Государыня: Настало время покаяться и строить общество, основанное на христианских принципах

19 Май 2014

Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна благоволила дать интервью журналу «Театральный мир». Приводим его полностью.

- Классическая литература, книжная культура поколениями наших предков воспринималась хранителем нравственной сущности христианской цивилизации. Как Вы полагаете, сохраняются ли эти принципы в современной литературе?

- Жизнь в изгнании заставляет особенно дорожить всем, что позволяет ощутить близость с Родиной. С детства меня воспитывали в традициях русской культуры, в православной вере, в непреходящем чувстве любви к России. Я выросла на книгах наших классиков, которые всегда стремились разбудить добрые начала в душе каждого человека.

Вы совершенно правильно сказали, что краеугольным камнем всей русской культуры была именно отечественная классическая литература. Она стала главным духовным богатством. Недаром в Библии сказано: «В начале было Слово». Согласитесь, что духовное здоровье любой нации зависит от того, какие моральные принципы она исповедует. В России мерилом духовности всегда было творчество Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского. Ни один атеист не смог опровергнуть слова Федора Михайловича Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено». Настало время осознать смысл этих слов, покаяться в прошлых ошибках и начать строить общество, основанное на христианских, подлинно гуманистических принципах, на осознании особого места России в этом мире.

Думаю, эти вопросы не могут не волновать современных русских литераторов, так что мы вправе ожидать появления нового замечательного произведения, которое встанет на одну полку с «Войной и миром» и «Братьями Карамазовыми».

- К сожалению, за последние десятилетия Нобелевскую премию по литературе не получал ни один русскоязычный писатель. Большинство литераторов заняты сегодня не столько поиском истины, сколько желанием стать известными, богатыми людьми. Появился даже термин «телевизионные писатели»… Чем, на Ваш взгляд, чем вызван упадок отечественной словесности?

- Думаю, в вашем вопросе уже заложен ответ. Если человек зарабатывает на жизнь не лопатой и киркой, а «Паркером» - это еще не дает ему право именоваться писателем. Вряд ли можно совместить желание быстро разбогатеть и найти ответы на важнейшие вопросы современной жизни. Если писатель желает только больших гонораров, то ему надо создавать детективы или «дамские» романы, а не размышлять над смыслом жизни.

- Современные политологи, журналисты убеждают общественность, что Россию ждет тотальный культурный кризис. Можете ли Вы согласиться с подобным утверждением?

- Я – оптимист и верю в наш народ. Россия напоминает большую реку, которая несет в своих водах и мусор, и прошлогоднюю листву, и ветки, и коряги. Один поворот реки, второй, а там, глядишь, - очистилась вода, стала прозрачной, рыба в ней заиграла... Сколько в нашей истории было тяжелых, смутных времен, но в русском народе очень силен здравый смысл, не позволяющий преступить последний предел, и каждый раз страна выкарабкивалась из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.

– Современные писатели, философы, политики часто сетуют, что в обществе пропал интерес к чтению, компьютер заменил книгу, а блоггеры – писателей и мыслителей. Считаете ли Вы, что литературе приходится уступать место электронным средствам информации?

- Действительно, за последние десятилетия мы стали свидетелями великой культурной революции, переменившей все информационное поле. Теперь вместо того, чтобы прочитать свежую газету или книгу, люди чаще включают компьютер, электронные планшеты или ноутбуки. Но следует отметить, что в истории цивилизации подобное происходит не впервые. Меняется человеческий менталитет, появляются новые технические средства общения, что-то неизбежно остается в прошлом. Вспомним, к примеру, древних римлян, впервые взявших в руки вместо свинцовых пластинок деревянные дощечки, покрытые воском - прообраз будущей книги. Они вряд ли могли представить, что эти неудобные деревяшки превратятся в средневековые рукописи, потом в печатные книги, которые преобразят мир, став носителями и хранителями Слова. Телефон отодвинул на второй план телеграф, отнял часть работы у почтальона… Вероятно, теперь настало время книге несколько потесниться и дать место компьютеру, электронной книге. Однако, на мой взгляд, полностью заменить наслаждение чтением хорошей книги, дать почувствовать запах типографской краски не может никакой компьютер.

- Традиционным жанром русской литературы XIX -XX столетий был роман. На Ваш взгляд, сохранится ли роман в нынешнем веке?

- Думаю, что эпопея масштаба «Войны и мира» вряд ли скоро появится на свет, хотя бы потому, что для создания такого шедевра нужна личность масштаба Льва Толстого. Кроме того, чтобы написать такой роман, необходимы годы, а наше время определяет иные скорости, иной жизненный темп и для писателя, и для читателя. Тем не менее, роман как жанр вполне совместим с двадцать первым веком.

- Вы уже неоднократно упомянули имя Льва Николаевича Толстого. Но ведь он был отлучен от Церкви, его творения не в малой степени способствовали разобщению русского общества начала двадцатого века, он много раз критиковал русских самодержцев…

- Действительно, граф Лев Толстой в своих религиозных поисках, к сожалению, отпал от Православной церкви. Он увлекся политикой, выступал с критикой правительства и самого государя.Но, вряд ли кто-то станет отрицать великий талант, дарованный Толстому. В дореволюционной России много раз переиздавались его сочинения, он был одним из любимых писателей императоров Александра III и Николая II. Сразу после получения известия о смерти писателя император Николай II послал искреннюю телеграмму его вдове с выражением глубокого соболезнования, а великий князь Константин Константинович ходатайствовал об увековечивании памяти Толстого. В нашей семье произведения Толстого, на протяжении нескольких поколений были одними из самых любимых. О его религиозных заблуждениях мы скорбим, но его литературное творчество является неотъемлемой частью русской культуры.

- Кто из современных деятелей культуры, на Ваш взгляд, наиболее полно продолжает традиции отечественной классики?

- Русская культура чрезвычайно богата. Она очень самобытна, и в тоже время не замкнута в себе. Не случайно произведения Гоголя, Достоевского, Толстого, музыка Чайковского, Рахманинова вызывают восхищение у людей всех национальностей и культур. Каждый, кто смог понять и оценить их творчество, уже не будет относиться к окружающему миру цинично и бессовестно.

Отечественная литература XIX века, по моему убеждению, до сих пор остается непревзойденной во всем мире. Однако, и в советское время, и сейчас есть очень талантливые писатели, продолжающие классические традиции. В. Солоухин, В. Распутин, В. Ганичев, В. Астафьев, Ч. Айтматов, Д. Гранин,- писатели и поэты, сумевшие передать глубину души русского человека, показать красоту нашей природы. Говоря о русской национальной культуре, нельзя не сказать о наших замечательных музыкантах, певцах, артистах. Вспомним лишь имена В. Гергиева, В. Спивакова, М. Ростроповича, С. Рихтера, Н. Петрова, Г. Вишневской, поддерживающих на самой высокой планке отечественную музыкальную школу. Русский балет, кино, театр остаются нашей национальной гордостью и предметом международного признания. Было бы страшно обидно, если бы на смену этим достижениям пришло бездумное копирование чужой массовой культуры, не имеющей ничего общего с нашей национальной культурой, нашими великими традициями.

- В последнее время становится все более заметным водораздел в вопросах морали, отношение к искусству, культуре между представителями разных поколений. Как Вы относитесь к проблеме «отцов и детей»?

- Думаю, конфликт «отцов и детей» в той или иной мере существует во все мире, в любой стране. Многие представители старшего поколения возмущаются поведением молодежи, но забывают, что виноваты в большинстве случаев они сами. Если ребенок недополучил любви, внимания и заботы, это обязательно даст о себе знать в будущем.

Конфликт поколений чаще всего возникает из-за несоответствия между словами и делами старших и попытки решить его давлением или принуждением обречены на провал. Мы должны понимать, что молодое поколение не станет дорожить идеалами и ценностями старших, пока мы сами не станем подавать пример своим поведением. Вера в Бога, чувство родины, патриотизм воспитываются в первую очередь в обстановке нормальной семьи, где сохраняется память о предках, о ее традициях, где дети и взрослые вместе идут в храм, где говорят на правильном русском языке, где царствует атмосфера уважения и доброты.

Я всегда старалась сохранять взаимопонимание с сыном и его друзьями. Думаю, в основном мне это удалось. Во всяком случае, отношения в нашей семье строятся на основе любви, взаимоуважения и терпимости друг к другу.

- Несколько поколений русских людей воспитывались вне христианской религии. Что, на Ваш взгляд, можно предпринять, чтобы попытаться исправить ситуацию?

- На такой сложный вопрос невозможно ответить однозначно. Вспомним, чтоРоссия менее чем за сто лет дважды перенесла полный крах духовных ценностей – сначала православно-монархических, затем коммунистических. Тем не менее, даже в годы воинствующего атеизма, русский народ не утратил христианское мироощущение, сохранились чувства патриотизма, сострадания, готовность придти на помощь. Несмотря на жестокие гонения, у нашего народа осталось больше веры, чем во многих европейских странах, никогда не переживавших коммунизма. Думаю, в немалой степени это заслуга нашей традиционной культуры, ее лучших деятелей.

- К сожалению, в ряде регионов России все сильнее проявляются националистические настроения. В тоже время, немало желающих сыграть на «русской карте», требующих особых преимуществ для русских. Как Вы относитесь к национальному вопросу?

- Националистический и религиозный экстремизм – это дикость, не имеющая ничего общего ни с религией, ни с национальными традициями. В то же время, нельзя забывать, что здоровый национализм, как проявление патриотизма, - вполне нормальное явление. Человеку свойственно любить членов своей семьи больше, чем чужих людей, и свой народ – больше, чем другие народы. Однако любовь к своему ни в коем случае не подразумевает ненависти к чужому.