К вопросу о возвращении исторической топонимики

2 Янв 2019

Своим мнением по вопросу о возвращении исторической топонимики с газетой «Монархист» поделился помощник председателя Руководящего Центра Движения «За Веру и Отечество», действительный член Российского дворянского собрания Юрий Лукин:

- Тема возвращения исконной топонимики поднималась воронежскими традиционалистами не раз, как в СМИ, так и на заседаниях комиссии по культурному наследию. На Форуме воронежской интеллигенции в конце октября ее обозначил заместитель председателя Руководящего центра Движения «За Веру и Отечество», Предводитель Воронежского губернского дворянского собрания проф. Е.М. Барсуков. Отдельно она обсуждалась на встрече, посвященной перспективам сотрудничества Движения с членом Политсовета регионального отделения партии «Родина» проф. А.Ю. Минаковым, единомышленником и другом нашего Движения. Общими усилиями, проявился, наконец, результат: городская комиссия по культурному наследию одобрила предложение вернуть названия историческим улицам Воронежа, пока сохранится двойной формат – нынешний и прежний. Искренне благодарим многоуважаемого Аркадия Юрьевича за труд по систематизации вопроса и решимость в воплощении общего замысла.

Однако наряду с удовлетворением итогами заседания, следует констатировать и неготовность определенной части нашего общества к переменам…

Человек вечно чем-то не доволен: женой, детьми, работой, жильем, соседями, жалованьем, правительством, погодой... Богом. Каин недоволен Авелем, тюремщик – тюремным режимом, теперешние партийцы – инициативой по возвращению исконных названий. Народная мудрость учит: на всех не угодишь, всем мил не будешь.

Вы читали комментарии к публикациям о переименовании (присвоении двойных названий) 70 улиц Воронежа? Злобные, нелогичные, пышущие ненавистью с оттенком зависти. Противостояние "красных" и "белых"? Конфликт традиционной культуры и ветхозаветного хамства? Не только.

В Воронеже после войны оставалось 8-10% коренных воронежцев (теперь, возможно, еще меньше), наверное, можно понять людей, не пожелавших возвращаться на пепелище… Ну а те, кто занял их место, застали только «Краснознаменные», «Красноармейские» и «МОПРовские» названия улиц. Откуда приезжим и их внукам знать о Большой Предтеченской, Романовской, Пятницкой, Вознесенской улицах, Петинском выезде, Кудиновой горе и Староконной площади? Поскольку не знали, нечего и вспомнить. Городская история этих семей началась только в ХХ веке, им трудно теперь расстаться с иллюзией мнимого постоянства воронежской топонимики.

Вот случай из жизни: проводили как-то в День города историческую экспозицию в память Великой войны 14-го года под открытым небом в Петровском сквере. На планшетах - царские боевые награды, погоны, эполеты, прочие регалии, – то, что принято во все времена уважительно называть знаками чести и воинской доблести. Все подлинное, чудом сохраненное! Пропахшее порохом и кровью пропитанное, за Веру, Царя и Отечество пролитой. Большой наплыв людей, на лицах интерес, почтительность и какой-то особенный (священный?) трепет. Девочка лет семи остановилась: "Папа, а что это?" А тот небрежно ей бросает: "Пойдем отсюда, нечего всякое старье разглядывать..." и устремляется в сторону «Петровского пассажа». Я опешил... Мораль ясна?

Бесспорным остается факт, что народ, как малое дитя, нуждается отнюдь не в таком наставничестве и воспитании. Духовный надзор, как тут не крути, с точки зрения традиционных этических ценностей, как родительский, так и государственный, в разумных дозах приносит положительный эффект для поддержания нравственной константы. Возразят: глас народа – глас Божий… Но дай толпе волю, она заново Христа распнет. 2000 лет назад Спасителя приговорили именно по итогам всенародного волеизъявления.

Вернуть отобранное - справедливо или аморально? Я, кстати, не о деньгах.

Чем руководствовалась советская власть, резко и беспощадно вытесняя устоявшуюся топонимику? А тем же, чем и в искажении истории: прагматичным пропагандистским мифотворчеством. Чтобы навсегда удалить из памяти людской все эти крайне неудобные для партийного догматического сознания Консисторские, Подьяческие, Спасские, Покровские, Большие и Малые Дворянские улицы, заменив своими «правильными», идеологически мотивированными, – из революционных «святцев» террористов и нигилистов. Героизируя их почти в языческом античном, – до обожествления, смысле. В дореволюционной топонимике, за редким исключением, отсутствовала персонификация «героев» и «титанов». Предки исповедовали другой жизненный принцип – «не нам, не нам, но Имени Твоему». Божьему Имени. Героев в России столько, что ни улиц, ни школ не хватит. Справедливо ли чествовать одних, в ущерб другим?

Коль скоро мы живем в другие времена, давайте хотя бы соблюдать разумные исторические пропорции в топонимике и мемориальном увековечении, стремясь к «золотому сечению». По наименованиям улиц, городов, по памятникам XX века до сих пор сложно разобраться, а были ли в России другие войны, существовал ли подъем национального самосознания, встречались ли факты самопожертвования и героизма до Великой Отечественной 1941-45гг. А также - другие государственные мужи, кроме партийных. Или жизнь на одной шестой суши зародилась только в 1917 году?

Разумеется, память деятелей и героев новейшего времени (если это не Вера Фигнер, Розалия Землячка или Иван Каляев), подчеркну, - оказавших позитивный вклад в историю, тоже нужно чтить и сохранять, от них никто не отрекается. Но даже если абстрагироваться от противостояния мировоззрений - христианского и секулярного, все равно окажется, что у нас памятью предков жертвуют в пользу современников, пусть

даже отстоящих от нас на несколько десятков лет назад. Значит уважения достойны только "жители 20-го столетья", а предки это пыль и прах времен царя Гороха? Что это, как не беспамятство, что это, как не историческая амнезия? К чему тогда лицемерные рассуждения, отчего молодые не знают истории и не дорожат прошлым? Проблема, как видно, не в детях, а в отцах.

Противники переименования пытаются усмотреть в предложении о возврате исконных имен новый социальный «раздражитель», источник конфликта, опасаются психического срыва доморощенных аналитиков. Не скажу за всех, но большинство сетевых комментаторов, независимо от темы, бурно «волеизъявляются» в Интернете, чтобы пар спустить, негатив свой личный выплеснуть. Они что, на улицы выйдут после переименования? Нет. Светопреставления не случится, возобновится вялотекущая и, к сожалению, безрезультатная перебранка на более приземленные темы о платных парковках, ужасах коммунального хозяйства и невменяемости пенсионной реформы.

Кто-то не скрывает злого сарказма: мол, хотят переименовывать, пусть делают таблички за свой счет. Руководствуясь этой логикой надо и учебники истории издавать за родительский счет. Инициатива возвращения исконных наименований направлена на искоренение исторического невежества (и хамства!), способствует развитию краеведения, пробуждает интерес к истории малой родины и России. Следует помнить, что историческое просвещение это дело государственной важности, направленное на воспитание жертвенной любви к Отечеству. Оно касается всех и каждого.