В Петровске состоялся форум, посвященный 100-летию создания «Дикой дивизии»

23 Авг 2014

В Петровске (большевицкая кличка – Махачкала) состоялся научно-общественный форум, посвященный 100-летию со дня формирования Кавказской конной дивизии («Дикая дивизия»).

В мероприятии приняли участие председатель Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидов, зампред правительства региона Рамазан Джафаров, советник президента РФ по культуре Владимир Толстой и др.

Открывая мероприятие, Х.Шихсаидов отметил, что в мероприятии принимают участие потомки тех, кто воевал на фронтах IМировой войны и составлял ядро офицерского корпуса Кавказской конной дивизии. Это дагестанские ученые-историки Хаджи-Мурад Доного (правнук Мугутдина Доногуева) и Мурад Атаев (внук Муслима Атаева).

«Их предки – старшие офицеры, кавалеры георгиевских крестов, в равной мере заслужили благодарность потомков за героизм и жертвенную любовь к нашей Родине – великой России. Вот как могут пересекаться судьбы людей и страны, возможно даже, что их предки знали друг друга и бок о бок сражались на фронтах IМировой. Символично, что по прошествии 100 лет, их потомки встретились здесь, на дагестанской земле, где началось формирование легендарной Кавказской (горской) конной дивизии, больше известной как «Дикая дивизия»», - сказал Х.Шихсаидов.

Он отметил, что на фоне нынешних событий и новых угроз и вызовов для России, мы могли бы многое перенять из того исторического опыта.

«Конечно, и времена не те, и люди другие, но есть несколько важных моментов, которые составляют ключ к блестящей истории Кавказской конной дивизии. Во-первых, уважение к обычаям и вере призываемых всадников. Устав дивизии зиждился на привычных ценностях и правилах жизни горцев.

Во-вторых, учет тяги горцев Кавказа к воинской службе, к сфере, где нужно проявлять характер и мужество, дисциплину и верность, где есть место для подвига и служебного роста. Эти качества никуда не делись, они и сейчас присущи значительной части нашей молодежи как в Дагестане, так и в других республиках Северного Кавказа. Эти качества вновь могут быть востребованы в самом ближайшем будущем.

В-третьих, опыт Кавказской конной дивизии показал то, насколько важное значение имеет знание культуры горцев и понимание, с которыми старшие офицеры, представители известных русских и других фамилий страны – командиры частей дивизии относились к простым всадникам «Дикой дивизии». Настоящие воины уважали в своих командирах именно мужские, воинские качества: храбрость, честность и справедливость. Именно таким был и родной брат Императора Николая II, командовавший «Дикой дивизией», Великий Князь Михаил Александрович, который ценил и уважал всадников дивизии; и они же отвечали ему безмерным уважением и преданностью.

В-четвертых, 3-летний опыт участия Кавказской конной дивизии в IМировой показал: нет у России более верных и преданных сынов, настоящих граждан и патриотов, подобных горцам Кавказа. Ни одного случая дезертирства и предательства, образцовая дисциплина и верность присяге, и наконец, блестящие успехи, сделавшие имя «Дикой дивизии» поистине легендарным. Именно потому, уже после Февральской революции (летом 1917), Главной ставкой обороны страны было решено создать целый корпус на базе «Дикой дивизии». Но увы, Временному правительству во главе с Керенским не нужны были такие бойцы и преданные России воины, и корпус, не успевши создать, распустили, отправив бойцов в августе-сентябре 1917 года по домам», - отметил Х.Шихсаидов.

Он также подчеркнул, что молодежь должна знать историю Кавказской конной дивизии и IМировой войны. «Надо чтобы молодежь прониклась тем духом верности присяге и готовности послужить Родине, как это проявилось 100 лет назад. Надо шире пропагандировать фильмы, книги и другие произведения, отражающие историю Кавказской конной дивизии. Это образец героического служения России, верности клятве и воинской доблести. Мы не должны стесняться говорить об этом и надо нести эти знания в общество. Наконец, «Дикая дивизия» - это образец межнационального согласия и взаимного уважения людей разных вероисповеданий», - заключил Х.Шихсаидов.

Замглавы Дагестанского научного центра РАН, д.и.н., профессор Муртазали Гаджиев рассказал, что в количественном отношении «Дикая дивизия» была небольшой воинской группировкой, включавшей 6 полков – Кабардинский, Дагестанский, Татарский, Чеченский, Черкесский и Ингушский. За все время в ней прошли службу более 7 тыс. всадников. Немало из них полегли на полях войны.

«7 тыс. – это небольшая цифра на фоне миллионов сражавшихся воинов на фронтах IМировой. Но вклад этих кавалеристов огромен и их ратные подвиги были оценены Царем и Отечеством. Почти каждый второй был удостоен Георгиевских крестов и Георгиевских медалей «За храбрость». Все офицеры дивизии были награждены боевыми орденами. Несколько десятков всадников, среди них около 10 дагестанцев, стали полными Георгиевскими кавалерами, то есть были награждены четырьмя Георгиевскими крестами – и это за неполных 3 года боевых действий.

Вспоминая сегодня всадников и офицеров Кавказской конной дивизии, их ратные подвиги, нельзя не вспомнить и ее командиров, командиров полков – это князья Святополк-Мирский, Бекович-Черкасский, Гагарин, Багратион, Чавчавадзе, Дадиани, Орбелиани, Тарковский, Хагандоков, Султан Крым-Гирей, графы Воронцов-Дашков, Толстой, Келлер, Половцев, Старосельский и др., под чьим командованием храбро сражались «орлы Кавказа», как их называл Император. Я полагаю, что подвиг воинов Кавказской конной дивизии – рядовых всадников, офицеров, генералов – должен быть увековечен не только на страницах книг, но и в величественном памятнике, который может быть сооружен на народные пожертвования», - подчеркнул М.Гаджиев.

С докладом на тему «Кавказская конная туземная дивизия – забытые страницы истории» выступила заведующая отделом новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, д.и.н., профессор Эльмира Далгат.

Советник главы Дагестана Деньга Халидов сказал, что задача мероприятия – актуализировать в дагестанской и общероссийской практике тот бесценный опыт, который был накоплен в трудный час испытаний для России, начиная с IМировой войны. «Ценность этого опыта в том, что российская власть, столкнувшись на Кавказе с несколько иной политической, военной и социальной культурой, сумела через много лет после Кавказской войны найти те подходы, которые позволили интегрировать народы с разными культурами в орбиту Российской Империи», - сказал он.

Подробно о втором Дагестанском конном полке в составе Кавказской конной туземной дивизии рассказала старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, к.и.н. Мадина Абдулаева.

С докладом о Чеченском конном полке в IМировой войне выступил директор Института гуманитарных исследований Академии наук Чечни, д.и.н., профессор Супьян Магомадов.