Обновлена выставка «Романовы в Царском Селе»
В залах Малой анфилады Екатерининского дворца открылась полностью обновленная экспозиция «Романовы в Царском Селе».
Выставочное пространство по-новому оформлено дизайнерами. Экспонатов стало значительно больше – теперь их около 100, некоторые предметы выставляются впервые. Каждый из 7 разделов посвящен одному из владельцев Царскосельской Императорской резиденции – от Елизаветы Петровны до Николая II – и дополнен мультимедийным экраном.
Обновленная экспозиция знакомит посетителей музея с историей Династии Романовых и судьбами венценосных хозяев Царского Села, любивших эту загородную резиденцию. Для воплощения в жизнь своих архитектурных идей Августейшие владельцы привлекали на службу известных русских и западноевропейских мастеров; не без личного участия коронованных заказчиков формировались царскосельские собрания произведений искусства и ценнейшие библиотеки.
Малая анфилада, отделка которой еще не восстановлена после разрушений военных лет, идеально подходит для такой экспозиции: в этой части дворца жили Елизавета Петровна и Екатерина II, Великий Князь Павел Петрович (ребенком); здесь останавливался Александр I, а Николай II выбрал комнаты Малой анфилады для размещения именитых гостей.
Эти интерьеры архитектор Василий Стасов оформил в стиле ампир. Убранство создавалось в 1824–1826 годах для вдовствующей Императрицы Марии Федоровны по воле ее сына Александра I. Императрица никогда не жила в этих комнатах (она умерла в 1828 году), но Малая анфилада осталась связанной с ее именем и представляла собой замечательный образец русского ампира.
Интерьеры Малой анфилады не просто погибли: в ходе послевоенного приспособления здания для использования перекрытия были сделаны без учета исторической отметки. Поэтому о воссоздании шести комнат анфилады речь не шла. Тогда начале 2000-х была задумана экспозиция «Романовы в Царском Селе». Выбор темы был не случаен: восстановленная часть Екатерининского дворца знакомит в основном с периодом истории, связанным с Елизаветой Петровной и Екатериной II. Но Царское Село – это не только XVIII век. В коллекции музея большое количество мемориальных предметов, связанных и с другими представителями Династии, которые если не жили в Екатерининском дворце, то принимали здесь гостей и устраивали приемы. Так возникла идея показать всех: от Елизаветы Петровны (первой хозяйки Царского Села) до Николая II (последнего).
В новой экспозиции (она так же, как и прежняя, построена по хронологическому принципу) представлены знаковые предметы из исторической коллекции: парадные портреты, мундирные платья, предметы мебели, изделия из бронзы и фарфора. Уникальные экспонаты из исторических дворцовых коллекций отражают личные вкусы, предпочтения и интересы представителей Династии Романовых.
Среди представленных предметов – живописные портреты «Русский гренадер», «Гренадер Свирид Редиванов из Москвы», связанные с историей Янтарной комнаты и династическими контактами России и Пруссии в Николаевскую эпоху; картина Богдана Виллевальде «Присяга Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Николая Александровича в Георгиевском зале Зимнего дворца» (1861); портрет Императрицы Александры Федоровны кисти Николая Бодаревского (1907). Мундирное платье, сшитое по форме Кавалергардского корпуса (1770-е), принадлежало Императрице Екатерине II; шпалера «Обезьяны и попугай» (1770) при Александре I находилась в Белой Малой столовой, а последние десятилетия – в фонде музея. Парадный наряд Императрицы Елизаветы Петровны, выполненный бельгийскими мастерами, перемещен на новую экспозицию из Портретного зала.
Экраны с мультимедийными роликами в режиме нон-стоп знакомят не только с владельцами Царского Села, но и рассказывают, что представляла собою резиденция при том или ином владельце. Завершает экспозицию маленький «кинозал»: посетитель узнает об истории этой части дворца на основе архивных материалов и сохранившейся иконографии.