Канцелярия Главы Дома Романовых дала разъяснения по поводу лже-Мальтийских орденов

16 Июл 2014

 Канцелярия Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны издала официальное сообщение относительно деятельности организаций, неправомерно именующих себя «Мальтийскими орденами». Публикуем документ полностью.

В Канцелярию Российского Императорского Дома периодически поступают запросы от лиц и учреждений по поводу отношения к организациям, именующим себя «Мальтийскими Орденами», в том числе, к так называемым «Православным» и «Российским» «Мальтийским Орденам», «приоратам», «командорствам» и т.п.

В каждом подобном случае, приходится давать разъяснения, что никакое сообщество не имеет законного права использовать модификации наименования и символику Мальтийского Ордена без получения официального признания от Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты, сохранившего несомненную историческую и правовую преемственность с момента основания, являющегося субъектом международного права и поддерживающего дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

Православный Великий Приорат (Приорство) Российский, учрежденный Императором Павлом I в 1798 г., был полностью упразднен Императором Александром I  в 1817 г. и с тех пор никакой легитимной властью не возрождался. Общественные попытки реанимировать его деятельность на законных основаниях не увенчались успехом, и любые нынешние «православные мальтийские» организации являются незаконными инструментами обмана, в том числе, мошеннических действий, связанных с торговлей фальшивым «рыцарским достоинством».

К сожалению, в деятельности некоторых псевдомальтийских организаций иногда имеет место участие (надо полагать, по неведению или легкомыслию) представителей старинных русских дворянских родов, предки которых были кавалерами подлинного Мальтийского Ордена.  Это особенно печально, так как приводит к дискредитации исторических традиционных ценностей,  причиняет ущерб доброму имени древних родов и  репутации их ныне здравствующих потомков,  вводит в заблуждение российскую и мировую общественность.

В связи с этим, принимая во внимание давние исторические дружественные связи между Российским Императорским Домом и Мальтийским Орденом, Канцелярия Е.И.В. считает полезным дать нижеследующее более подробное историко-правовое разъяснение.

Суверенный Военный Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (чаще именуемый Мальтийским Орденом) был создан на основе общества купцов южно-итальянского города Амальфи, построивших в 1048 году в Иерусалиме храм и монастырь в честь св. Иоанна Предтечи. В 1070 г. при Иоаннитском монастыре был устроен странноприимный дом и больница для паломников.

В 1113 году при первом настоятеле Иоаннитского братства Герхарде Тонке Папа Римский Пасхалий IIпринял Мальтийский Орден под покровительство, предоставляя ему право свободно избирать своих настоятелей без вмешательства со стороны других светских или церковных властей.  В силу папской буллы, Госпитальеры стали  светско-религиозным орденом.  Второй настоятель Раймонд де Пюи преобразовал изначально монашеский Орден в духовно-рыцарский и принял звание его Великого Магистра. Отныне к благотворительным и медицинским функциям Ордена Св. Иоанна добавилась обязанность  участвовать в военных действиях. Его члены разделялись на три категории: рыцари для ведения войны за освобождение Гроба Господня, капелланы для совершения Богослужений и служащие братья для ухода за паломниками, больными, ранеными и т.п.

Постепенно Орден Святого Иоанна, пользовавшийся особым покровительством Римских Пап, приобрел славу, стал влиятельной и состоятельной организацией, имеющей владения во многих католических странах.  После разгрома крестоносцев Султаном Саладином и занятия им Иерусалима в 1189 г., центр Ордена Иоаннитов переместился в Птолемаиду, затем в 1291 г. на Кипр, а в 1310 г. на Родос. Тогда его члены некоторое время именовались Родосскими рыцарями. Они воевали с турками, но, в конце концов, в 1522 г. при Великом Магистре де л’Иль Адаме после упорного сопротивления были вытеснены с Родоса Султаном Солиманом II.

В 1530 г. Император Священной Римской Империи и Король Испании Карл Vпредоставил Ордену Святого Иоанна острова Мальту, Гоццо и Комино, с тем, чтобы они продолжали борьбу. С тех пор члены Ордена стали называться Мальтийскими рыцарями, и это название сохранилось за ними по сей день.

В эпоху Реформации католический Мальтийский Орден лишился своих владений в странах, принявших различные формы протестантизма и вышедших из подчинения Римским Папам (в Англии, Нидерландах, Скандинавии). Но наибольшие удары судьбы, потерю своей цитадели – о-ва Мальта и угрозу полного уничтожения  Орден Святого Иоанна Иерусалимского пережил в эпоху Французской революции и последовавших революционных и бонапартистских войн в Европе. В этот тяжелый момент он получил спасительную поддержку со стороны Российской Империи.

Мальтийские кавалеры участвовали в русско-европейских дипломатических взаимоотношениях еще до воцарения Дома Романовых. Но официальные связи России именно с Мальтийским Орденом прослеживаются с царствования Петра I Великого.

Первый контакт состоялся 1697 г., когда Мальту посетил стольник П.А. Толстой, поздравивший Великого Магистра Раймонда де Перейлоса де Рокафоля с избранием.  В 1698 г. по поручению Царя Петра I  боярин Б.П. Шереметев в ходе своей дипломатической поездки по Европе для переговоров с Папой Римским Иннокентием XII, Дожем Венеции Сильвестром Вальером и другими Государями на предмет объединения усилий христианских держав против Османской Империи,  посетил также и Мальту, где был торжественно встречен и дважды принят Великим Магистром Раймондом де Перейлосом. В знак уважения к России Великий Магистр возложил на царского посла украшенные бриллиантами орденские знаки и, таким образом, Б.П. Шереметев стал первым русским православным почетным кавалером католического Ордена Св. Иоанна Иерусалимского.

С тех пор дипломатические отношения между Российской Империей и Мальтийским Орденом поддерживались и постепенно развивались. Во время русско-турецких войн эпохи Императрицы Екатерины II Великой имело место военное сотрудничество, хотя до прямых союзнических выступлений дело не дошло. Тем не менее, русские моряки проходили обучение на судах Мальтийского Ордена, а некоторые кавалеры Ордена на добровольных началах в индивидуальном порядке оказались на русской службе. Среди них был и знаменитый граф Юлий де Литта,  получивший чин русского контр-адмирала и возведенный в достоинство кавалера Военного Ордена Св. Георгия IV  степени.

Именно граф де Литта вел переговоры с Россией от имени  Мальтийского Ордена в царствование Императора Павла I, вступившего на престол после смерти его Августейшей матери в 1796 году. Европу в то время сотрясали войны, порожденные начавшейся в 1789 г. Французской революцией. В 1792 г. французский Конвент лишил иоаннитов их владений во Франции, что сильно подорвало силы Ордена. В лице России мальтийские рыцари стремились найти защиту и покровительство. В свою очередь, очарованный рыцарской романтикой Император Павел I увлекся идеей создания из Мальтийского Ордена форпоста Христианской Цивилизации в Европе, противостоящего расползанию откровенно антихристианской революции, и с энтузиазмом согласился стать его Протектором.

Первоначально речь шла о создании орденских структур – Приоратов на территории Российской Империи, о финансовой поддержке и о покровительстве Императора Всероссийского над Мальтийским Орденом. В январе 1797 г. соответствующая конвенция была подписана.

Когда в 1798 г. революционные французские войска под водительством генерала Н. Бонапарта захватили Мальту, Император Павел I был чрезвычайно возмущен и оскорблен. В сложившихся условиях он отдал приказ русской эскадре в Средиземном море под водительством св. адмирала Ф.Ф. Ушакова «действовать вместе с турками и англичанами против французов, яко буйного народа, истребляющего в пределах своих Веру и Богом установленные законы». Таким образом, возникла парадоксальная ситуация, когда защита католического Мальтийского Ордена объединила, хотя бы на уровне призыва и лозунга, православных русских, протестантов англичан и, что самое невероятное, мусульман турок, с которыми иоанниты вели многовековую борьбу.  

Тем временем, мальтийские рыцари низложили проявившего трусость и преступную беспечность Великого Магистра Фердинанда фон Гомпеша и 27 октября 1798 г. приняли решение просить Императора  Павла I принять теперь звание не просто Протектора Ордена, а его 72-го Великого Магистра.

Строго говоря, избрание православного и женатого Императора Павла Iна пост Великого Магистра католического Ордена, полноправные кавалеры которого дают обет безбрачия, и создание православного Приората противоречили Орденскому Уставу, который мог быть изменен только с согласия Папы Римского. Данные  акты выходили за рамки традиционного поля как внутриорденского, так и международного права и стали возможны только в экстраординарной обстановке, в которой оказалась терзаемая революционными войнами Европа.

Безусловно, на территории Российской Империи облеченное в форму правового акта волеизъявление Императора, обладавшего Верховной Властью и являвшегося источником права, было вполне законным. Однако для того, чтобы Мальтийский Орден мог продолжать полноценно осуществлять свою миссию на мировой арене, все эти решения нуждались в последующей легитимации на международном уровне.

Возможно, это со временем произошло бы благодаря настойчивости российской дипломатии, если бы не трагическая смерть Павла I и последующий пересмотр политики России в отношении Мальтийского Ордена его сыном Императором Александром I.

Во всяком случае, графу Ю. де Литте так и не удалось убедить Папу Римского Пия VIи его окружение в возможности признания Императора Павла Iв качестве Великого Магистра. Не признал избрание Павла Iна пост Великого Магистра и следующий Папа Римский Пий VII, избранный в 1800 г.

Тем не менее, 13 ноября 1798 г. Император Павел I принял звание Великого Магистра, а 29 ноября 1798 г. ввел Мальтийский Орден в число Российских Орденов. Более того, знак Ордена вошел в государственную символику Российской Империи и был отныне изображен в Государственном Гербе и на  Государственной Печати. Титул Великого Магистра Государь предполагал сделать наследственным в своем Доме и включил его в полный титул Императоров Всероссийских.

Оба Российских Приората (Приорства) Ордена – православный и католический – получили во владение значительную недвижимую собственность, доходы от которой шли на деятельность Ордена. С дозволения Государя могли учреждаться родовые (то есть наследственные) командорства, основатели которых и их наследники должны были платить десятину в казну Ордена. Лица, не обладавшие требующимся древним дворянским происхождением, имели возможность стать почетными командорами и кавалерами, а нижние чины – получить донатский (послушнический)  знак.

Антонъ
пт, 18/07/2014 - 14:41

В Москве руководителем лже-Мальтийской "службы помощи" является некто Вольфганг Викторович Акунов.