Духовенство РПЦ: Память о жертвах большевицких репрессий необходимо сохранять

30 Окт 2015

В преддверии Дня памяти жертв репрессий портал Regions.ru опросил представителей духовенства РПЦ о том, что они думают о сохранении памяти о жертвах большевизма.

Точное число жертв репрессий советской поры подсчитать невозможно. По некоторым оценкам, с октября 1917 года от политических репрессий пострадали до 50 млн граждан, которые были расстреляны, раскулачены или сосланы. Пик репрессий пришелся на годы Большого террора в 1937-1938 годах.

По данным Генпрокуратуры, за время действия закона «О реабилитации жертв политических репрессий» (с октября 1991 года) пересмотрено 636,3 тыс. уголовных дел в отношении 901,2 тыс. человек. Напомним также, что массовая реабилитация проводилась еще в советский период, после «развенчания культа личности Сталина» в 1956 году. Кроме того, огромное число жертв большевизма не подпадают под «реабилитационные» нормы.

В 2009 году Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента, заявил, что то в России нужны музейно-мемориальные центры, «которые будут передавать память о пережитом – из поколения в поколение». Он также призвал продолжить поиск мест массовых захоронений, восстановление имен погибших.

Однако серьезного сдвига в общественном сознании пока не заметно: память о большевицких репрессиях так и не стала естественной частью исторической памяти. С другой стороны, в общество постоянно транслируется мифологема, что никаких массовых репрессий вовсе не было или же что они были совершенно оправданы внутренней и внешней политической обстановкой и совершались на благо государства.

«Достаточно ли, на ваш взгляд, в России помнят о репрессиях? Кому и какие усилия следует предпринять в этой сфере?» - на такие вопросы портал попросил ответить представителей православного духовенства.

Настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии прот. Александр Куцов:

- Думаю, к этому должны подключиться прежде всего общественные организации. Нужно как можно больше говорить о тех событиях в СМИ, причем подавать информацию правдиво. Она должна быть исторически верной, а не искаженной. И уже потом, опираясь на общественное мнение, предпринимать другие, более конкретные шаги по увековечиванию памяти жертв репрессий.

Особо нужно отметить Императора Николая II. Церковь его канонизировала, но на государственном уровне все-таки не прозвучало раскаяния за поступки предшественников – большевиков. Этот вопрос до сих пор замалчивают, а он один из важнейших. Если мы дадим ему правильную оценку с самых высоких трибун государственной власти, кроме того, скажут свое веское слово общественные организации, тогда остальные как-то откликнутся на происходящее, и совместными усилиями можно будет продолжать увековечивать память жертв политических репрессий, проставлять новомучеников и исповедников российских.

Мне кажется, нужен общественный резонанс. Люди просто многого не знают. Царская семья настолько опорочена, что у молодых людей, даже имеющих смутное представление о тех годах, враждебное к ней отношение. А это незаслуженно и неоправданно.

Настоятель Свято-Троицкого храма Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, иерей Андрей Михалев:

- Предпринимать усилия нужно всем нам. А государству – обнародовать архивные данные, показать настоящую историю, а не переписанную в угоду тем или иным политическим процессам. Для чего нам это нужно? – чтобы не повторять ошибок. Мы должны знать об ужасах той эпохи, какой ценой были достигнуты политические цели, сколько было пролито крови, загублено невинных жизней.

Никогда не построишь счастья всего общества на несчастье его части. Так что забывать свою историю нельзя. Нужно говорить о ее темных и о светлых сторонах и делать соответствующие выводы.

Думаете, лучше будет, если молодому человеку расскажут об истории его страны на свой манер наши «западные партнеры»? Конечно, нет. Если человек знает свою историю, его трудно одурачить. Он рассуждает, делает верные выводы. Мы поэтому должны показать нашу историю объективно.

Кроме того, нельзя забывать еще об одном: представляете, какое счастье для семьи узнать правду о своем родственнике, даже спустя почти сто лет? Быть может, не одно поколение несло этот тяжкий груз. А тут откроют архивы и реабилитируют еще кого-то, расскажут нам о других невинно убиенных…

Клирик храма св. Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, к.и.н., доцент священник Филипп Ильяшенко:

- Для сохранения памяти о жертвах репрессий уже сделано многое, а самое грандиозное – канонизация новомучеников и исповедников российских, «поименованных и безымянных». В этой соборной формулировке заключается направление дальнейшей деятельности по увековечиванию памяти жертв репрессий.

Нельзя не отметить: инициатором в этом деле действительно выступила Церковь. Если мы иногда говорим о политической ангажированности тех или иных организаций, в том числе общественных, которые порой выступают за увековечение памяти одиозных жертв эпохи репрессий, в этом случае речь идет о восстановлении исторической справедливости, о национальном долге россиян. Конечно, сказать, что кроме Церкви никто этим вопросом не занимался, было бы нелепо. Сделано и правда очень многое. Но за исключением эпохального события – прославления новомучеников, все остальное, что можно считать главным, сделать еще предстоит.

Мне кажется, уже наступило время, когда мы должны объявить во всеуслышание: то, что происходило в России с 1917 года – преступление, режим, установленный в результате Октябрьского переворота – преступный, бандитский, террористический. У власти находились люди, которые осуществляли геноцид русского народа, его физическое уничтожение.

Впоследствии это сменилось нравственным геноцидом. Было уничтожено понятие греха, вообще нравственно недозволенного. Этот геноцид, пожалуй, страшнее, чем физический, который рождает мучеников. Нравственный же геноцид рождает подлецов. И мы до сих пор вопреки здравому смыслу не имеем доступа к архивам секретных служб, прежде всего, КГБ. Конечно, есть сроки давности. В каких-то случаях это 50 лет, в каких-то меньше, а может, и больше – по неизвестным нам соображениям. Но хочется, чтобы этими соображениями с нами все-таки поделились, как это делают во всем мире.

Если мы говорим, что срок давности составляет 50 лет, значит, все документы до 1965 года должны уже быть открыты и напечатаны. А если часть из них по каким-то соображениям не может пока стать общественным достоянием, необходимо объяснить, почему. Я думаю, полноценное открытие архивов позволило бы осознать масштаб трагедии и преступления, которое было совершено в отношении России, русского народа в XX веке, по-настоящему увековечить память пострадавших в эти страшные годы. Открытие архивов помогло бы осознать наконец: тиран - это тиран. Если людоед, пожирая людей, заставил их что-то делать, это не превращает его в праведника, спасителя или благодетеля своего народа.

А народ, который не знает своей истории, рискует пережить ее вновь.

Декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета священник Петр Коломейцев:

- Помнят, действительно, об этом немногие, многие помнить не хотят. Мне кажется, для увековечивания памяти жертв репрессий нужен такой проект, как устная история. Его суть – сбор свидетельств, запись их на видео участников тех событий, если они еще живы, или их детей, которые помнят рассказы родителей. Самая лучшая история – воспоминания человека, который был участником тех или иных событий.

Меня в свое время поразил один из выпусков передачи «Пятое колесо». Одинокий пожилой мужчина, работавший в свое время расстрельщиком, в течение двух дней наговаривал на камеру покаяние. Этот момент публичного признания, рассказ о том, что конкретно он делал и как – свидетельство необыкновенной силы.

А после сбора всех этих свидетельств можно делать какие-то репортажи, снимать фильмы. Не нужно сухой статистики – покажите, как люди жили, что чувствовали, что происходило вокруг. Мне кажется, проект живой устной истории – именно что, поможет сохранить подлинную память об тех событиях. Только делать это нужно быстро, потому что свидетелей с каждым днем все меньше.

Клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров:

- Такие события должны занимать свое место в сознании русских людей. В те годы расстреляли моего деда, и мой отец почти до конца своих дней избегал этой темы, потому что он принадлежал к тому поколению, для которого эта тема сопряжена со страхом. Но мы-то не боимся!

Еще надо понимать, что в первой половине ХХ века человечество просто болело. Будто эпидемия охватила человечество во многих странах. Что-то в нас, людях, есть такое, что сделало эту болезнь возможной. Она возникла как часть нашего испорченного сознания. Думаю, не одно исследование посвящено этой теме.

Любая идеология, если ее возвести на уровень абсолюта, может породить тот же самый тоталитаризм, порабощение человека, идей и общества. То есть можно превратиться в такого же фашиста, который напишет на дубине «свобода» и будет махать ею налево и направо. Так что память не должна с нами сыграть злую шутку, чтобы мы не попались в такую же ловушку.

Настоятель Воскресенской церкви с. Васильевское Рузского района священник Игорь Шумилов:

- Сколько я могу судить, в России, к великому сожалению, не то что не помнят - практически не знают о жертвах политических и идеологических репрессий. А ведь это урок, и урок страшный.

Преступлениям советской власти нет никаких оправданий. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 году было арестовано 136900 представителей православного духовенства, из них расстреляно – 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно – 21500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно – 9000; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно – 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно – 1900. Итого за 5 лет расстреляно 118800 человек!

В ХХ веке мы смогли увидеть и, кстати не только в нашей стране, что будет, когда к власти придут «просвещенные атеисты». Итог – расстрельные полигоны, лагеря, разрушение прекрасных храмов и монастырей, уничтожение икон и так далее. Страну они построить не смогли, она рухнула через 70 лет. И это исторические факты. Когда же мы станем учиться хотя бы на своих ошибках? Нужно рассказывать об этом, особенно молодым людям.

kulybin
Пнд, 02/11/2015 - 12:09

Уважаемый Дмитрий!

Говорить о "сталинских репрессиях", на мой взгляд, вообще нет никакого смысла. Они являются неотъемлемой частью репрессий большевицкого режима как такового, непрерывно осуществлявшихся с 1917 года.

Доля "ленинской гвардии" в общем числе числе замученных большевицким режимом в период т.н. Большого террора составляет, считанные проценты, если не доли процента. "Ленгвардейцы" просто более заметны за счет высоких постов, на которые они забрались, как это было принято в этой среде, по трупам однопартийцев.

Численность всей ВКП(б) на момент, когда издох Ленин (последующие призывы в партию вляд ли можно именовать "ленинской гвардией"), не превышала 0,5 млн человек. Очевидно, в Большой террор ликвидировали их отнюдь не поголовно. Во-первых, "чистки" начались еще при Ленине. А во-вторых, многие "старые ленинцы" были теми, кто "чистил", а не теми, кого "чистили". Между тем, одного духовенства в ходе Большого террора уничтожили более 1 млн человек. А ведь этот период был лишь частью большевицких репрессий, не прекращавшихся, повторюсь, с 1917 года. 

дмитрий
вс, 01/11/2015 - 22:11

Да, о жертвах репрессий нужно помнить и молиться за них, но как молиться за деятелей "ленинской гвардии" - Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина, а также за Тухачевского, Уборевича, Якира и т. д. И ещё много палачей русского народа было уничтожено в эти годы. Так давайте не будем огульно говорить о "жертвах сталинских репрессий", из них половина действительно были враги русского народа. В моей семье тоже были репрессированы священники, но нужно досконально рассматривать списки репрессированных, расследовать, что они сделали, а не говорить о миллионах "безвинно" убиенных. Вечная память безвинно погибшим в лагерях!