Государыня: Романовы никогда не уклонялись от исполнения своего долга

27 Июн 2013

Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна благоволила ответить на вопросы газеты «Петербургский дневник».

 

- В этом году отмечается 400-летие Династии Романовых. Ваше Императорское Высочество, Ваше личное отношение к этому празднику - больше как к семейному или все таки как к народному. Что превалирует - душа или политика?

- Мы празднуем, прежде всего, не 400-летие Дома Романовых, а 400-летие преодоления Смуты и восстановления Российской Государственности. Воцарение нашей Династии занимает в этом процессе значимое и достойное место. Всенародное призвание на царство легитимного преемника Рюриковичей закрепило плоды победы, одержанной Ополчением Минина и Пожарского. Но, все равно, это только часть грандиозного исторического события, ставшего результатом объединения всех народных сил. Поэтому, безусловно, мы отмечаем не семейный, а общенациональный праздник.

Никакая политизация в таком деле недопустима. Все партии должны сознавать, что государство не может быть по-настоящему крепким, если в нем отсутствует уважение к собственной истории и система фундаментальных ценностей, общих для всех граждан, независимо от различий в их политических пристрастиях. Память о предках, их подвигах и идеалах не может быть присвоена ни одним политическим течением.

По моему глубокому убеждению, очень важно, чтобы празднование 400-летия победы над Смутой и любых других знаменательных исторических дат не сводилось к одним лишь помпезным мероприятиям – банкетам, парадам, установке памятников и т.п. Всё это тоже нужно, для красоты и поднятия духа, но в меру. Многие наши соотечественники еще испытывают лишения. У них возникнет разочарование, если они увидят дорогостоящие торжества, но не ощутят внимания к их нуждам. Для молодых людей праздники могут остаться пустым звуком, если им не объяснять в доступной форме значение исторических событий и их связь с нашей нынешней жизнью. Поэтому нужно использовать юбилейные даты для активизации благотворительной и просветительской деятельности. Если мы создадим в память о событиях и героях прошлого программы помощи нуждающимся, поддержки молодых дарований, развития науки, культуры, искусства, образования, спорта, если издадим книги и распространим правдивую информацию в печати, на телевидении и радио и в сети Интернет, то принесем нашей стране реальную пользу. Памятники в сердцах людей гораздо важнее, чем мраморные и бронзовые монументы на площадях.

 

- Сейчас ведется очень много разговоров о возрождении в России монархии. По Вашему мнению, нужно ли такое возрождение и в каком виде, учитывая реалии сегодняшнего дня?

- Я прекрасно отдаю себе отчет, что в настоящее время восстановление монархии преждевременно. Монархическая идея – идея Государства-Семьи, жива и будет жить вечно. Но для того, чтобы она воплотилась в виде государственного строя, необходима совокупность целого ряда обстоятельств. В первую очередь, большинство народа должно иметь о монархии объективные неискаженные представления. Сейчас многие из называющих себя монархистами подразумевают под монархией совсем не то, что она представляет собою в действительности. В тоже время те, кто выступают против восстановления монархии или проявляют к этому вопросу равнодушие, в большинстве случаев поступают так не потому, что являются убежденными противниками монархического принципа, а просто потому, что почти ничего о нем не знают. А неизвестное всегда страшит и отталкивает, тем более что штампы и стереотипы столетней антимонархической пропаганды  прочно внедрились в сознание людей.

В обозримом будущем задачей Императорского Дома и сограждан, верных его идеалам, является не политическая активность, а терпеливая просветительская работа. 13-я статья Конституции РФ гарантирует идеологическое многообразие. Монархическая идея имеет право на существование и распространение, как и любая другая. От нас зависит, сумеем ли мы донести ее до умов и душ соотечественников. Но ни в коем случае не следует ничего форсировать. Так можно добиться только отрицательного эффекта. Дом Романовых готов служить России при любом государственном строе, не отрекаясь от своих ценностей, но и не навязывая их никому.

 

- Чисто гипотетически, если бы Россия вернулась к монархии, Вы бы смогли возглавить престол?

- Романовы никогда не отличались властолюбием, начиная с первого царя из нашего рода Михаила Феодоровича. Когда послы Великого собора сообщили ему о призвании на царство, он с ужасом отказывался и принял трон только после долгих уговоров. Николай I, узнав, что ему предстоит взойти на престол в связи с отречением старшего брата Константина, сказал своей жене: «Дорогая, наши прекрасные дни навсегда закончились». Мы чётко сознаем, что власть это не вожделенный плод, а тяжкий крест. Глубоко несправедливы те люди, которые приписывают нам стремление к власти. И ни один из прежних государей и глав династии, даже гораздо более подготовленных к государственной деятельности, чем я, родившаяся в изгнании, не считал себя в полной мере способным к управлению такой великой страной. Однако нужно понимать, что монархия – это не власть одного лица, а система взглядов, традиций и учреждений, основанная на понятиях веры, чести, долга и служения. Легитимный монарх является стержнем этой системы, независимо от своих личностных качеств. Наследственность царской власти, не зависящая от человеческой воли, дает в лице государя или государыни прирожденного арбитра, стоящего вне любых партий и групп. Монарх не имеет выбора, как не имеют выбора отец или мать в семье. Отречение возможно только в крайних обстоятельствах и лишь при условии, что дальнейшее наследование не вызывает никаких затруднений. Если Промысел Божий и воля народа восстановят монархию, я, мой сын, или наши законные преемники не уклонимся от исполнения своего долга.

 

- А что думает по этому поводу Ваш сын Великий Князь Георгий?

- В этом вопросе у всех поколений нашей династии позиция была, есть и останется неизменна. Она зафиксирована в наших династических законах и является для нас незыблемой.

 

- А как вы относитесь к тому, что ряд потомков Династии, от так называемых морганатических браков, не признает Вас в качестве Главы Российского Императорского Дома?

- Статус Главы Российского Императорского Дома основан на историческом законе и не зависит от чьего-либо признания или непризнания. Закон о наследовании императора Павла I не допускает существования «претендентов», так как всегда указывает одно-единственное лицо, обладающее правами и обязанностями главы династии. Господь судил так, что этим лицом оказалась я.

Ко всем своим родственникам я отношусь хорошо. Очень радуюсь, если они проявляют активность и стараются быть полезными России. С некоторыми из них вижусь чаще, с некоторыми реже. Знаю, что среди них есть несколько человек, которые неприязненно относятся ко мне и моему сыну, отвергают правовые и мировоззренческие основы нашего Дома, иногда, увы, прибегают к ложным утверждениям. Об этом я сожалею. Но и к ним не испытываю никаких негативных чувств. Недовольные фрондирующие родственники – неизбежное явление в жизни любой династии во все времена. Нужно относиться к этому со спокойствием и добрым юмором.

 

- Каким Вы видите будущее России?

- Я по природе оптимист и верю, что Россия в XXI веке продолжит поступательное развитие, преодолеет последствия катастроф ХХ века, обеспечит благосостояние граждан, полноценную защиту их прав и свобод, а также восстановит свои позиции на мировой арене. Но совершенно очевидно, что этого не может произойти по мановению волшебной палочки. Ни монархия, ни республика, ни самые талантливые и сильные государственные деятели в любой государственной и политической системе не смогут ничего добиться, если каждый из нас не будет честно и добросовестно трудиться на своем месте на благо всего общества. Это было во всем  мире с древности, и до сих пор в тех странах, где сохранился такой менталитет, например в азиатских, ситуация гораздо стабильнее, чем там, где господствуют индивидуализм, социальное иждивенчество и эгоизм.

 

- По итогам 2012 года Вы стали лауреатом общероссийской премии «Человек года» в номинации «Великая Россия» - за подвижническую деятельность в области культуры, образования, благотворительности и в связи с 400-летием Дома Романовых. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Мне очень дорого это общественное признание полезности моих трудов. Однако я не считаю правильным хвалиться какими-то своими достижениями. По моему собственному мнению, они еще очень скромные. Я стараюсь по мере сил возрождать традиции нашей семьи в области благотворительности, в различных общественных и культурных направлениях деятельности. Стремлюсь  способствовать поддержанию  межнационального, межконфессионального и общегражданского мира в России и укреплению дружбы между народами, принадлежащими к единому цивилизационному пространству бывшей Российской Империи. Защищаю положительный образ России в мире. Кое-что удается, но впереди еще огромная невозделанная нива.

Присуждение мне премии «Человек года» я рассматриваю как дань уважения к традиции, которую воплощает и хранит глава Императорского Дома, и знак того, что постепенная реинтеграция династии в общественную жизнь России приветствуется людьми самых разных политических убеждений, а вовсе не только монархистами.

 

- В прошлом году с согласия командующего Балтийским флотом вице-адмирала В.В. Чиркова, Вы приняли сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» под свое шефство. В чем оно выражается?

- Шефство – это традиционная форма моральной и деятельной поддержки военнослужащих. Помню, еще в самом начале возобновления наших контактов с Россией, когда появилась возможность встречаться и беседовать  с нашими моряками, они делились со мной впечатлениями от общения с иностранными коллегами, особенно из флотов монархических государств – Великобритании, Голландии, Швеции, Норвегии. Там у кораблей (как и у сухопутных воинских частей) есть шефы – члены Королевских Семей. Они поддерживают связь с командами, лично отмечают заслуги отличившихся, проводят торжественные акты, помогают в совершенствовании духовного и культурного мира офицеров и матросов. То есть, в миниатюре они воспроизводят в жизни команды ту роль, которую государи исполняют в жизни всей страны – роль отца и матери, старших брата или сестры. Только в данном случае есть возможность еще более тесного и регулярного общения, чем у монарха с гражданами его государства. А у нас, к сожалению, после революции эта традиция была искоренена. В результате и в армии, и на флоте возник дефицит гуманитарных связей с государством и обществом. Воинские части и военно-морские команды как бы осиротели.

Я стараюсь возродить традицию шефства и, в целом, исторических духовных связей Императорского Дома с Вооруженными Силами России. Разумеется, исключительно в рамках современного действующего законодательства и только с согласия государственной власти и командования. С этой целью я возродила Императорский Военный Орден Святителя Николая Чудотворца. Его кавалеры – и находящиеся на действительной военной и военно-морской службе, и перешедшие в запас, составляют почетную корпорацию, благодаря которой я могу эффективно содействовать патриотическому воспитанию молодежи и укреплению морального духа военнослужащих.