В Петербурге состоялась конференция «Державный завет святого Владимира»

4 Окт 2015

С благословления Митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия в приходе Крестовоздвиженского казачьего собора состоялась конференция «Державный завет святого Владимира. К 1000-летию преставления святого равноапостольного Великого Князя Владимира Крестителя».

В ходе конференции организаторы предложили собравшимся рассмотреть исторические события, связанные к Крещением Руси, традиционные идейные основы Русской государственности, их реализацию в исторической практике и актуальность в настоящее время.

После молебна к участникам мероприятия обратился с приветствием настоятель Крестовоздвиженского собора прот. Владимир Сергиенко. Он подчеркнул непреходящее значение роли св. Великого Князя Владимира в деле государственного обустройства Русского государства. «Благодаря ему тело России получило душу. Этой душой стала Православная вера. Выбирая из множества религий, он почувствовал сердцем, что истина здесь», - пояснил батюшка. Также о. Владимир отметил, что рад тому, что мероприятие проходит именно в приходе казачьего собора, поскольку казаки всегда были защитниками Православной веры и верными слугами Русских Государей. «Само Православие по сути монархично. Как говорил святой Иоанн Кронштадтский, «демократия – в аду, а на Небе – Царство». Продолжая традиции предков, мы считаем себя наследниками монархической России», - сказал он.

Чтец Крестовоздвиженского собора, студент Петербургской духовной семинарии Георгий Яковлев рассказал собравшимся об исторических обстоятельствах Крещения Руси. Он подчеркнул явно видимый Промысел Божий в обстоятельствах, приведших к этому событию и всех действиях святого равноапостольного Великого Князя Владимира.

Генеральный секретарь Российского Имперского Союза-Ордена Андрей Сорокин в своем докладе подчеркнул преемственность русской государственной традиции от Второго Рима – Византийский империи. Он также подчеркнул государственную мудрость действий св. Владимира, проявившуюся как в «выборе веры», так и в том, каким образом он реализовал свой выбор, включая женитьбу на Анне, сестре Византийских басилевсов. «При это очень важно осознавать, что подобный высокородный брак не был честолюбивой прихотью Владимира Святославича. Благодаря ему Рюриковичи вставали в один ряд с первейшими Монаршими Домами Европы. Уже дочь Владимира Святославича Добронега-Мария становится королевой Польши, а внучки, дочери Ярослава Мудрого: Елизавета – королевой норвежской, Анастасия – королевой венгерской и Анна Ярославна – королевой Франции. Международное признание достоинства первой русской династии способствовало и внутренней консолидации Руси, осознанию ее народом своего политического единства», - подчеркнул докладчик.

Еще один чтец Крестовоздвиженского собора Кирилл Шпакович в своем сообщении рассказал о роли Православной Церкви в строительстве Русской державы, основываясь на трудах Митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). «Конституцией Православной России всегда были Заповеди Божии. В евангельских заповедях Сам Господь Бог явил людям Свою святую волю, и потому-то иного источника власти христианство не признает впредь. Именно эту власть воплощал в своем лице Помазанник Божий – Русский Царь. Вот отчего тяготела всегда российская государственность к Самодержавной форме устроения. Русское Самодержавие – система не столько политическая, сколько религиозная, свидетельствующая о высоте нравственных воззрений народа на природу и цель власти», - процитировал докладчик приснопоминаемого владыку.

Редактор газеты «Монархист» Михаил Кулыбин сделал доклад на тему «Вера Христова как основа Русской государственности». Он подчеркнул роль христианства в создании Русского государства. «До Крещения Русь по сути представляла собой конгломерат родственных, но вполне разрозненных племен, поклонявшихся разным языческим богам. Единство практически обеспечивалось лишь силой оружия. Говоря современным языком, национальная и религиозная самоидентификация у представителей этого сообщества была разная. Объединяющей силой стало именно христианство. Таким образом, Православие фактически было катализатором процессов этногенеза древнерусской народности и этатогенеза Русского государства», - отметил М.Кулыбин. Далее он остановился на обосновании монархии как христианской формы государственности и рассказал об основах церковного учения о Царской власти. «Не вдаваясь в нюансы, хотелись бы акцентировать ваше внимание на основном религиозном аспекте монархической системы. По сути, он заключается в том, что принцип передачи власти по наследству – есть высшая форма доверия народа, общества Богу в делах государственного строительства. Ведь ничто в меньшей степени не зависит от желаний и мудрований человека, а всецело определяется только Самим Господом, чем чудо рождения. Таким образом, монархия – это система, основанная на смиренном понимании церковным народом того, что Господу лучше ведомо, какой именно правитель потребен стране в тот или иной исторический момент, и отказе людей от попытки навязать Богу свои стремления», - подчеркнул докладчик.

Атаман петербургского казачьего землячества «Невская станица» Геннадий Егоров отметил историческую приверженность казаков Православной вере и верному служению Русским Государям. «Именно поэтому сразу после того как враги России сумели отстранить Царя-мученика Николая IIот власти они обрушили свой удар на такие важнейшие устои России как Церковь и казаки. Была даже принята специальная директива большевиков о расказачивании. Троцкий призывал физически уничтожать казаков как диких зверей», - отметил он. Также Г.Егоров подчеркнул необходимость возрождения казачьих традиций на их фундаментальной исторической основе – Православной вере.

Заместитель редактора газеты «Монархист» Игорь Воронин рассказал о Владимирах в Доме Романовых: сыне Императора Александра IIВеликом Князе Владимире Александровиче и его внуке Главе Династии в изгнании Великом Князе Владимире Кирилловиче. Докладчик подчеркнул глубокую символичность того, что родоначальник ветви Российского Императорского Дома, которой суждено было продолжить служение Отечеству и возглавить Династию на чужбине, получил имя в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира Крестителя. «Хотя исторически за этой ветвью закрепилось имя «Кирилловичей», несомненно, точнее было бы именовать ее «Владимировичами», - отметил он. Символизм имени Великого Князя Владимира Кирилловича, возглавившего Императорский Дома в 1938 году, заметили и в Русском рассеянии, подчеркнул И.Воронин и процитировал слова из обращения главы Русской Православной Церкви заграницей Митрополита Анастасия (Грибановского): «Нельзя не признать знаменательным, что Господь благоволил призвать Вас на ответственное служение Родине ни в какое иное время, как во Владимирский год, когда под влиянием юбилейных воспоминаний 950-летия крещения Руси, в народном сердце ожил великий образ Вашего Небесного Покровителя и Просветителя Руси Св. Равноапостольного Князя Владимира и вместе с ним лик древней Святой Руси, вышедшей таковой уже из купели крещения. Связать крепкими узами настоящее и грядущее с нашим славным и священным прошлым, озаренным лучами Святой Руси, и составляет высокое призвание, возложенное на Вас Божественным Промыслом».

Эмигрантскую тему продолжил на конференции иерей Игорь Иванов, клирик храма Преображения Господня в Лесном, к.ф.н., доцент, и.о. проректора по научно-богословской работе Петербургской духовной академии. В своем сообщении он напомнил, что богоборческий советский режим не позволил Русской Церкви на Родине ни в какой форме отпраздновать 950-летие Крещения Руси, поэтому отмечалось оно только в Русском рассеянии. В разных странах проходили разнообразные мероприятия, посвященные юбилею, ставшему поводом осмыслить русскую историю и русскую катастрофу. К нему было приурочен и выпуск в Белграде «Владимирского сборника. В память 950-летия крещения Руси. 988-1938», отметил о. Игорь, рассказав о наиболее интересных материалах, вошедших в это издание.

Темой доклада советника Герольдии при Канцелярии Главы Российского Императорского Дома, член Геральдического Совета при губернаторе Новгородской области Сергея Манькова стала «Образ Святого равноапостольного Великого Князя Владимира в светской и церковной фалеристике». Он подробно поведал об истории и сегодняшнем дне Императорского ордена св. Владимира, учрежденного Императрицей Екатериной Великой. Кроме того, докладчик рассказал собравшимся об истории одноименных наград в Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

В заключение конференции доцент Санкт-Петербургского Политехнического университета, к.ф.н. Александр Дмитриев сделал доклад на тему «Церковность и священность русского языка как одна из фундаментальных составляющих наследия князя Владимира Великого». Он очень ярко рассказал о глубинной связи русской письменности и самого русского алфавита с наследием Церкви, и о трагическом разрыве этой связи начиная с эпохи западнических реформ Императора Петра Великого. Докладчик призвал к возрождению русской дореформенной орфографии и традиционной школы словесности, неразрывно связанных с православной традицией.