Сквер в Самаре предлагают назвать в честь купца-мецената
В рамках отмечания 150-летия до дня рождения известного самарского купца, живописца и мецената Константина Головкина, предложено увековечить его имя, сообщил депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн.
Так, руководитель Управления главного архитектора города Игорь Галахов предложил назвать в честь Константина Головкина безымянный сквер на Панской улице (большевтцкая кличка – Ленинградская), представители яхт-клуба – один из причалов Самары.
Также предлагается присвоить имя Константина Головкина одной из художественных школ Самары. По мнению Александра Хинштейна, имя известного самарца может получить школа №2, как одна из лучших в России.
Помимо этого, недавно Самарская региональная организация Союза архитекторов России объявила о старте общероссийского конкурса на лучшее концептуальное решение монументальной композиции, посвященной Константину Головкину.
Константин Головкин (1871-1925) — самарский купец, меценат, художник, археолог, краевед, путешественник. Родился в семье купца второй гильдии Павла Ивановича Головкина, сына крестьянина, перебравшегося в Самару из Нижегородской губернии. Окончил Самарское реальное училище. Был успешным препринимателем, влалел сетью магазинов.
Возможно, брал уроки у художника Ф. Е. Бурова, однако систематического художественного образования не получил, оставаясь художником-самоучкой. Принимал участие в организации ежегодных выставок картин, которые проходили в Самаре с 1891 по 1916 годы. В 1897 году выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея. До настоящего времени дошло лишь несколько картин К. П. Головкина.
В 1908-1909 годах по собственному проекту построил на берегу Волги дачу из пустотелого кирпича и бетонных блоков. Двор дачи художник украсил цементными скульптурами слонов. Дача известна как «Дом со слонами» и имеет статус объекта культурного наследия. Здание было отобрано у хозяина большевиками. Вскоре после Гражданской войны в нем открыли детский дом, а в 1930-е годы – клуб работников городского Водоканала. Из-за многочисленных внутренних переделок и безграмотной эксплуатации здание было доведено до аварийного состояния. Лишь после свержения большевицкого ига, были изысканы средства на реставрацию.
Захват власти большевиками К.Головкин и его семья пережили относительно спокойно, хотя почти все их имущество было отобрано. Будучи совершенно аполитичен и нуждаясь в средствах к существованию, он поступил на службу в художественную комиссию при Самарском городском музее. На этой работе он остался и после освобождения города белыми в июне 1918 года. Однако в октябре, когда красные войска подошли к Самаре, спасаясь от красного террора бежал на восток. Задержался в Иркутске, где был привлечен к археологическим раскопкам.
В Самару вернулся только в 1922 году, и при этом привез с собой 40 пудов археологических и минералогических коллекций, которые сдал в Самарское общество археологии, истории, этнографии и естествознания. Последние годы жизни, уже с подорванным большевицкими реалиями жизни здоровьем, работал сотрудником Самарского губернского архива. Умер 26 февраля 1925 года, похоронен на Всехсвятском кладбище, которое впоследствии было уничтожено (вместе с храмом во имя Всех святых) для строительства кабельного завода.