В Москве состоялась конференция «Николай I и его эпоха»
В Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств прошла научная конференция «Николай I и его эпоха», приуроченная к 225-й годовщине рождения Государя.
Петербургские и московские историки и искусствоведы обсудили различные аспекты культурной и художественной жизни России 1820-1850-х годов. Прозвучали доклады: «Николай I: личность и эпоха», «Николай I и скульптор И. П. Витали», «Императорская академия художеств и Московский натурный класс», «Работы А. П. Боголюбова периода его учебы в Академии художеств», Исаакиевский собор, история строительства Варшавского вокзала...
Как и все члены Императорской Фамилии, Николай I с юности хорошо рисовал – в собрании музея есть его рисунки. Взойдя на Престол, он стал уделять пристальное внимание Академии художеств, которую в 1829 году специальным указом перевел в подчинение Министерства Императорского Двора.
В годы его правления в Академии произошли важные изменения. В 1830 году был утвержден новый устав. В главном здании произведены масштабные перестройки, в ходе которых парадные интерьеры значительно изменили свой облик – функции конференц-зала стал выполнять Екатерининский зал (где заседания Совета проходили до 1918 года), а в «античных галереях» разместили гипсовые скульптуры и подаренные Николаем I живописные копии. В угловом помещении парадной анфилады была устроена библиотека. Эти работы проводились по проекту архитектора К. А. Тона, перестроившего также Ротонду, домовую церковь и пристань перед зданием Академии, на которой в 1832 году по распоряжению Императора были установлены гранитные сфинксы.
Важной вехой для всего русского искусства стало учреждение в 1849 году «Мозаического заведения» при Академии художеств. Произошли изменения и в административном управлении – с 1843 года президентами Императорской Академии художеств назначались исключительно члены Императорской Фамилии.
В годы правления Николая I увеличилось собрание академического музея. И произошло это не только за счет копий русских и иностранных художников. В частности, в 1830 году за счет казны приобретается часть коллекции графа Г. Орлова, в 1832 году в Академию художеств переданы некоторые произведения из имения князя Е. Сапеги, а в 1836-м Император пожаловал несколько десятков картин из собрания графа В. Мусина-Пушкина-Брюса.