В Петербурге продемонстрировали фильм о П.Жильяре
В Санкт-Петербурге состоялся просмотр и обсуждение документального фильма «Возвращение Пьера Жильяра» (2018 год).
Авторы сценария и режиссеры – Людмила Шахт и Константин Козлов («Киностудия НАТАКАМ»).
Как отметила в приветственном слове перед началом просмотра Людмила Шахт, показать эпоху через судьбу конкретного человека, да еще иностранца – это достойная художественная задача, в центре которой дневник учителя детей Императора Николая IIи документы, предоставленные родственниками педагога. По словам режиссера, финансовую помощь киногруппе оказало Почетное консульство Швейцарии в Петербурге.
Фильм рассказывает о Пьере Жильяре (1879-1962), гражданине Швейцари, приглашенном в Россию обучать детей монарха величайшей в мире империи, где ему было суждено стать единственным оставшимся в живых свидетелем трагической судьбы Николая II и его семьи. Венценосные родители чрезвычайно заботились о воспитании и обучении своих детей; преподаватель французского языка Пьер Жильяр был отобран из числа лучших студентов Женевского университета и по прибытии в Россию сначала давал уроки дочерям Августейшей четы. Но главное ждало впереди: ему пришлось пройти сложный путь сближения с восьмилетним Цесаревичем Алексеем, страдающим неизлечимой, лишающей его обычных детских радостей болезнью – гемофилией. Как известно, это заболевание наследуется по женской линии, но передается только мужчинам. «Тогда я впервые осознал пытку матери, страдающей от мысли, что это она передала сыну болезнь, с которой ничего не может сделать наука», - записал в дневнике Пьер Жильяр.
Фильм точно и тонко исследует развитие отношений между ребенком и его наставником. Мальчик уже не верил, что кто-то или что-то может ему помочь, но «француз» события не форсировал, а старался постепенно снять хотя бы часть ограничений, которым подвергали цесаревича заботливые родители. В результате Алеше разрешили плавать, кувыркаться в снегу, играть с детьми боцмана… И постепенно наставник и его ученик стали друзьями. «Я открыл ребенка с сердцем», - писал теперь Жильяр в Швейцарию.
О Пьере Жильяре и его судьбе рассказывают на экране его внучатые племянники – писатель Пьер-Фредерик Жильяр и врач Жак Мозер. Фильм основан как на воспоминаниях учителя Императорских детей, так и на кадрах хроники и фотографиях. 30 демонстрирующихся в фильме уникальных снимков, отражающих быт, атмосферу и сложившиеся в Царской семье отношения, сделаны самим Жильяром. Близость наставника и Императорской семьи стала настолько тесной, что Пьера Жильяра брали во все поездки, включая посещения Государя в Могилевской ставке во время IМировой войны.
Потом последовало вынужденное, под грубым давлением генералитета, отречение Императора Николая II. Временное правительство, заключив Царскую семью под стражу в Александровском дворце, приняло решение переправить их в Тобольск. Жильяр стал одним из тех, кто добровольно отправился за семьей Николая II в Сибирь. Затем переехал с Царскими детьми в Екатеринбург, но в Ипатьевский дом не был допущен большевиками и вернулся обратно в Тобольск. В 1920 году через Владивосток вместе с Александрой Теглевой, служившей в Александровском дворце «старшей комнатной девушкой», эмигрировал в Европу. Ему удалось вывезти свой архив – дневники, письма, памятные реликвии, фотографии. Они и легли в основу фильма.
Он прибыл в Россию в 1904 году, а покинул ее в 1920-м, спасая от пламени Гражданской войны память о дорогих ему людях и следственное дело об их гибели, ради участия в котором он провел три года в Сибири. После возвращения из России в Швейцарию он написал и опубликовал книгу «Трагическая судьба Николая II и его семьи». Позднее она была переиздана под названием «13 лет при дворе Романовых».