В Челябинске открылась выставка «Наследники Русского Царства»
В Челябинске открылась выставка «Наследники Русского Царства — от рождения до воцарения» из собрания музеев Московского Кремля.
Экспозиция включает в себя двенадцать разделов и подробно рассказывает историю жизни Наследников Русского Престола. «Эту выставку еще нигде раньше не показывали. Более того, специально для этого проекта производились научные изыскания, а многие предметы были отреставрированы и, что называется, обрели вторую жизнь», — отметила генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина.
На выставке, организованной в рамках нацпроекта «Культура», представлено 147 уникальных исторических памятников, середины XVI – начала XVIII веков. На их основе посетителям рассказывается об особых традициях и церемониях, сложившихся при Московском дворе и связанных с различными событиями и этапами жизни царских детей. Московский Кремль являлся не только политическим центром Российского государства, но и местом жизни Русского Царя и его семьи. Именно в Кремле происходили столь значимые события, как появление на свет наследников Российских Государей, именно здесь, в Царских теремах, проходили младенческие, детские, отроческие годы, а порой, и вся жизнь Царевичей и Царевен.
Открывает выставку раздел, повествующей о Царской свадьбе, и предваряющий рассказ собственно о рождении Наследников. В нем представлена уникальная икона, выполненная к свадьбе Царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, великолепные миниатюры, изображающие свадебный Царский чин XVII столетия, золоченые брачные венцы из Успенского собора Кремля. «Государской всемирной радостью» называли документы XVI–XVII веков это событие. В разделе, посвященном рождению и крещению, говорится о традициях изготовления мерных икон согласно росту новорожденного царевича, угощении гостей на «родинном» пиру. Литургические покровцы, вложенные Царем Федором Иоанновичем в связи с рождением дочери Феодосии, шапочка Царевича Дмитрия и саккос Патриарха Никона, в котором предстоятель Церкви совершал крещение Царевны Софьи Алексеевны – особые исторические реликвии кремлевского собрания. С именем малолетнего Петра преданием связана представленная на экспозиции люлька из китайского бархата на деревянной раме с резными золочеными «яблоками».
Выставка охватывает не только период младенчества и детства – «первую седмицу», но и этапы взросления и становления юных Царевичей. Детский досуг, обучение грамоте, военные потехи проиллюстрированы такими памятниками, как разнообразные привозные затейливые вещицы, миниатюрные игрушки, шахматы, образцы детского холодного и огнестрельного оружия, конского убранства, а также книги и учебники XVII века, среди которых особое место занимает Букварь, выполненный иконописцем Карионом Истоминым для Царевича Алексея Петровича. Драгоценная «кузнь» – шкатулки, зеркала, рясны, серьги, перстни, пуговицы – дают представление о предметах, бытовавших в обиходе Царских дочерей во второй половине XVI–XVII веков, замкнуто живших в теремах. О неудачных попытках замужества Царевны Ирины Михайловны свидетельствуют привозы Датского Принца Вальдемара, а о судьбе Царевны Ксении Борисовны напоминает ее сапфировый перстень.
Зритель познакомится с особым придворным церемониалом – Чином объявления Наследником Царевича, достигшего 14-летнего возраста. В приуроченном к празднованию Новолетия (1 сентября) торжестве особо значимым являлся образ Спаса Нерукотворного – родовая Царская святыня, сохраняемая в кремлевском собрании. Приобретение Царевичем нового официально статуса определяло и уровень даров, подносимых Наследнику. Прекрасные произведения европейских златокузнецов из собрания Музеев Кремля, связанные с именами Царевичей Ивана Ивановича и Алексея Петровича, иллюстрируют эту тему.
Небольшая группа памятников рассказывает о традиции оформления погребений Царевичей и Царевен, согласно статусу своего рождения удостаивавшихся покоиться в царских усыпальницах – Архангельском соборе Кремля и Вознесенском соборе Вознесенского монастыря.
Завершает выставку раздел, посвященный особой исторической ситуации, сложившейся в конце XVII столетия, когда на Русском Престоле восседали два Царственных отрока – 10-летний Петр и 15-летний Иван Алексеевичи. Напрестольный серебряный крест, потир и водосвятная чаша – совместные вклады двух юных царей в дворцовые домовые церкви.