Священнослужители о Гражданской войне
В Крыму отметили годовщину Русского Исхода. Портал «Россия. Регионы» попросил представителей российского духовенства поделиться своим взглядом на Гражданскую войну и ее оценку в современной России.
С 13 по 16 ноября 1920 года из портов Крымского полуострова (Севастополь, Евпатория, Феодосия, Ялта, Керчь) прошла эвакуация Белой армии. На 126 кораблях и судах вынужденно покинули Родину более 145 тысяч человек, из которых примерно 29 тысяч – гражданских.
На Графской пристани, откуда город покидали вынужденные отправиться на чужбину, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил литию по жертвам Гражданской войны и почившим вдали от Родины. На внешнем рейде Севастополя были возложены венки в память о жертвах трагедии Русского Исхода. Владыка Лазарь, в частности, сказал: «Этим людям не было суждено увидеть Россию. Но сегодняшняя Россия видит их подвиг и, смиренно склонив свою главу, просит у них прощения».
В России до сих пор нет общего отношения к событиям Гражданской войны. Это объяснимо исторически. «Красная» точка зрения все советское время усиленно пропагандировалась через школу, кинематограф, литературу, в честь «красных» деятелей сочиняли песни, их именами называли улицы и т.д. «Белая» же точка зрения на Гражданскую войну по понятным причинам была представлена гораздо слабее.
«Выправляется ли, на ваш взгляд, этот перекос? Каков ваш взгляд на Гражданскую войну и ее последствия?» - с такими вопросами портал обратился к священнослужителям.
Прот. Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге:
- То, что происходит в нашем обществе – не «перекос». Это культурная амнезия, разрушенная память о революционных событиях, Гражданской войне, судьбе Дома Романовых и Белой армии. В возрождении страны память об этом должна играть ключевую роль, выражаясь не в «интерактивных выставках» («Романовы», «Рюриковичи») и не в «белогвардейской романтике». Пришло время правительству признать преступления революции, говорить о годах красного террора как величайшем горе России.
Тысячи уничтоженных без суда и следствия казаков! Потопленные баржи с белогвардейцами, в чистоте и наивности своей полагавшимися на благородство революционеров! Все это – невыученные уроки нашей нации, беспамятство, которое может еще дать эффект неразорвавшейся бомбы. На истории нужно учиться жить, а сегодняшние подростки «играют» с образами Ленина и Сталина.
Разве вы не выходили после «Солнечного удара» Михалкова с чувством «На их месте мог быть я»? Разве мы не думали, видя беженцев с Украины, слыша в телефонной трубке рыдания знакомых и друзей, оставшихся в Киеве, Одессе, на Донбассе: «Как это все случилось?» – Да так же, как и тогда – из-за бездумности одних и безнаказанности других.
Так почему мы продолжаем ходить по улицам Дзержинского, Белы Куна и Дыбенко? И почему Императорский Дом Романовых до сих пор продолжает пребывать в изгнании, не имея возможности находиться в России легально, как преждецарствующая династия? Судьба большинства европейских династий, с которыми не так страшно обошлись подданные, сложилась по-другому. Осмысляя исторические уроки, нация возвышает монархию как символ общественного объединения, исторических скреп, формирующих общественное самосознание.
Я уверен, что именно с признания Дома Романовых, а через это – верную оценку событий Гражданской войны – Россия сможет шагнуть на новую ступень своей истории.
Ириней, епископ Орский и Гайский:
- Представляю себе, какое щемящее чувство испытывали люди, стоявшие на Графской пристани. Они покидали свою Родину, но верили, что когда-нибудь вернутся.
Да, Гражданская война расколола Россию на части, разъединила людей. И большой грех лежит на тех, кто развязал эту братоубийственную войну.
Красные боролись против собственного народа, прикрываясь высокими идеалами. За что на самом деле воевали красноармейцы во главе с Лениным? Они делали это не ради процветания и могущества России, они боролись за власть. И с кем? Не с завоевателями, а с собственным народом. И события того времени иначе как трагическими не назовешь.
О роли Белой армии в Гражданскую войну, действительно, было известно немногое. А ведь в ее рядах находились выдающиеся личности, искренне любившие свою родину. Сейчас перекос, на мой взгляд, выправляется: появляется больше информации о событиях того времени.
Прот. Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии:
- Происходившее в годы Гражданской войны нам гораздо легче осознать сейчас, нежели 20-30 лет назад. Сегодняшние события на Украине почти с полной достоверностью воспроизводят события Гражданской войны тех лет. Нам ясен трагизм ситуации, когда брат поднимает руку на брата и люди убивают тех, с кем на одной улице у них прошло детство. Конечно, это трагедия, и, как и тогда, хорошо заметна роль ее организаторов. Понятно: это не случайность, не недопонимание между жителями одной страны, но очень тщательно подготовленный и хладнокровно реализованный проект.
И сегодня нельзя смотреть на Гражданскую войну начала ХХ века как на недоразумение. Это, как и события на Украине, спланированная акция.
Да, сегодня больше говорят о Белом движении, чем прежде. Иначе, чем в советское время, снимают фильмы, пишут песни, ведут обсуждения – в этом смысле перекос, конечно уменьшается. Но я считаю, что исправить его можно только если не ограничиться воспоминанием и констатацией фактов, а переосмыслить сегодняшние реалии нашей жизни. А такого глубинного изменения отношения к России как к своему отечеству я, к сожалению, пока не вижу. Затрудняюсь сейчас сказать, какие проявления я хотел бы увидеть. Но их нужно искать не в новостях, а в произведениях искусства: в музыке, в кинематографе…
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в Валуйкой (Белгородская область):
- Любая гражданская война – всегда трагедия. Сказать, однозначно, кто тогда был прав, а кто виноват, непросто. Белая армия все-таки не была «наследницей» Российской империи.
Но мне сердечно жаль всех погибших с обеих сторон. И я думаю, нам все-таки полагается и подобает немного исправить соотношение трагичности произошедшего как с одной стороны, так и с другой.
В силу разных причин государственного нашего строя, который у нас был, много сказано о красноармейцах, и меньше – о Белой армии. Сейчас не нужно искать правых и виноватых в той войне, надо просто почтить и увековечить общую память всех погибших.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска:
- Каждый православный христианин помнит эти кровавые страницы истории, когда отец шел на сына, а брат на брата. Но что двигало теми и другими? Кем были красные и белые?
Красные совершили государственный переворот. Помните слова из «Интернационала»: «мы наш, мы новый мир построим»? - И как велось это «строительство»? Расстреливали священников, рушили храмы, да так, что до сих пор восстановить не можем. Вот у нас в Благовещенске был разрушен красивейший Свято-Троицкий собор. Чтобы его восстановить, нужно 500 миллионов рублей. Я не знаю, когда мы соберем эти средства.
А какие мотивы были у белого движения? Белогвардейцы пыталось защитить то, что было им дорого: самодержавие, православие… Но, к сожалению, у них это не получилось. И все же мне более близки мотивы людей, встающих на защиту чего-то, нежели «разрушающих до основанья».
А пробелы, я думаю, можно восполнить. Раньше это происходило в основном через кинематограф, художественную литературу. Героев гражданской войны романтизировали (естественно, красноармейцев). Сегодня можно делать то же. Мы можем больше говорить о героях белого движения. Насколько мне известно, там были люди, искренне любившие Россию, которым можно подражать. Можно снимать больше фильмов о той эпохе. Уже, кстати, предпринимаются такие попытки. Да и в интернете любой желающий может найти интересующую его информацию.
Сегодня, по-моему, мало сторонников «красной идеи»: она ассоциируется с переворотом, убийствами, кровопролитием. Мне б не хотелось, чтобы такое в нашей стране повторилось.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, к.и.н.:
- Преодолеть противостояние, заданное Гражданской войной, можно только если не занимать позицию одной из сторон, а попытаться елико возможно примирить обе, не принижая проигравших и не восхваляя победителей. Я основываюсь на опыте Гражданской войны в Испании: эта тема и сейчас болезненна для испанцев, но сам Франциско Франко не проводил репрессий, перезахоронил тела погибших на одном кладбище. Это хороший пример примирения нации.
А у нас еще очень далеко до таких попыток: сторонники «белых» и «красных» остаются непримиримыми. Поэтому и тема у нас еще будет оставаться болезненной очень долго. В стране не выработано четкое отношение к коммунистической власти - в отличие от нацизма, который осужден не только мировым сообществом, но и самой Германией. А идеи коммунизма жизнеспособны до сих пор, и во многих странах остаются основой идеологии.
Примирить «белых» и «красных» можно только за счет правильного освещения этих событий: писать и говорить о них надо не приукрашивая и не очерняя. Кроме того, надо разобраться с предыдущей историей, ведь Гражданская война есть следствие других процессов, она связана с IМировой войной и революцией. И мы должны определиться, чем является современная Россия по отношению к Российской империи, собирается ли она продолжать ее традиции или это новое государство, которое никак не связано с прежним. Только переосмыслив собственную историю, можно выработать общую точку зрения.
Я сам, честно говоря, не занимаю определенной позиции в силу того, что и «белые» и «красные» отрицали предшествующую Россию. Хотя «белые» и боролись против большевиков, восстанавливать монархию они не собирались, многие были враждебно настроены к Императорскому Дому и, в сущности, предали его. А на ненависти нельзя ничего созидать, так что Белое движение было обречено. Кстати, агония белого офицерства хорошо показана у Михаила Булгакова. И мы должны рассматривать эту страницу истории не с точки зрения субъективного зрителя, а с точки зрения человека, который воспринимает свою историю, какая она есть, как часть собственной жизни.
Иерей Иван Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе православной Свято-Петровской школы:
- Конечно, выправляется перекос. Все-таки в советское время история была совсем перевернута с ног на голову. Была умышленная установка: большевики боролись даже с памятью людей. И выросло поколение, которое просто не знало о «белых», от них эта правда была скрыта и украдена. Но теперь у нас свобода, которая дает возможность говорить правду.
Так что в головах как нашего поколения, так и будущих, свобода от советского наследия будет продолжать наступать и правда восторжествует. Хотя, конечно, преодолевать десятилетиями создававшийся барьер очень сложно.