Духовенство РПЦ о большевицкой революции
Портал Regions.ru опросил представителей духовенства Русской Православной Церкви об их отношении к большевицкой революции.
Епископ Орский и Гайский Ириней:
- Как я могу относиться к тому, что Россия потеряла лучшие свои умы? После революции многие были вынуждены покинуть страну. Эти люди в дальнейшем развивали науку Америки, Европы. Были и такие, кто потерял все: родных, страну, а не приобрел ничего. Эти люди на чужбине оплакивали родину и верили, что наступит время, и они вернутся назад. А кто уехать не успел, оказался в тюрьмах, в лагерях.
Хорошо, что среди тех, кто покинул страну, были представители Церкви: архиереи, священники. Они смогли сплотить россиян. Благодаря храму люди не забыли свою историю, Родину. Только тогда многие осознали, что значит Бог для человека.
Никакой режим невозможно оправдать, если были пролиты слезы и море крови. После революции существенно сократилась численность населения страны. В 1918 году был подписан позорнейший для России Брестский мир. О каком триумфе можно говорить, если были потеряны территории и проиграна война – а ведь победа находилась уже в кармане? На десятилетия затормозилось развитие экономики. Россия сегодня была бы не в пример богаче, если бы не те события. Как раз перед революцией активно боролись с безграмотностью. А после нее людям начали навязывать единую точку зрения.
В общем, в революции я вижу мало плюсов и не понимаю, почему коммунисты гордятся ее последствиями.
Настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии прот. Алексий Кульберг:
- Это величайшая трагедия, с которой началось падение в пропасть. Достижения, о которых говорят (ликвидация безграмотности, рывок промышленности), свершились не «благодаря», а «вопреки» катастрофе, произошедшей в 1917 году. Преодоление безграмотности было запланировано раньше. Этот план по большей части удалось реализовать до 1917 года. Промышленный прорыв, знаменитые пятилетки – все это также было разработано отнюдь не штурмовавшими Зимний дворец.
Подтверждением того, что после 1917 года, по сути, началось падение в пропасть, стал простой метаматематический расчет, который произвел Дмитрий Менделеев. Так вот, по его расчетам, при нормальном развитии дореволюционной России, в конце XX века население страны должно было составлять 600 миллионов человек. Результат, который дала нам революция, советские годы, так называемое коммунистическое строительство - 143 миллиона. Это свидетельствует о произошедшем как о катастрофе, геноциде и об уничтожении великой России, которое началось 7 ноября 1917 года.
Директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери с. Душоново Щелковского района Московской области прот. Алексий Новичков:
- Когда наши прародители совершили первый грех – отвернулись от Бога, перевернули Вселенную, услышали от Него слова проклятия, - эти слова прозвучали не людям, свершившим грех, но Земле: «Проклята Земля в делах твоих». С тех пор мы узнали, что такое страдание, печали, смерть, которая следует за грехом богоотступничества, предательства. Наверное, русский народ лучше все остальных знает, что это такое.
Поэтому я воспринимаю Октябрьскую революцию как кровавое возмездие за массовое богоотступничество и предательство Царя, государства, которое совершили в феврале 1917 года элиты, а вместе с ними и весь народ. За этим последовало кровавое десятилетие. У нас, наверное, нет такого клочка земли, где не лежали бы кости несчастного русского народа.
Новая власть, по сути, превратила людей в рабов, жизни которых не стоят ничего. Она достигла каких-то успехов, эксплуатируя искони присущие русскому человеку христианские качества, сформированные за 1000 лет православной истории России. Отсюда и перечисленные достижения. Но какую кровавую цену мы за них заплатили!
Поэтому должны сделать правильные выводы из произошедшего с нами в XIX – XX веках, чтобы не повторить совершенного предательства. Мы предали Бога, свернули с пути, какой Господь нам определил (строительство Святой Руси), предали царя, которого сами же и выбрали. И получили за это страшное возмездие. Дай Бог, чтобы такого никогда больше не повторилось.
А сейчас нам нужно искать свой путь. Это – восстановление исторической линии, которую выстраивали князь Владимир, преподобный Сергий, великие русские святые. Они вели Россию в Царствие небесное, строили здесь, на земле, Божье царство. До сих пор знаки этого строительства и памятники – единственное оставшееся у нас украшение. А заводы, фабрики и прочие достижения большевиков мы за 20 лет почти все потеряли. Или они оказались нам не нужны, или мы их не ценили. Храмы же мы восстановить смогли.
Дай Бог, чтобы наш путь был утвержден и принят, и мы больше с него не сходили. Россия также должна сказать свое слово миру, отказавшемуся вслед за нашим Отечеством от Бога, от христианской цивилизации, построенной на вере, на высших идеалах и ценностях. Наша страна осталась единственной, которая еще может дать правильный ответ на вопросы «Как жить?» и «Что делать?».
Клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве прот. Андрей Спиридонов:
- Революция – это громадная трагедия для нашего народа, для всей нашей страны, в ее основе лежит беззаконие, восстание на правду Божью, на Церковь. Это восстание против собственной духовной основы, что и привело к обескровливанию и к депопуляции народа.
И до сих пор мы это переживаем: революция продолжает быть нашей историей, наша современность прямо с ней связана, поэтому так разноречивы ее оценки: мы никак не можем отойти от тех событий на дистанцию исторического осмысления.
Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы иерей Иван Воробьев:
- События почти столетней уже давности, к сожалению, иначе как трагедией для России и для всего мира назвать их нельзя. И название «революция» неверно с точки зрения исторической науки, следует говорить о перевороте.
Мне кажется, у людей очень короткая память – они не знают и даже не хотят знать, что было на самом деле, сколько эта революция принесла крови, горя и жертв. Видимо, нужно постоянно напоминать.
И праздновать тут нечего. Можно скорбеть, вспоминать жертвы, которые принесла Россия на алтарь этой революции. Ни один народа в мире не вынес столько, сколько русский в ХХ веке в результате тех кровавых событий. Все политические деятели, которых мы восхваляли столько лет – Ленин, Сталин, Троцкий, - кровопийцы, каких еще поискать. И что Ленин лежит в центре Москвы и памятник ему в каждом городе стоит – это насмешка над русским народом. Почему мы должны на это продолжать смотреть, не могу взять в толк.
Наше будущее зависит от того, насколько мы будем правдивы, как будем отстаивать свою правду и строить свою жизнь. И чем быстрее людям скажут правду, тем лучше мы будем жить. И когда в бывших республиках СССР памятники Ленину скидывают с пьедестала, это на самом деле благо. Не нужно, конечно, обижать людей, которые еще верят делу Ленина, но правду молодежи надо говорить.
Клирик кафедрального собора Благовещенска иерей Святослав Шевченко:
- С точки зрения православной традиции все, что происходит с человеком и даже с целым государством – промысел Божий. Так что верующие смотрят на события 1917 года как на попущение Божие.
Мы забыли: праздник, который отмечают сегодня «левые» – кровавая страница в нашей истории. Перед тем, как советская власть окончательно воцарилась, было пролито много русской крови, уничтожены сотни тысяч, а то и миллионы. Были годы репрессий и гонений, в том числе, на Церковь, уничтожены целые классы – казачество, дворянство. Страну покинули лучшие умы: ученые, литераторы, композиторы, художники. Для православных христиан этот период в жизни страны - пример того, как поступать не нужно. Все мы видели, что может произойти в стране в результате вооруженного переворота, неконституционного захвата власти - достаточно вспомнить ситуацию на Украине. Не дай Бог такое повторится вновь.
Сегодня многие апологеты левых идей забывают, в результате каких жертв большевики, их предки, пришли к власти. Адекватный православный христианин не может относиться к этому с одобрением. И очень хорошо, что День народного единства решили отмечать 4 ноября. День Октябрьской революции явно не был днем единения народа – напротив, он был днем его разъединения. Это не праздник для России, а день траура.