Наследник Ливийского престола: Если люди проголосуют за монархию, мы вернемся
Наследник Ливийского Престола Кронпринц Мохаммед эль-Сенусси дал интервью газете Metro. Он – противоположность и главный противник Муамара Каддафи. Мятежный полковник сверг дядю эль-Сенусси, короля Идриса в 1969 году. Он умер в 1983 году, и теперь Мохаммед – наследник ливийского престола и может заявить свои права на него после свержения Каддафи. В течение многих лет кронпринц пытался вернуться в Ливию, но каждый раз ему отказывали в визе.
– Каддафи ваш враг?
– Нисколько. То, что он сделал с моим дядей, было неправильно, но я не стремлюсь к мести.
– Что вы почувствовали, когда узнали о революции?
– Я был рад. Революция дала ливийцам надежду, но я против мести, ибо она означает, что ваша единственная цель – убийство. Моя же цель – освободить Ливию от Каддафи.
– Если люди настолько его ненавидят, то почему так долго молчали?
– У него были деньги, он владел месторождениями нефти и обладал международной поддержкой. Сейчас просто настал удобный момент.
– Что дальше будет с Ливией?
– Каддафи и его семья должны уйти, в противном случае им угрожает опасность. Люди его отыщут и убьют. Он же провозгласил войну против 6 миллионов мирных ливийцев. Каддафи утверждает, что его поддерживают многие. Но это неправда. А в одиночку, даже под прикрытием своей армии, нельзя победить 6 миллионов человек.
– Его нужно судить?
– Это вопрос к юристам. Но его вместе с семьей нужно выгнать из страны. Он главная проблема Ливии, именно из-за него происходят все убийства. С его уходом смерти прекратятся.
– Каддафи предложил кандидатуру сына на свое место. Это не выход?
– Каков отец, таков и сын. Чтобы остановить убийства, вся семья Каддафи должна покинуть страну. Предлагая подобные варианты, Каддафи просто старается выиграть время. Но никто ему больше не верит. Он врал всегда и сейчас врет.
– В чем вы видите свою роль?
– Моя семья возглавляла Ливию в течение многих лет. И если люди проголосуют за монархию, мы вернемся. Если же люди захотят республику, что ж, мы уважаем любой выбор народа.
– В случае если ливийцы выберут республику, будете баллотироваться?
– Я служу Ливии и уважаю выбор ливийцев, но не настаиваю на том, чтобы встать во главе народа. Мой дядя тоже был избран народом.
– Демократия – это лучший вариант для Ливии?
– Ливия не похожа на все европейские страны, а поэтому любая европейская система ей не подходит. Нам нужна собственная демократия. Нам не нужен диктатор, люди просто хотят чувствовать себя в безопасности в своих домах, знать, что они получат образование и медицинскую помощь. Если у нас будет хорошее образование, то мы сможем объяснить людям принципы демократии. Британии понадобилось 800 лет, чтобы достичь того уровня демократии, который у них сейчас. Вот и мы будем двигаться вперед постепенно, шаг за шагом.
– А до этого?
– В течение 18 лет, пока мой дядя был королем, в Ливии были демократия, конституция, парламент и выборы. Это был один из самых гуманных и продвинутых режимов на Ближнем Востоке.
– То есть Ливия станет маяком демократии на Ближнем Востоке?
– Ливия очень хорошо расположена. Мы близки к Европе, но тем не менее являемся воротами в Африку. У нас население шесть миллионов и великая история за спиной. Сейчас у нас есть шанс построить такую страну, которая сможет стать ролевой моделью для всего Ближнего Востока.
– Когда уйдет Каддафи?
– Надеюсь, что сегодня. Это хорошо, что ливийцы продолжают сражаться. Они не позволят Каддафи остаться, они терпели его 42 года. В революции участвует не только молодежь, поэтому она настолько эффективна.
– Как сложилась жизнь вашего дяди после свержения?
– 1 сентября 1969 года в Ливии под предводительством полковника Каддафи произошел военный переворот, в результате которого было объявлено о низложении короля Идриса I и упразднении монархии. В стране была установлена новая форма правления – Джамахирия.
Новый лидер не убил семью бывшего короля, побоявшись превратить их в глазах народа в мучеников. Вместо этого он заставил их жить в нищете. Одно время семья бывшего короля обитала в лачуге.
Это было очень тяжелое для нас время, но сегодня, когда я вижу, как на улицах Ливии убивают невинных людей, понимаю, что мои проблемы ерунда. То, что сейчас происходит в стране, – это не война, просто один сумасшедший нападает на всех вокруг
В 1988 году семья монарха вынуждена была покинуть страну, после того как приспешники Каддафи сожгли их дом и все имущество.
От редакции «Монархиста»: Ранее поступала информация о том, что Наследник Ливийского престола отказался от своих прав. Судя по тому, что он говорит в публикуемом интервью, он ставит вопрос о форме правления в стране в зависимость от волеизъявления ливийцев.