Духовенство РПЦ о Феврале
Портал Regions.Ru задал представителям духовенства Русской Церкви вопрос об отношении в Февралю 1917 года.
Епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии Евгений (Кульберг):
- Нельзя упрощать исторические события, искать крайних - все гораздо сложнее. Нам непросто давать оценку, исследовать события, случившиеся два года назад, в 2014 году, на Майдане, хотя они записывались сотнями телекамер, и в режиме он-лайн транслировались в интернете, а февраль 1917 года не был столь обеспечен информационным сопровождением.
Но смысл остается тот же – мы не найдем какого-то одного виновного. Государство – общенародная ответственность, ему свойственна и общая болезнь. Неверие и безнравственность аристократии, слишком серьезный экономический потенциал, непростая международная ситуация и, конечно же, духовный кризис – пожалуй, это все, сложившись, послужило причиной возникновения революционного синдрома.
Понятно: мы не историки, чтобы преследовать единственную цель – точно восстановить исторические события. Для нас важнее проанализировать, каких ошибок нельзя допустить сегодня. Я считаю, что во избежание революционного кровавого сценария действительно необходимо объединение разных сил, которым дороги Россия с ее историческим путем, православие как народообразующая идея, и моральные ценности, которые были традиционны для России в течение тысячи лет. Если все, для кого эти ценности не чужды, смогут ради России измениться, думаю, наша страна еще поживет - лет 300 или 400.
Священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, председатель Отдела по делам молодежи Петербургской епархии прот. Константин Головатский:
- Для меня события 1917 года прежде всего связаны с тем, что Россия перестала быть монархической… Люди, которые взяли власть в свои руки, не смогли удержать страну, и в этом смысле Февраль можно расценивать как разрушение традиционной России, каких-то очень важных основ, на которых держалась государственность, общественная жизнь. По сути, Февраль стал прологом победы большевиков.
Главный урок Февраля: любая революция для России неприемлема. Народные митинги, шествия, протесты могут носить только мирный характер. Если общество разделяется, происходит противостояние, звучат призывы к разрушению государства, это приводит к трагедии.
Благочинный Адамовского округа Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки иерей Вячеслав Кочкин:
- Февраль 1917 года для меня, в первую очередь, яркий показатель духовного упадка в нашей стране. Я считаю, причина этой бездуховности – отступление от традиционных ценностей нашего народа. Разрушения должны были последовать автоматически и неотвратимо.
Не только в храме Христа Спасителя, но и на Рождественских чтениях этот вопрос тоже поднимали и обсуждали. В выступлении Мединского много интересных мыслей. А вот все, кто участвовал в событиях Февральской революции, обсуждать ничего не хотели, они не готовы были слышать другого. Это яркий пример того, как человеческая гордыня преобладает над разумом: стремление получить какие-то выгоды лично для себя затмевает желание послужить своей родине. В ходе этих конференций было представлено много интересных дневников, в том числе Иоанна Кронштадтского, там тоже были высказаны интересные мысли: что революция пришла из семинарий - из-за безверия и бездуховности, которые царили в стране.
Для меня февраль – отправная точка, с которой мы должны осмыслить происходившие события и сделать серьезные выводы. Мы должны понять, что для человека родина, что такое народ…
К власти тогда пришли популисты во главе с Керенским, которые тоже не могли ничего сделать, потому что не представляли себе масштабов страны. У них не было опыта управления таким огромным государством, они по-прежнему оставались в рамках монархической системы, и мыслили так же. А трудиться на благо нового государства, создавать новое буржуазное у них не было возможности.
Поэтому, говоря о тех события, я прихожу к выводу: все-таки наша задача сейчас – поднять религиозную составляющую нашей жизни. Сейчас Россия очень от этого далека. Мы перестали искать Бога, стремиться к нему, изучать духовное направление жизни, поэтому нас легко затянуть в любой омут, привести к революции, утопической идее, и опять выкинуть на задворки истории. Чтобы этого не произошло, нам сейчас нужно восстанавливать наше национальное, религиозное самосознание, воспитывать в себе любовь к своей стране. Нам нужно хотя бы понять, вокруг чего нужно объединиться.
А если сейчас вернется то время – кто за кого будет выступать, бороться, какие будут идеалы, с какими лозунгами выйдет народ? Будет еще больший хаос, потому что сейчас разрыв в социальном отношении очень велик, сегодня нет даже формального идеологического связующего звена. И сейчас, мне кажется, революционная ситуация вполне реальна и возможна – хоть мы спокойны и думаем, что наша территория на замке. Нет. Всегда находится кто-то безголовый, кто все в любой момент может разрушить - как в 1917 году: раскрутить маховик, который все разобьет все вдребезги.
Клирик храма святителя Николая на Трех Горах иерей Димитрий Лиин:
- Сложно в двух словах рассказать о событии, которое имеет всемирное историческое значение, но бесспорно одно – праздновать здесь нечего. Предреволюционная Россия была мощным европейским государством, которое стремительно развивалось в экономическом плане, совершенствовало свою политическую систему. То, что произошло в 1917 году (и в феврале, и в октябре) - это события, которые достойны глубокого сожаления.
Людям не хватило осознания того, что свои амбиции, интересы нужно подчинить чему-то более значимому - интересам России в целом. Это был трагический период, когда разные политические группы фактически разорвали Россию на части, чем воспользовались силы, которые изначально были против российской культуры, Российского государства. Что бы сейчас ни говорили коммунисты по поводу того, какие они государственники - надо открыть книгу «Государство и революция» Ленина и понять, какая преследовалась цель. А это - упразднения государства российского и всякого. Новую культуру надлежало построить на обломках старой крепостнической буржуазной культуры.
Поэтому все хороши. Не нашлось объединяющей идеи, силы, которая позволила бы предотвратить катастрофу 17-го года, и нужно констатировать этот факт. К сожалению, дальнейшее развитие России, да и всего мира, пошло по пути противостояния, уничтожения лучших сил, лучших умов (по крайней мере, в России)…
В плане духовности тогда тоже все было очень неблагополучно. Расцерковление русской жизни, русской культуры, русского крестьянства – все это, конечно, провоцировало крах русского государства. Но нам сейчас надо не столько сокрушаться по поводу того, что прервалось органичное развитие российской государственности, русской культуры, русского народа, сколько думать, как восстановить все это.
Ну а что значит восстановить? – прежде всего, осознать себя единым народом. Понять: благо не в партийной борьбе (хотя в какой-то степени оно и в ней присутствует) – нужна некая идея, которая всех объединит. И эта идея – наша будущность, наше Российское государство, наконец, наше духовное единение, которое возможно только вокруг Церкви Христовой. Русский народ без Церкви – ничто. Он не обречен, только если есть идея, которая им руководит народом. А это - христианская идея служения Богу. Только она поможет выбраться из ямы, куда мы попали, стать действительно могучим народом, который будет примером другим.
Другие народы должны не бояться русского народа, а восхищаться его жизнью. Когда это произойдет, станет очевидно: Россия вернула свои позиции, которые занимала до событий 1917 года.
Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, иерей Иван Воробьев:
- Нынче стараются сгладить все острые углы, представить все и так, и эдак, «не демонизировать, не идеализировать», чтобы народ не беспокоился. Пусть революционеры и антимонархисты считают Февральскую революцию хорошим событием, - и слава Богу! А монархисты пусть считают плохим событием, и тоже слава Богу. От этого становится приторно и совершенно непонятно, куда двигаться дальше. Никто не может ответить на вопрос, где правда. Это самый главный вопрос, на который надо требовать ответа, а история даже по прошествии 100 лет ответа не дает. Общество так жить не может, оно приходит в тупик, - то есть когда вновь случатся подобные события, мы не будем знать, что делать.
А оценку февральским событиям, мне кажется, лучше, чем сам Николай II в своем дневнике, дать невозможно: «Кругом измена, трусость и обман». Поголовное предательство в верхах было поразительным… Николай II не знал, кому доверять, - вокруг него не осталось надежных людей, на которых можно опереться.
Конечно, тогда в феврале, когда стало рушиться громоздкое многовековое здание империи, мало кто предполагал, чем обернутся все эти страшные события. Даже что будет через месяц, не знали. Но сегодня-то мы знаем, к чему это привело! Пусть Николай II был не самым гениальным политиком, но уж лучше он или кто-то из родственников монархов сохранил бы трон. Потому что такой страшный смерч, который начался с Февральской революции, мало кто переживал в истории… В итоге Россия заплатила слишком большую цену.
Священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии иеромонах Макарий (Маркиш):
- Народная память неуправляема, плохо предсказуема и подвержена факторам, лежащим вне научного дискурса. Это отдельная стихия, весьма таинственная…
Память бывает разная: есть люди, которые ходят по улицам с портретами Сталина, - я считаю их сумасшедшими, они причиняют огромный вред нашему социальному состоянию, но это тоже элемент народной памяти. А другие, наоборот, Сталина проклинают и льют горькие слезы о жертвах большевицкого режима.
Православная Церковь сегодня старается воздействовать на народную память. Яркий тому пример - мемориал в Бутове: мы постоянно говорим, как важно хранить и осознавать события той эпохи. Так что с одной стороны у нас есть стихийная народная память, а с другой стороны есть успешные исторические исследования, интереснейшие публикации. И это надо отображать в народной памяти, воздействовать на нее, чтобы она была не темной, непросвещенной и интуитивной.
Причины падения российской монархии глубокие и их много: были внутренние причины, и внешнее воздействие, и дальнейшие исторические особенности. Сформулировать коротко невозможно. Наша задача концентрировать память на рациональном и конструктивном отношении к нашей реальности, на нашем взгляде на прошлое, чтобы не раздирать раны, и в то же время не делать вид, что их нет.