В Агенском открыли памятник крестнику Александра III врачу и дипломату П.Бадмаеву
Памятник ученому, просветителю, дипломату, известному врачу тибетской медицины Петру Бадмаеву открыли на территории Агинского национального музея в Забайкальском крае.
По словам главы администрации Агинского Бурятского округа Буянто Батомункуев, идею создания памятника поддержала широкая общественность. На строительство монумента было собрано порядка 1 млн рублей.
«Петр Бадмаев сделал многое для развития родного края, создал частную гимназию в Санкт-Петербурге, где могли учиться бурятские дети. Тем самым, он позволил получить блестящее образование тем землякам, которые впоследствии вписали свои имена в отечественную науку, были политическими деятелями и остались в истории Агинской, Забайкальской земли. Он открыл миру тибетскую медицину, перевел на русский язык главный ее трактат «Жуд-ши». Первым издал в нашей стране газету на монгольском языке, которую читали буряты, монголы и калмыки, придумал проект железнодорожного строительства в Монголии и высказался за строительство Сибирской магистрали, впоследствии известной под именем БАМ», — сказал на открытии памятника сенатор от Забайкалья Баир Жамсуев.
Петр Александрович (Жамсаран) Бадмаев (1851-1920) в советское время изображался шарлатаном и мошенником, что не находит реальных исторических подтверждений.
Был крестником Императора Александра III. При принятии Православия Бадмаев выбрал себе имя в честь Петра I, которого очень почитал, а отчество традиционно давалось по имени крестного отца. Переход его в Православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881 году, собираясь в свою первую, двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения о. Иоанна Кронштадтского. Бадмаев также лечил знаменитейшего русского святого, получившего несколько ножевых ран при втором покушении на него.
Петр Бадмаев окончил гимназию в Иркутске. В 1871 году поступил в Петербургский Императорский университет на Восточный факультет. В 1875 году окончил его с отличием по монгольско-маньчжурскому разряду. В это же время был вольнослушателем в Военно-медицинской академии. С 1875 году на службе в Азиатском департаменте МИД. После смерти своего старшего брата возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Петербурге.
Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления). Пользовался доверием императора Александра III и Николая II.
В 1893 году после нескольких экспедиций в Монголию, Китай и Тибет, Бадмаев-дипломат написал и подал Александру III памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придем мы, придут англичане. За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин — действительного статского советника (1902).
Строившаяся при Александре III Транссибирская железнодорожная магистраль способствовала быстрому экономическому развитию дальневосточной части империи, до этого оторванной от центра. В своем докладе императору Бадмаев предлагал сменить экономическую ориентацию России с востока на юго-восток — на Тибет, построив для этого еще одну железную дорогу к городу Ланчжоу. «Ланчжоу-фу — ключ в Тибет, Китай и Монголию. Вся торговля Китая попадет в наши руки, — убеждает он императора. — Европейцы не в состоянии с нами конкурировать… С проведением этой линии начнется финансово-экономическое могущество России».
Перспективы, описанные в докладе, заинтересовали министра финансов Витте. В сопроводительной записке к докладу тот пишет императору, что взгляды Бадмаева представляются ему «весьма серьезными» и «устанавливающими новую точку зрения в практических вопросах политики… По своему географическому положению Тибет, с точки зрения интересов России, имеет важное политическое значение. Значение это особенно увеличилось в последнее время ввиду настойчивых стремлений англичан проникнуть в эту страну и подчинить ее своему политическому влиянию».
1 января 1904 года Бадмаев пишет Николаю II: «Корень русской политики на Востоке лежит не в Китае, а именно в Тибете. Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет; японский вопрос — нуль по сравнению с тибетским». На Тибет отправился подъесаул Уланов, получивший двойное задание: во-первых, разузнать, что там делается, во-вторых, постараться настроить тибетцев против англичан. Но начавшаяся война с Японией поставила крест на попытках Бадмаева установить контроль над тибетскими ущельями.
В 1911 и 1916 годах Бадмаев вместе с П. Г. Курловым и Г. А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии. Именно он первым высказался за строительство Сибирской магистрали, впоследствии известной под именем БАМ.
В 1917 году после февральской революции П. Бадмаев был выслан в Гельсингфорс. Зимой 1919-1920 годов находился в заключении в Петроградской городской тюрьме и в Чесменском лагере. Умер в июле 1920 года. Похоронен на Шуваловском кладбище.