В Бахчисарае открылась выставка «Тугра: крымский символ российской государственности»

28 Июн 2019

В Бахчисарае открылась межрегиональная выставка «Тугра: крымский символ российской государственности».

На выставке представлены тугры турецких султанов и крымских ханов XVI-XVIII веков, а также Российских Царей и Императоров XVII-XIX веков.

Тугра — каллиграфически выполненная подпись-монограмма османского султана или крымского хана. Происхождение этого знака до конца не выяснено: он представлял собой стилизованное изображение лука и стрелы (или лука и булавы). В основе ее, вероятно, лежал знак собственности – тамга рода сельджук. Возникнув в сельджукское время (в X-XI вв.) и достигнув пика развития в османский период, тугра в XVI в. появилась на периферии османского мира — в Крымском ханстве. Первая крымская тугра, которая нам известна, принадлежит хану Сахиб-Гирею (1532-1551), который, по всей вероятности, заимствовал ее у османских падишахов. Вплоть до 1783 г., когда Крымское ханство вошло в состав Российской империи, тугра — непременный атрибут власти крымских ханов.

Вскоре символ власти оказался востребован и в Московском государстве как элемент, связывавший правящий Дом Романовых с мусульманским миром (в дипломатической переписке). В XVII в. тугра создается для первого представителя династии — Царя Михаила Федоровича, первая его тугра датируется 1620 г. Потом тугры ставятся на грамотах его сына – Царя Алексея Михайловича, и внуков — Ивана и Петра (будущего Петра I). Эти грамоты отправляются из Москвы в Крым, среднеазиатские ханства, далекую Монголию, Индию. Петр I активно использует тугру как яркий образ манифестации Царской власти на близком исламском Востоке. Тугры с его именем были напечатаны в 1722 г. в Астрахани во время каспийского похода.

Во второй половине XVIII в. традиция изготовления российских тугр замирает. Однако последствия включения Крыма в состав Империи диктуют необходимость ее возрождения. В 1810-х годах создается тугра Императора Александра I, а затем — тугра Николая I. Если первая известна нам только как декоративный элемент на фонтане императора в Бахчисарайском ханском дворце, то вторая активно используется в официальных документах российской канцелярии на османском языке для распространения среди крымских татар.

Во второй половине XIX в. тугрообразные композиции (создаваемые не только для Императоров, но уже и членов их семей) вновь становятся непременной частью образа российского Крыма, часто намеренно «ориентализированного» под европейским влиянием.