Государыня: Россия – наша Родина

23 Фев 2013

Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна благоволила ответить на вопросы газеты «Добрые люди».

 

- Ваше Императорское Высочество расскажите о Ваших родителях, как они Вас воспитывали, где Вы учились?

- Мне посчастливилось родиться и вырасти в семье, жизнь которой была проникнута любовью и взаимным уважением. Папа и мама не расставались, в их отношениях никогда не появлялось ни малейшей тени. Меня они воспитывали с разумным сочетанием ласки и строгости. Прежде всего, их заботило, чтобы я сохранила православную веру и всегда помнила о своем долге перед Россией. И они прекрасно понимали, что эти чувства нельзя внушить детям насильно. Только личный пример и спокойное ненавязчивое объяснение основ духовной жизни и патриотизма способны посеять в детских душах добрые семена и вырастить из них правильные представления в более взрослом возрасте.

Если же я ленилась в учебе, то родители умели настойчиво, а где нужно и сурово, потребовать большего усердия. Особенно это касалось русского языка. Может быть, не все понимают, что в условиях эмиграции сохранение языка – самая непростая проблема. Любые идеи можно объяснить на любом языке. А вот думать и говорить на родном языке, когда подавляющее большинство вокруг говорит на других языках, чрезвычайно трудно, особенно для людей, родившихся в изгнании. Многие мои кузены и племянники – наследники других изгнанных европейских династий – ни слова не говорили на своих языках. А у меня такой проблемы, благодаря родителям, не было. Я никогда не испытывала затруднений с пониманием русской речи, читала классиков русской литературы на языке оригинала.

Когда настало время, я поступила в английскую школу в Мадриде. После ее окончания поехала в Англию и училась там в Оксфордском университете. Изучала различные гуманитарные науки, преимущественно связанные с Россией и русской культурой. Также меня глубоко интересовала египтология.

- В прошлом году исполнилось 20 лет со дня восприятия Вами прав и обязанностей Главы Российского Императорского Дома. Что для Вас означает это служение?

- Многие ошибочно считают, что глава Императорского Дома – это «претендент на престол». На самом деле это совершенно не так. Императорский дом является исторической институцией, хранящей целый комплекс традиционных духовных ценностей, и в том числе, естественно, идею монархии. Отказаться от этой идеи для династии невозможно, точно так же, как невозможно Церкви отказаться от веры в Бога. Мы убеждены, что легитимная монархия имеет будущее и может принести пользу нашей Родине. Если когда-либо наш народ свободно и осознанно пожелает восстановить монархию, в лице главы Императорского дома всегда есть законный наследник великих российских государей, готовый к исполнению своего долга. Но мы ничего не хотим никому навязать, не участвуем ни в каких формах политической борьбы и ни на что не претендуем.

И я, и мой сын Цесаревич Георгий Михайлович являемся гражданами России, уважаем ее Конституцию и законы, стараемся помогать Президенту и государственной власти в целом, Церкви, традиционным конфессиям и общественным силам в возрождении исторических традиций и в их творческом развитии с учетом требований современности.

В настоящее время и в обозримом будущем главными функциями Дома Романовых является возрождение благотворительной деятельности, участие в укреплении государства и гражданского общества, в обеспечении социального, религиозного и национального мира в стране, в сохранении единого цивилизационного и культурного пространства бывшей Российской Империи, в защите окружающей среды и исторического наследия, в поддержании положительного образа России во всем мире. Вся наша деятельность имеет гуманитарный неполитический характер.

- Какова в Вашем представлении роль монархии в современном обществе? Какими качествами, прежде всего, должен обладать монарх?

- Монархия исторически выросла из семьи и рода и сохранила сущность Государства-Семьи, во главе которой стоит не просто сильная личность или умелый менеджер, а символический отец или мать нации. Законная наследственность обеспечивает наивысшую независимость власти монарха. Он не обязан своим положением никому – никакой партии, никакой социальной группе или обладателям капиталов. Поэтому монарх является прирожденным и естественным арбитром, стоящим выше любых групповых и частных интересов и, в силу этого, способным эффективно разрешать конфликты и достигать компромиссов.

Также легитимная монархия обеспечивает связь со всей многовековой историей страны и преемственность в управлении. Каждый государь обостренно чувствует ответственность и перед многими поколениями своих предков, жертвенно служивших Родине, и перед своими потомками, которым предстоит принять наследие.

Объем власти монарха в разные эпохи то расширяется, то сужается. Но положение отца и арбитра сохраняется всегда.

Из этого проистекают основы самосознания и деятельности монарха. Он должен воспринимать власть, в первую очередь, не как право, а как обязанность и служение, быть справедливым, уважать в каждом человеке его достоинство, всеми силами и всем своим авторитетом поддерживать государственный и общественный баланс.

В такой великой стране как Россия, населенной многими народами, исповедующими разные религии, арбитраж и гармоничное сочетание сильной власти и разумной свободы особенно необходимы. Поэтому я не исключаю, что на определенном этапе своего развития наша страна может вновь обратиться к проверенному тысячелетиями принципу монархии.

- Какие чувства Вы испытываете при посещении Родины, когда думаете о России?

- Россия – это наша Родина. И этим все сказано. В других странах может быть хорошо и приятно, но Родину ничто не может заменить. Я хорошо это понимала и в первую половину своей жизни, когда при господстве коммунистического режима мы были лишены возможности приезжать в Россию. А с тех пор, как граница открылась, и мы все чаще ступаем на родную землю, те чувства, которые я испытывала ранее, с каждым посещением укрепляются.

- Когда Ваше Императорское Высочество намерены вернутся в Россию?

- Если бы я была частным лицом, я бы давно вернулась. Но я обязана сохранить устои Российского императорского дома и его авторитет. Для этого необходимо решить некоторые юридические вопросы. Я не ставлю абсолютно никаких политических условий, не прошу вернуть мне никакой собственности, не ожидаю никаких привилегий. Но я вправе ожидать, что в современном Российском государстве правовой статус Дома Романовых будет не ниже, чем положение других нецарствующих династий во всех цивилизованных странах. В Западной Европе уже давно, а в восточноевропейских странах (Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории, Албании, Венгрии) – в последние 20 лет, исторические династии интегрированы в правовое поле и успешно выполняют свои функции. Все это возможно сделать в рамках республиканских Конституций. В России такой процесс тоже постепенно развивается. Как только он завершится, я вернусь в Россию на постоянное жительство.

В сентябре минувшего года я и мой сын встретились на Бородинском поле во время торжеств, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Владимир Владимирович тепло с нами поговорил и завершил общение очень приятными и дорогими для нас словами: «Приезжайте почаще». Так мы и стараемся делать и верим, что скоро сможем приехать насовсем, как наши царственные родственники в странах Восточной Европы.

- Вы глубоко верующий человек. Какую роль в Вашей жизни играет Церковь, православие?

- Вера занимает главное место в жизни любого человека. Даже если он внушил себе, что не верит в Бога, все равно в определенных жизненных ситуациях вера вспыхивает в его душе.

Я очень рада, что, несмотря на жестокие гонения на религию, имевшие место в течение 70 с лишним лет, вера в России не угасла. В отличие от большинства западных стран, люди в России не стесняются проявлять свою веру, защищают свои религиозные права.

Очень важно дать каждому человеку с детства представление о вере. Потом, повзрослев, он сам сделает выбор, и поймет, что из духовного багажа ему нужно в большей или меньшей степени, и какова будет его религиозность. Но нельзя лишать детей знакомства с радостью веры, ожидания и видения чуда в окружающем нас мире, доброты, которой учит религия. Поэтому и в семье, и в школе нужно поощрять традиционное воспитание и знакомство с основами веры. Конечно, это весьма деликатное дело, но нужно не устраняться от его осуществления, а искать правильные решения. Здесь может помочь отчасти опыт дореволюционной России, отчасти – изучение современного устройства системы религиозного воспитания и образования в других странах.

Более 1000 лет бытие России нерасторжимо связано с Православной верой и Церковью. Так будет и впредь. Государи нашего Дома всегда хранили и защищали Православие. Я очень дорожу духовной связью и общением со Святейшим Патриархом Кириллом, который вместе с покойным Патриархом Алексием II стоял у истоков возвращения династии на Родину, и со многими архипастырями и пастырями нашей Церкви. Очень рада, что во главе Церкви сейчас находится один из самых выдающихся иерархов Вселенского Православия, великий молитвенник и проповедник. Мне больно видеть, что некоторые общественно-политические силы сейчас пытаются дискредитировать Церковь и Патриарха, используют любой повод для нападок на духовенство и верующих. Ошибки и грехи совершаются в любой среде. О них можно и нужно говорить, чтобы их преодолевать. Но при этом необходимо всегда помнить слова А.С. Пушкина: «нет истины в поношении, и нет правды там, где нет любви».

Многие наши соотечественники исповедуют иные традиционные религии. Я с большой радостью общаюсь с духовенством и верующими этих конфессий. Одним из великих достижений России является установление единства в многообразии. Это единство ныне тоже подвергается атакам. Некоторые политические силы пытаются разжечь фанатизм и нетерпимость, в том числе на религиозной почве, стравить людей. Чтобы не допустить этого, на мой взгляд, необходимо создавать центры межрелигиозного общения, где люди разных исповеданий смогут встречаться, беседовать, находить точки для взаимопомощи и сотрудничества. В таких центрах каждый, сохраняя веру предков, сможет узнать и о другой вере. Тогда никому не удастся его обмануть и внушить ложные представления о верующих, принадлежащих к иным конфессиям. Любой фанатизм основан на невежестве и злобе. Можно и нужно дорожить своей верой и отстаивать ее истинность. Но это не имеет ничего общего с ненавистью к другим людям, даже если мы считаем, что они в чем-то заблуждаются.

- Как готовится Императорский Дом к празднованию 400-летие восшествия на престол Династии Романовых?

- Около года назад, 1 марта 2012 года, в день памяти священномученика Патриарха Гермогена, я обратилась к соотечественникам с посланием и высказала свои мысли по поводу предстоящего празднования. По моему глубокому убеждению, мы отмечаем, в первую и главную очередь, не 400-летие Дома Романовых, а 400-летие всенародной победы над Смутой и восстановления Российской Государственности. В рамках этого общенационального юбилея 400-летие Великого церковного и земского собора, призвавшего на престол нашу династию, занимает свое достойное место. Воцарение законного государя стало кульминацией освободительной борьбы и закрепило ее результаты. Но, все-таки, юбилей преодоления Смуты гораздо шире, чем только годовщина призвания на царство юного Михаила Феодоровича Романова.