Под Орлом открыли бюст сенатору Российской Империи А.Нарышкину
В пос. Нарышкино (Орловская область), накануне его 150-летия, открыли бюст сенатору Российской Империи, крупному правому деятелю Александру Нарышкину, в честь которого назван поселок.
На месте памятника ранее стоял идол палача русского народа Моисея Урицкого, имя которого до сих пор носит район, административным центром которого является Нарышкино. Уже много лет рядом орловских общественных организаций ставится вопрос о переименовании района в Нарышкинский, в честь выдающегося земляка А.А. Нарышкина, родившегося, служившего и упокоенного на родной земле под спудом разрушенного родового храма вмч Георгия Победоносца в с. Георгиевское, в нескольких километрах от Нарышкино.
Памятник установлен по инициативе председателя поселкового совета народных депутатов Юрия Сухорукова. На мероприятии присутствовали заместитель губернатора Орловской области Дмитрий Бутусов, заместитель председателя Орловского областного совета народных депутатов Сергей Потемкин, руководитель Болгарского движения «Русофилы» Николай Малинов и др.
Дмитрий Бутусов поздравил жителей поселка со знаменательным событием от имени губернатора Орловской области Андрея Клычкова. «Сегодня мы возвращаем память Орловщине и всей России о свершениях нашего земляка. Его по праву называли человеком чести, главными качествами которого были высокая нравственность, верность своим принципам и своей стране», - отметил он.
Александр Алексеевич Нарышкин (15 октября 1839 — 22 февраля 1916) обучался в Московском и Гейдельбергском университетах, окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата (1862 год).
В 1876 году, являясь уполномоченным Славянских комитетов Москвы и Санкт-Петербурга, выехал на Дон. Собрав 100 казаков-добровольцев, вместе с ними отправился на Балканы в распоряжение отряда генерала Черняева, оказывающего помощь с оружием в руках восставшим сербам и черногорцам против многовекового османского ига.
В 1877 году с началом русско-турецкой войны он вступает вольноопределяющимся в 62-й пехотный Суздальский полк, участвует во многих боях. За мужество в сражении при Шейново 28-29 декабря представлен к Знаку отличия Военного ордена — солдатскому Георгиевскому кресту IV степени, получает звание младшего унтер-офицера и предложение стать ординарцем легендарного генерала М. Д. Скобелева, который был наслышан о бесстрашии орловского чиновника, до войны не служившего в армии и оставившего гражданскую службу. Награжден Сербским Королем орденом Такова и несколькими медалями, а Черногорским Князем – орденами Святого Даниила III и I степеней.
Вернулся к чиновной службе,. В 1892-1894 годах — Подольский губернатор, в 1894-1898 – товарищ министра земледелия и государственных имуществ. В 1906 году выбран в члены Государственного совета. В совете состоял членом комиссий законодательных предположений, о старообрядческих общинах, по землеустройству и др. Входил в правую группу госсовета.
Занимал целый ряд общественных должностей, являясь гласным в Орловском земстве, председателем Славянского комитета и объединенного дворянства в Санкт-Петербурге, входил в Отечественный Союз, Русское Собрание (В 1906-1916 годах – товарищ председателя Постоянного совета), Союз русских людей, являлся попечителем детских приютов, по просьбе Императрицы Марии Феодоровны инспектировал Красный крест на Дальнем Востоке, курировал Женское патриотическое общество под патронажем Императрицы Александры Феодоровны.
В 1915 году Императором Николаем II за 50 лет беспорочной службы произведен в действительные тайные советники. По свидетельству орловца В.Н. Шеншина, за 50 лет Александр Нарышкин пропустил всего два заседания в Орловском земстве. Современник В.И. Гурко так писал о нем: «Он отличался исключительно рыцарскими качествами и рыцарской честью, не переносил никаких мер, направленных к стеснению человеческой деятельности. Обладал личной храбростью и хладнокровным мужеством, удивлявшим даже генерала Скобелева». С. Ю. Витте называл Нарышкина «Столпом консерватизма».
Газета «Орловский вестник» в некрологе от 27 февраля 1916 года писала: «Он был единственным сенатором, имевшим солдатский Георгий, проведший полжизни в рядах бюрократов, уклонялся от получения званий… с потерей которого либералы потеряли достойного противника — идеалиста, исповедовавшего свои взгляды не за страх, а за совесть».
Трагически сложилась судьба сыновей А.Нарышкина:Петр, штабс-капитан Преображенского полка, расстрелян большевиками в 1917 году в Петрограде, Юрий, корнет 17-го гусарского Черниговского полка, в 1918 году погиб в боях Добровольческой армии, Борис, военный врач, расстрелян в 1927 году в Москве.