роты госполитуправления. Медицинский персонал при расстреле не присутствует. Трупы расстрелянных увозятся на Ходынку, где закапываются в различных местах».

Экспозиция рассказывает и о возвращении из небытия имен пострадавших на Петроградском процессе. В конце 1940-х — начале 1950-х по благословению митрополита Ленинградского Григория (Чукова) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе при совершении чина Торжества Православия возобновилось перечисление имен всех архипастырей с возглашением «вечной памяти» — в их числе поминали митрополита Вениамина. Сам владыка Григорий, будучи белым священником, был в числе основных обвиняемых на процессе 1922 года.

Вопросом реабилитации митрополита Вениамина занимался митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии Патриарх Алексий II. В экспозиции приводится его письмо в прокуратуру Ленинграда по поводу выдачи официального документа о невиновности митрополита Вениамина. Реабилитация состоялась после этого запроса 31 октября 1990 года.

На выставке уделено внимание и памяти расстрелянных с митрополитом Вениамином архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого. Отдельный стенд посвящен единственному в епархии храму мученика Юрия Новицкого, устроенному в 2007 году в цоколе храма равноапостольной княгини Ольги в Михайловке.

«Выставка нужна, потому что не надо историю забывать, — сказал митрополит Варсонофий. — Мы видим, с чем столкнулась наша страна, когда сначала отказалась от царя. Она катилась к безбожию, это был финал прегрешений, отступления от Бога, которое совершалось в предыдущие столетия. Убив царя, безбожные власти взялись за Церковь: грабили храмы, уничтожали духовенство, и спустя десятилетия пришлось все начинать сначала. Чтобы подобное не повторилось, эта выставка и нужна. Особенно полезна она будет молодому поколению: пусть люди приходят, смотрят, понимают, что от Бога не надо отступать, и Он нас защитит».

Выставка продлится до конца года.

После осмотра экспозиции архиереи посетили Никольское кладбище Александро-Невской лавры и пропели литию на могилах митрополита Никодима (Ротова), митрополита Владимира (Котлярова), епископа Маркелла (Ветрова), протоиерея Николая Гундяева.