Итоговый обзор визита Цесаревича в Берлин на празднование 70-летия Победы
7-9 мая 2015 года Е.И.В. Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович находился с визитом в Берлине, где принял участие в торжествах празднования 70-летия Победы над нацизмом в Великой Отечественной войне.
7 мая Великий Князь прибыл в Берлин. В аэропорту его встречали Советник Канцелярии Е.И.В. Ю.В. Мышонков, координатор визита А.В. Голубев, директор-распорядитель Фондов Шпаркассе Стефан Зеегер, представитель деловых кругов Германии Кай Уве Дёллер.
Великий Князь проследовал в резиденцию Schloss Neuhardenberg. Вечером в честь Августейшего гостя был дан ужин.
8 мая Цесаревич молился за панихидой «по вождем и воином, на поле брани убиенным», отслуженной в православном кафедральном Свято-Воскресенском соборе Берлина иереем Даниилом Сайфутдиновым и возложил цветы к месту погребения воинов на территории храма. Община храма преподнесла в дар Великому Князю икону его небесного покровителя св. великомученика Георгия Победоносца. Великий Князь сердечно поблагодарил прихожан и поздравил их с наступающим Днем Победы.
9 мая Цесаревич встретился с руководителем представительства Россотрудничества в Германии, директором Русского Дома науки и культуры О. Ксенофонтовым.
В тот же день Его Императорское Высочество возложил венок к монументу Воина-освободителя в Трептов-парке. Надпись на ленте гласит: «Незабвенным героям - защитникам Отечества и победителям нацизма – от Российского Императорского Дома».
В тот же день позднее Е.И.В. Великий Князь Георгий Михайлович возложил венок к памятнику павшим советским воинам в Тиргартене.
Во второй половине дня состоялся официальный прием в посольстве России в ФРГ по приглашению чрезвычайных и полномочным послов России (В. Гринин), Азербайджана (П. Шахбазов), Белоруссии (А. Гиро), Армении (А. Смбатян), Казахстана (Б. Нуссупов), Киргизии (Б. Отунбаев), Таджикистана (М. Нематов), Туркменистана (Т. Атайев), Узбекистана (Д. Аманов).
Великий Князь встретился на приеме с В.М. Грининым. Состоялась дружеская беседа и обмен поздравлениями с 70-летием Великой Победы. Также состоялись встречи Цесаревича с другими официальными лицами, ветеранами войны, представителями духовенства и казачества, гостями.
Вечером того же дня Е.И.В. Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович отбыл в Брюссель.
Находясь в Берлине, Цесаревич ответил на вопросы РИА Новости:
— Ваше Императорское Высочество, почему вы принимаете участие в мероприятиях памяти по случаю 70-летия окончания Великой Отечественной войны в Берлине?
— Дом Романовых всегда старается помогать сближению народов и способствовать пониманию в других странах позиции современной России. Это важная часть нашей миссии. В Берлине я хочу, во-первых и прежде всего, почтить память соотечественников, отдавших жизни в борьбе с нацизмом, а во-вторых, показать, что история России неразрывна и что русские во всем мире едины и солидарны в главном, даже если в частных вопросах у нас бывают разные взгляды и споры.
Российский Императорский Дом чужд любых форм политической борьбы и всегда на первое место ставит то, что объединяет людей, а не то, что разобщает. Память о победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и благодарность защитникам Родины остается мощным фактором народного единства в наши дни.
Россия пережила страшные войны. Глубоко несправедливы те, кто пытается представить нашу страну «агрессором». Наш народ перенес от войн неимоверные страдания. Русские на генетическом уровне глубоко понимают весь ужас войны и всегда стремятся к миру. Но если на нас нападают, мы способны себя защитить. Об этом напоминает памятник Воину-освободителю в Трептов-парке. Для меня глубоко символично, что в тот день, когда в Москве проходит парад Победы, я вместе с другими россиянами представляю мою Родину здесь, в Берлине, где благодаря подвигу наших воинов окончилась самая ужасная в истории человечества война.
— Собираетесь ли вы участвовать в аналогичных мероприятиях в Москве и если да, то в каких именно?
— В течение этого года во время всех визитов на Родину я и моя мать Великая Княгиня Мария Владимировна будем участвовать во многих памятных мероприятиях в Москве и в других городах. Это будут панихиды по воинам в храмах и на воинских кладбищах, возложения венков и цветов к памятникам и мемориалам, конференции… Конечно, мы будем присутствовать на ряде официальных мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге и в других больших городах.
Но также для нас очень важно праздновать юбилей Победы вместе с соотечественниками в тех краях и местах, где шли тяжелые бои, но которые известны не так широко. Там люди особенно ждут внимания. И самые трогательные моменты я пережил именно в таких местах. Никогда не забуду, как в прошлом году отмечал День Победы в с. Кабона, на Дороге жизни, благодаря которой получали помощь жители блокадного Ленинграда.
— Как вы прокомментируете перенос праха Великого Князя Николая Романова и его супруги в Россию с целью перезахоронения, которое состоялось 30 апреля в часовне в честь Преображения Господня на Братском воинском кладбище в Москве?
— Великий Князь Николай Николаевич имеет полное право быть похороненным на Родине. Но то, что его похоронили в Москве, я считаю ошибкой. Великий Князь имел очень мало связей с Москвой и никогда не высказывал желания быть там похороненным. Его следовало похоронить в нашей родовой усыпальнице – в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где покоится и его отец Великий Князь Николай Николаевич Старший.
Непонятно также, почему перенесли останки его и его супруги Великой Княгини Анастасии Николаевны, а останки его родного брата Великого Князя Петра Николаевича с женой Великой Княгиней Милицей Николаевной, а также зятя Императора Николая II Принца Петра Александровича Ольденбургского оставили лежать в прежнем месте. Для них Россия тоже была Родиной, и они тоже хотели вернуться, хотя бы посмертно. И заслуживают этого не меньше, чем Николай Николаевич. А может быть, в чем-то даже и больше…
Великий Князь Николай Николаевич – весьма неоднозначная фигура. В качестве главнокомандующего он был неуспешным полководцем, и Император его отстранил от должности, приняв командование на себя лично. К сожалению, во время революции 1917 года Николай Николаевич изменил присяге, участвовал в заговоре и потребовал от Николая II отречься от Престола. И потом в эмиграции тоже не способствовал солидарности, а сеял смуту.
Но об умерших нужно вспоминать больше хорошее, которое тоже было. Николай Николаевич был плохой и беспринципный политик, но храбрый офицер. Этого нельзя отнять. Под его руководством совершались благотворительные акции. Он жертвовал средства на строительство храмов. Конечно, в эмиграции очень страдал от потери Родины. Мы надеемся, что перед смертью он осознал свои ошибки и грехи и покаялся в них.
Мне грустно, что прах Великого Князя Николая Николаевича потревожили не ради справедливости, а ради политической шумихи и саморекламы.