В Сургуте увековечили память жертв большевицких репрессий

23 Июн 2013

На Черномысовском кладбище Сургута состоялось открытие мемориальной доски жертвам большевицких репрессий – высланным крестьянам, гонимым за веру в Бога, представителям «антисоветских» народов и пр. На памятном знаке надпись: «Здесь похоронены спецпереселенцы, высланные в 1930-1940 годах навечно, с которыми остался тяжелый груз несуществующей вины».

Как сообщает «СИА-Пресс», на территории погоста собрались родственники репрессированных, гости. Перед ними выступили: настоятель Свято-Никольского храма прот. Владислав, помощник председателя гордумы Любовь Кошелева, председатель общества охраны памятников Зинаида Мухамедшина, внук репрессированного и краевед Сургутского района Владимир Домрачеев и другие.

Организаторы данного мероприятия – Сургутская общественная организация жертв политических репрессий «Наша память». Ее членам Валентине Хижняковой и Валентине Меньниковой предоставили право открыть мемориальную доску.

Валентине Хижняковой пришлось испытать все тяготы детства в «советском раю», дорогу в два месяца из Астраханской области в вагонах-телушках до Тюмени, а затем на барже до Сургута. Валентина Мельникова, едва родившись, с большой семьей пошла по пересылочным пунктам

В 1930-1940 году весь Остяко-Вогульский (ныне Ханты-Мансийский) округ превратился в своеобразный концентрационный лагерь, правда, без колючей проволоки, куда ссылались люди из Тюменской, Свердловской, Челябинской, Астраханской областей, а также немцы Поволжья, калмыки, жители Западной Украины, финны, эстонцы.

Беспощадная эксплуатация и нечеловеческие условия жизни привели к гибели десятков тысяч ни в чем неповинных людей, многие умирали по пути ссылки, от голода и болезней, тонули в реках.

В 1930 году, к необжитому берегу Оби, что в 5 км от Сургута, прибыла первая баржа с ссыльными. Уже в самом начале существования большевицкого «концлагеря»-поселения, в апреле 1932 года, по данным ОГПУ, в округе находилось 6459 семей спецпереселенцев. Это 30243 человека, среди них 9296 женщин, 11402 – дети до 16 лет. Они были расселены в 56 новых поселках округа, в основном находившихся на территории Березовского, Сургутского, Самаровского районов. Так появились спецпоселки Высокий Мыс, Банное, Нагорный, Песчаное, Устем, Кама, Горный и многие другие.

Затем это число пополнилось многими десятками тысяч жертв большевицкого эксперимента, большая часть из которых умерли. «Из-за ужасающих бытовых условий, голода, число смертей было чрезвычайно велико. Первые кладбища поселка не сохранились. Третье по счету кладбище на Черном Мысу – единственное сохранившееся явилось для них последним пристанищем. Подорванное здоровье, исковерканы судьбы тех, кто выжил» - вспоминает член организации «Наша память» Любовь Ракчеева.

После митинга состоялось возложение цветов, и все присутствующие были приглашены к поминальному столу.