Духовенство РПЦ об Александре II и прославлении его убийц

12 Мар 2015

Священнослужители Русской Православной Церкви высказали свое отношение к личности Императора Александра IIи продолжающегося прославления его убийц-революционеров.

До революции гибель Государя воспринимали как мученичество: на месте убийства воздвигли знаменитый Спас-на-крови, один из красивейших храмов Санкт-Петербурга. После революции стали восхвалять его убийц. Даже в ныне действующей школьной программе из персоналий времен Александра II, которые должен знать школьник, на 9 государственных деятелей, полководцев и писателей приходится 10 террористов и теоретиков революции. И хотя 10 лет назад в Москве близ храма Христа Спасителя все-таки появился памятник Царю-Освободителю, до сих пор улицы в наших городах носят имена Желябова, Перовской, Халтурина и других террористов.

«Как вы оцениваете личность Александра II и его убийство? Не следует ли покончить с увековечением памяти террористов?» - с такими вопросами Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской в Москве прот. Александр Ильяшенко:

- Терроризм – это убийство. За Царем охотились как за диким зверем, а он с удивительным мужеством продолжал открыто ездить по улицам столицы, зная, что его собираются убить.

Конечно, тогда еще не настолько испортились нравы, и террористы были, скорее, исключением. Они не встречали поддержки среди широких слоев населения.

Роль Александра II трудно переоценить: реформы, которые совершенные при его правлении, стимулировали интенсивное развитие России как государства, как аграрной, промышленной державы. Страна очень быстро стала выходить на лидирующие позиции во всех сферах: культурной, научной, технической и других.

Такое впечатление, что за спиной террористов стояли какие-то могущественные силы, которые их поощряли, финансировали, а когда было нужно, защищали – особенно в прессе, - и всячески превозносили. Такое же отношение к ним продолжилось в советское время.

К сожалению, до сих пор наши улицы и площади носят имена убийц. Это также нелепо, как, например, назвать в Вашингтоне улицу именем Ли Харви Освальда, который, как считается, убил президента Кеннеди – представить такое невозможно. А у нас это реальность.

Так что это трагическое событие отечественной истории, конечно, заслуживает того, чтобы его отмечали подобающим образом, а память государя чтили. Еще Пушкин говорил, что мы ленивы и нелюбопытны. Можно добавить: подчас и неблагодарны.

Священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава православного молодежного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Петербургской епархии прот. Константин Головатский:

- Если мы называем улицы, станции метро в честь каких-то людей, в памяти закрепляется положительное значение их деятельности, они воспринимаются как положительные герои. А деятельность террористов – убийства, противодействие государственной власти. Что же в этом хорошего? С этим конечно, давно нужно покончить.

История не может быть совершенно беспристрастной и безоценочной. Всегда должна даваться какая-то оценка тем или иным событиям - положительная или отрицательная. В школьной программе многое по инерции советских времен также остается без оценки влияния того или иного события на судьбу нашего Отечества. Однако хорошо уже и то, что мы переосмыслили отношение к Александру II – это один из самых выдающихся Российских Императоров. Отсюда ясно, что нельзя одобрять его убийство.

Это была трагедия для всей России. В эти дни исполняется как раз 170 лет со дня рождения императора Александра III, его сына, продолжившего дело отца. Он перебрался в Гатчину, откуда фактически управлял страной, и таким образом оградил себя от террористических угроз.

К сожалению, в России со времен XVIII века сопротивление власти носило системный характер, а в XX веке особенно. Эта угроза остается и поныне. Терроризм никуда не делся, и нужно это учитывать, вынося уроки из исторического опыта. Необходимо противодействовать ему заблаговременно, профилактическими методами и средствами.

Настоятель Свято-Троицкого храма в Орле, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи иерей Андрей Михалев:

- Если речь идет о каком-то историческом персонаже, нужно говорить о нем как хорошее, так и плохое, не замалчивая ничего.

Мы сейчас смотрим на наших братьев – украинцев и негодуем, что они переписывают историю. Мы внутренне протестуем против этого. Подросших детей, которых воспитывали на переписанных учебниках истории, мы потом могли видеть на майдане. Они все получили в школе соответствующее образование, на уроках им внушалась ненависть ко всему русскому. А у нас до сих пор восхваляют террористов-душегубов, убивших великого Русского Императора.

И дело вовсе не в Александре II. Да, он был великим реформатором, человеком верующим, любил свою Отчизну. Но никто не говорит, что мы должны упоминать только его положительные черты. Нужно рассказывать о нем и других исторических личностях объективно, а уж выводы пусть делают сами читатели. Иначе потом им очень трудно перестроиться.

Если мы хотим получить не циничное, а образованное общество, нельзя врать. Долгие десятилетия у нас восхваляли Ленина, а потом вдруг выяснилось, что это тиран и душегуб. Молодежи нужна объективность, а не лицемерие в угоду тем или иным политикам. Чтобы ребенок умел правильно дать правильную оценку тому или иному историческому событию, деятелю, он должен получить из учебника объективную информацию.

Клирик кафедрального собора Благовещенска иерей Святослав Шевченко:

- У нас, к сожалению, все поставили с ног на голову – это была одна из идеологических составляющих советской эпохи, когда царизм в его любых проявлениях критиковали, а о его заслугах умалчивали. Вклад Александра II в развитие России переоценить трудно, а ненависть, с которой пытались его убить, поражает.

Мне, - как, наверное, и многим другим, - непонятно, почему до сих пор у нас улицы, станции метро носят имена убийц. У нас в Благовещенске установлен памятник Мухину – фальшивомонетчику, бандиту и террористу. Он стоит на месте сожженного кафедрального собора, который закладывал еще Святитель Иннокентий Московский, который был у нас епископом.

Рано или поздно придется вернуть историческую справедливость. Нельзя строить историю на крови. Хорошо, что Александру II все-таки установили памятник. Сегодня, я знаю, обсуждается вопрос об установке в Москве на Воробьевых горах памятника князю Владимиру. На мой взгляд, это замечательная идея. Кому мы сегодня ставим памятники, в чью честь называем улицы, станции метро, устанавливаем памятные доски - все это свидетельствует о духовно-нравственном состоянии общества. На мой взгляд, сегодня в сознании многих россиян произошли положительные перемены благодаря тому, что они могут знакомиться с историческим материалом без идеологической составляющей. И сегодня многим становится понятно: кто прав, а кто виноват.

А памятники – это своего рода маяки, на которые человек может ориентироваться. В Церкви, например, это святые люди. Но в нашей светской истории было много людей, жизнь которых может послужить примером для подражания, в том числе, политические деятели. У того же Александра II можно многому поучиться. И чем больше будет памятников, чем больше улиц мы назовем в честь людей, внесших большой вклад в развитие страны, тем быстрее Россия выйдет из исторической амнезии и мы поймем, куда стремиться.

Клирик храма святителя Николая на Трех Горах в Москве священник Димитрий Лин:

- Александр II – выдающаяся личность в истории России. Это правитель, который заложил основы демократического развития страны, сохраняя при этом монархическое государство, единоначалие в его управлении. Все его деяния – величайшее благо для России. Поэтому, конечно, память Александра II для нас чрезвычайно важна. Нужно почтить ее, установив монументы, отметив заслуги российского императора в учебниках и, может быть, даже провести какие-то государственные мероприятия.

А страшная волна террора и преследование Александра II, которое устроили народовольцы-террористы, - темное пятно в истории нашей страны. Причем именно Александр II, сделавший столь много для обучения народа, создания правильной судебной системы, как никто другой, пал жертвой этого жесткого преследования. Когда увековечивают память его убийц, а деяния Императора не освещают с должным вниманием, это весьма прискорбно…

И чем раньше мы перестанем уродовать нашу историческую память восхвалением Желябова, Перовской и прочих народовольцев, - что, конечно же, предполагает переименование улиц, - тем скорее наша жизнь войдет в нормальное русло. Думаю, лучший способ увековечить память Александра II – переименовать улицы, названные именами убийц Императора, в его честь.