В Москве открыли памятник св. Великому Князю Владимиру Крестителю
Президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыли на Боровицкой пл. в Москве памятник св. равнап Великому Князю Владимиру Крестителю.
Памятник сооружен по инициативе Российского военно-исторического общества и правительства Москвы. Автор проекта – народный художник России скульптор Салават Щербаков.
На церемонии открытия присутствовали премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, глава Минкультуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, члены правительства, депутаты, представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства.
В.Путин отметил на церемонии открытия:
«Новый памятник – дань уважения нашему выдающемуся предку, особо почитаемому святому, государственному деятелю и воину, духовному основателю государства Российского.
Князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, созидавший основы сильного, единого, централизованного государства, объединившего в результате в одну огромную семью равные между собой народы, языки, культуры и религии.
Его эпоха знала немало свершений, и важнейшим, определяющим, конечно, ключевым из них было крещение Руси. Этот выбор стал общим духовным истоком для народов России, Белоруссии, Украины, заложил нравственные, ценностные основы, которые определяют нашу жизнь и поныне.
Именно прочная нравственная опора, сплоченность и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие.
И сегодня наш долг – вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы, на бесценные традиции единства и согласия, идти вперед, обеспечивая преемственность нашей тысячелетней истории».
Патриарх Кирилл отметил:
«Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически, отправил своих послов, чтобы понять, где как служат Богу. Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремление предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу – выбору веры.
Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, – это относительность истины, это квазирелигия современности: все имеет право на существование, потому что собственной незыблемой вечной истины не существует.
Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской Империи, ни современной России.
Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который нередко дает религия. Он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа и в Святом Крещении познал его как свет, истину и жизнь.
Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе. Но потеря духовной идентичности – это приговор любой стране. Она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа.
Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом и хитрецом или двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен. И когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.
Этот памятник – напоминание всякому, взирающему на него: «А ты так же искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться ото всех и вся ради частной выгоды и своекорыстного интереса?»
Но христианин – это тот, кто следует Христу не только когда это удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности – это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической нехватка любви друг к другу, к нашему Творцу и ко всему творению.
Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности. Сказать, что князь Владимир что‑то сделал не так, – это все равно что уснуть под сенью соборов, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать, ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования.
Владимир в народном сознании был Красным Солнышком – так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут.
Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда для себя и для своего народа. А истину не принимают по расчету. Тогда она перестает быть истиной.
Эта решительность, ревность ко Христу и целостность в следовании Евангелию уподобило Владимира апостолам, хотя и между ними пролегало целое тысячелетие.
Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столько громаден и заметен, но его следствие не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и ради чего мы живем, чем мы наполняем нашу жизнь. Это и есть выбор веры, от которого зависит судьба не только каждого из нас, но и всего мира.
Памятник князю Владимиру – это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств.
Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец».
По окончании церемонии открытия Патриарх Кирилл освятил памятник.