Патриарх Кирилл о праздновании 400-летия Дома Романовых

9 Мар 2013

Первое чувство, которое мы сегодня должны испытывать к Династии Романовых, – это чувство благодарности, признательности за то, что было сделано. Об этом заявил в программе «Слово пастыря» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Скажите пожалуйста, Ваше Святейшество, как в свете 400-летия Дома Романовых Православная Церковь оценивает годы правления этой династии? Стоит ли это событие праздновать, а также легитимны ли претензии отпрысков этой династии на Российский престол?», - задал вопрос Владимира Сурова из Саратова.

Приводим ответ Патриарха Кирилла (с незначительными сокращениями):

«…Нельзя оторвать правление Романовых от правления Рюриковичей. Нельзя говорить о Романовых, не говоря о князе Владимире, об Александре Невском, о Димитрии Донском, об Иване III — собирателе Руси, об Иване IV Грозном, сыгравшем огромную роль в становлении нашего государства. И то, что осуществляла династия Романовых, было в продолжение этого царского служения Родине и народу. Если повнимательнее посмотреть на всю историю русской монархии, то мы можем сказать, что в центре этого служения было, несомненно, благо стране и народу. В каждую эпоху делаются специфические акценты на понимании того, что есть благо. Одно дело — средневековье, другое — новое время. Поэтому чисто формально, с внешней точки зрения, служение Петра I отличалось, конечно, от служения Ивана Грозного, но с точки зрения государственной пользы эти служения, несомненно, очень походили друг на друга. Действительно, не было ни одного царя, при котором бы сократилась площадь нашего государства — при каждом из царей она лишь увеличивалась. Конечно, были какие-то временные завоевания, как, например, при Елизавете Петровне наши войска дошли до Кенигсберга и оккупировали Восточную Пруссию, а потом по повелению Петра III остановились и вовсе покинули оккупированную территорию. Но не об этом идет речь. Речь идет, конечно, о преумножении государства Русского, и патриотическое служение династии Романовых совершенно очевидно.

Но вот еще о чем хотелось бы сказать. Когда мы оцениваем деятельность государя и любого государственного деятеля такого масштаба, то ведь в первую очередь оцениваем ее с точки зрения результатов: что было сделано для страны, для народа, для развития жизни общества; но мы забываем о личных качествах — они находятся в тени…

Говоря о династии Романовых, мы не должны забывать и о том общекультурном фоне, на котором развивалась их деятельность. И вот в этом общекультурном фоне не все было благополучно. Мы знаем, какие тлетворные влияния оказывались на жизнь нашего народа в XVIII веке — несомненно, при попустительстве тех же государей, которые сами оказывались увлеченными духом этого времени. Были проблемы и в веке XIX. Поэтому, при всем уважении, которое Церковь всегда испытывала перед государственной властью, в соответствии с евангельскими наказами, тем не менее следует отметить, что существовала определенная дистанция между духовной жизнью народа и духовной жизнью нашей аристократии.

Говоря обо всем этом, я еще раз хочу сказать, что, как теперь говорят, на выходе, в качестве результата деятельности царей, принадлежавших к Романовской Династии, мы имеем несомненные, огромные положительные достижения. И в этом смысле думаю, что первое чувство, которое мы сегодня должны испытывать к тем, кто возглавлял наше Отечество на протяжении 300 лет, — это чувство благодарности, признательности за то, что было сделано. Но при всем том эта признательность не должна быть лубочной, картинной, искусственной. Мы должны понимать также, что и определенные серьезные ошибки были сделаны в формировании идеалов жизни нашей интеллигенции, нашего просвещенного класса, что, несомненно, отражалось на жизни всего народа…

И все-таки, завершая, я бы хотел сказать, что все познается в сравнении. И если сравнивать государственную деятельность царей с деятельностью тех, кто затем разрушил великую Россию, разорвал ее, с деятельностью тех, кто в XX веке нанес огромный ущерб общенациональным интересам, то, несомненно, личность царей из династии Романовых представляется нам высоким и замечательным образцом заботы о государстве и о народе.

Ну и вторая часть Вашего вопроса: а легитимны ли претензии, как Вы говорите, отпрысков Романовых на Российский Престол? Хотел бы сразу сказать, что никаких претензий не существует… Но в лице Великой Княгини Марии Владимировны и ее сына Георгия сохраняется преемственность Романовых — уже не на Российском Императорском Престоле, а просто в истории.

И я должен с благодарностью к этой семье и ко многим другим Романовым отметить их сегодняшний вклад в жизнь нашего Отечества. Мария Владимировна поддерживает очень много добрых инициатив, она посещает Россию, она встречается с людьми, она возводит в дворянское достоинство самых простых людей, которые чем-то отличились… Поэтому культурный вклад этой семьи продолжает быть очень заметным в жизни нашего общества.

Ну, и теперь та часть вопроса, которая касается празднования: а нужно ли праздновать? Да, конечно, нужно. Это замечательная историческая дата. Вне зависимости от отношения людей к монархии, к возможности ее восстановления в нынешнее время, сам факт 400-летия дает нам возможность проанализировать историю; с благодарностью, как я уже сказал, вспомнить труды тех, кто возглавлял Русское государство, великие достижения в освоении земель, в создании огромной государственной инфраструктуры, включая транспортную инфраструктуру, в развитие науки, искусства, промышленности. Ведь достаточно сказать, что накануне IМировой войны Россия была на втором месте по уровню ВВП в мире, и если бы не военные события, то, несомненно, достигла бы этого второго места. Все это свидетельствует о том, что государи внесли действительно огромный вклад в развитие нашей страны, и празднование естественно.

Празднование не будет иметь государственного статуса, но это важная историческая дата, и Церковь отметила ее — 6 марта в Успенском соборе Кремля была совершена торжественная Литургия, на которой мы вспоминали всех Романовых, начиная от Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича — великого собирателя земли Русской, Петра I и до святого страстотерпца Николая II. Мы молитвенно вспоминали этих людей, с благодарностью к Богу об их трудах и с молитвой, чтобы Господь упокоил души их в селениях праведных…

Церковь, еще раз хочу сказать, по-своему комментирует историю и по-своему отмечает исторические даты, и в день празднования 400-летия династии Романовых мы будем в первую очередь возносить Господу молитвы об упокоении их душ…».