В Петербурге прошло собрание, посвященное 65-летию кончины владыки Серафима (Соболева)

9 Мар 2015

По благословению архиепископа Петергофского Амвросия в отделе религиозного образования и катехизации Петербургской епархии состоялось собрание, посвященное 65-летию со дня кончины замечательного русского архиерея-монархиста архиепископа Серафима (Соболева), материалы для канонизации которого сейчас собираются Русской и Болгарской Церквами.

Оно началось в домовом храме Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры с заупокойной литии по владыке Серафиму. Служмл заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров. На заупокойном богослужении пел архиерейский квартет Тихвинской и Лодейнопольской епархии. Затем собравшиеся заслушали ряд сообщений. Организаторы представили рассказ о жизни святителя.

К.ф.н, доцент СПбГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик сделал доклад на нему «Противософианская полемика святителя Серафима (Соболева)». В своем сообщении он вкратце изложил основные моменты лжеучений о. Сергия Булгакова, которые сохраняют хождение среди почитателей т.н. «парижской богословской школы». О. Владимир продемонстрировал подпадание этих лжеучений под анафемы древним еретикам и рассказал о вкладе владыки Серафима в их аргументированном развенчании в ХХ веке (напомним, софианство было анафематствовано собором РПЦЗ в 1935 году).

Студена ПСТГУ Николай Разбегаев рассказал о полемике архиепископа Серафима (Соболева) с митр. Антонием (Храповицким) по вопросу искупления. Докладчик подчеркнул, что хотя взгляды владыки Антония на этот предмет вызвали критику со стороны многих православных богословов, они не были осуждены как ересь, а сам он никогда не пытался их навязать их Церкви. Это, а также большая любовь и уважение к Первоиерарху РПЦЗ подвигли архиепископа Серафима издать свою критику уже после его смерти.

Редактор газеты «Монархист» Михаил Кулыбин сделал доклад на тему «Учение Православной Церкви о Царской власти в работах архиепископа Серафима (Соболева)». В нем он коснулся ряда актуальных на сегодняшний день вопросов монархической идеологии, раскрытых в работах владыки.

«Первое, на что, как мне кажется, необходимо обратить внимание, это само название книги архиепископа Серафима – «Русская идеология». Отмечу, не «монархическая», и даже не «православно-монархическая», а именно «русская». Владыка принадлежал к числу людей, чьи мировоззренческие установки были укоренены в многовековой русской традиции. Ему и в голову не могли прийти идеологические выкрутасы, обильно процветающие сегодня – разного рода «национальные» демократии, социализмы, большевизмы, сталинизмы и т.д., вплоть до язычества. Сопряжение этих понятий с русской идеологией для настоящего традиционалиста звучало нонсенсом, оксюмороном», - подчеркнул М.Кулыбин.

В своем докладе он также отмечал: «Для святителя Серафима монархия отнюдь не была политическим вопросом, это была не более и не менее чем часть учения Церкви. Именно с этим связана еще одна важная особенность его произведений – в них, по сути, нет ничего нового, они как бы не оригинальны. Архиепископ Серафим не пишет «отсебятины», он не пишет историко-идеологическую энциклопедию монархии, как Лев Тихомиров, не строит социальных теорий, апеллируя к государственному инстинкту нашего народа, как Иван Солоневич, не подвергает гегелевскому препарированию русскую национально-православную идею, как Иван Ильин; он излагает хранимую Церковью Богооткровенную истину о Царской Самодержавной власти. Для него это отнюдь не политика, а такая же неотъемлемая часть учения Православной Церкви, как сотериология или экклесиология».

Собравшимся также были представлены видеозапись сообщения профессора кафедры истории РПЦ ПСТГУ профессора А. Кострюкова о трудах архиепископа Серафима ради сохранения евхаристического общения между юрисдикциями, на которые разделилась русская эмиграция, а также репортаж телеканала «Союз» о почитании архиепископа Серафима (Соболева) в Софии.

По окончании собрания желающие могли подписать обращение в Синодальную комиссию по канонизации с призывом об официальном причислении святителя Серафима к лику святых.