В Петербурге почтили память Великого Князя Константина Константиновича
В Мраморном дворце в Санкт-Петербурге состоялся памятный вечер, посвященный памяти выдающегося русского государственного деятеля, президента Императорской академии наук, поэта и драматурга Великого Князя Константина Константиновича (К.Р.), скончавшегося 100 лет назад.
Инициатором выступил настоятель Леушинского подворья прот. Геннадий Беловолов. «Будучи почитателем Дома Романовых, я всегда помню, что в этой блистательной семье воплотился образ всей России, ее талантов. Дом Романовых – это не только Царственные особы, это большая, необычайно одаренная семья, в которой были поэты, художники, композиторы, историки, флотоводцы. В преддверии грядущей даты - 100-летия со дня смерти знаменитого поэта К.Р. – Великого Князя Константина Романова, я был уверен, что в Мраморном или в Павловском дворцах она будет хоть как-то отмечена. Можете представить мое недоумение, смятение, огорчение, когда я узнал, что абсолютно никаких мероприятий не планируется. Я поделился своей скорбью с сотрудником Суворовского музея диаконом Игорем Лариным и у нас возникла идея провести день памяти К.Р. в интерьерах его родового гнезда – в Мраморном дворце. Заместитель директора музея Людмила Ивановна познакомила нас со старшим научным сотрудником Владимиром Андреевым, который любезно согласился рассказать о Великом Князе. Когда я пригласил народного артиста России Николая Мартона поучаствовать в этой литературно-музыкальной композиции, он с полуслова согласился, так как хорошо знает и любит творческое наследие Константина Константиновича и совсем недавно записал диск «Во имя доблести, добра и красоты» со стихами К.Р. Так родилась эта уникальная живая экскурсия в прошлое, эта литературно-музыкальное действо с погружением в атмосферу прошлого века».
Литературно-музыкальная историческая композиция представила собой сочетание рассказа о жизни и творчестве Великого Князя с чтением стихов К.Р. В.Е.Андреев и Н.С.Мартон кропотливо согласовывали тексты этой литературной экскурсии. В каждом зале мемориальной экспозиции, воссоздающей интерьеры личных апартаментов К.К.Романова, раскрывалась определенная сторона его жизни и творчества, в каждом зале звучали соответствующие теме стихи К.Р. В музыкальном салоне были исполнены фортепианные произведения той эпохи ученицей музыкальной школы города Петропавловска-Камчатского Антониной Викторовной Музыкант. Рояль, на котором играла Антонина – точная копия инструмента, имевшегося у Великого Князя.
Сочетание рассказа ученого-исследователя с чтением стихов одним из лучших актеров Санкт-Петербурга и музыкой в исполнении юной пианистки с Камчатки, с атмосферой подлинных комнат, где жил Великий князь – все в совокупности создало удивительную, целостную композицию в честь 100-летия со дня его кончины. Образ Константина Романова воплотил Николай Сергеевич Мартон – ему не нужен был для этого ни грим, ни особый костюм – весь внешний облик артиста своей величавостью, статью, благородством напоминал фигуру Великого Князя. Получившаяся литературно-музыкальная композиция оказалась столь удачной, что присутствующие высказали пожелание повторить ее на сцене Александринского театра, где служит Н.С.Мартон.
В группе экскурсантов было около 15 человек, прихожане Леушинского подворья, а также гости – доктор филологических наук, сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Алексей Маркович Любомудров, президент фонда «Поэзия улиц» Людмила Евгеньевна Моренцова, иерей Виктор Музыкант из Петропавловска-Камчатского, прот. Алексий Дункан из Нью-Йорка.
О. Алексий Дункан хорошо помнит младшую дочь Великого Князя – Княжну Веру Константиновну, с 1951 года проживавшую в Нью-Йорке. Она часто посещала православную семинарию в Джорданвилле, где он учился, и по существующей там традиции вручила ему, как и всем выпускникам, аттестат об окончании этого учебного заведения. По словам священника, Вера Константиновна была поразительно скромной, простой и одновременно царственной женщиной. Она, будучи Княжной Императорской Крови, именовавшейся некоторыми эмигрантскими монархическими организациями «наследницей Российского Престола», не позволяла величать себя никакими титулами, а просила обращаться к ней лишь по имени-отчеству, Вера Константиновна.
Живое свидетельство нашего современника еще более приблизило прошлое и личность замечательного сына России к собравшимся в этот день в Мраморном дворце, как будто они в самом деле сподобились высокой чести быть на приеме у Великого Князя Константина Константиновича.
Торжественная часть встречи завершилась не менее великолепной поминальной трапезой в личных покоях Великого князя, состоявшей из игристого пунша, поданного к столу по офицерской традиции (он был командиром лейб-гвардии Преображенского полка), белевской яблочной пастилы – любимого десерта Константина Константиновича и знаменитого в XIX веке чая Павла Кузмичева. Баночка этого душистого напитка прибыла к трапезе прямо из Парижа, где французская чайная компания раскручивает старинный эмигрантский русский бренд Kusmi Tea. Так как Павел Кузьмичев являлся поставщиком Двора Его Императорского Величества, то можно утверждать, что его чай был на столе Великого Князя.
Экскурсия стала еще и молитвенным, духовным соприкосновением с личностью Великого Князя, поскольку в его потайной комнате, о которой почти никто не знал и которую он называл «кельей», была отслужена панихида. Участники встречи как будто заглянули в глубь души Константина Константиновича и поняли, что испрашиваемое им у Императора Александра III разрешение уйти в монастырь – не поза, а искреннее желание. Соприкосновение с деятельностью Константина Константиновича произошло через рассказ В.Е.Андреева, который 30 лет занимается его наследием, соприкосновение с лирой – через стихи в исполнении Н.С.Мартона, соприкосновение с бытом – через пребывание в его апартаментах.
В.Е. Андреев напомнил, что Великий Князь был еще и прекрасным отцом, воспитав всех своих восьмерых детей (пятерых сыновей и троих дочерей) в Православной вере и любви к Отечеству. Один из сыновей Олег геройски погиб, сражаясь за Россию; трое: Иоанн, Константин, Игорь, убитые большевиками в Алапаевске, причислены Русской Православной Церковью Заграницей к лику новомученников; а дочь Татьяна приняла монашеский постриг с именем Тамара и закончила свой земной путь игуменьей русского Вознесенского монастыря на Елеонской горе.
Как отметил В.Е.Андреев, Константин Константинович был человеком огромного дарования и вряд ли найдется другой великий поэт Царского рода, который при своей жизни может услышать свое стихотворение, исполняемое как народная песня. Бывает, что авторские стихи становятся народными, но уже после смерти поэта, а стихотворение К.Р. «Умер, бедняга...» стало популярной русской народной песней еще при жизни Великого Князя.
Этот литературно-музыкальный вечер явился лишь началом празднования 100-летия преставления Великого Князя, так как на нем были достигнуты договоренности объединить усилия Института русской литературы, музея «Мраморный дворец», Павловского музея-заповедника и Суворовского музея и провести Всероссийскую конференцию, посвященную наследию Великого Князя Константина Константиновича Романова. Предположительно, конференция будет проводиться в его день Ангела – 2 октября, когда совершается память святого благоверного князя Константина Ярославича – небесного покровителя К.Р. Организаторы будущей конференции приглашают всех желающих к участию и сотрудничеству, для чего нужно связаться с ними по телефону +7-911-968-09-60, передает РНЛ.