В с. Сомино недалеко от Тихвина установили памятник Императору Петру Великому
В с. Сомино недалеко от Тихвина у Петропавловского собора установилен и открыт памятник Российскому Императору Петру I.
Вот что пишет в своем блоге инициатор установки памятника, настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге прот. Геннадий Беловолов, который также настоятельствует в Петропавловском соборе в Сомино:
«Главный вопрос, который мне задают: а с какой стати вообще нужен памятник Петру в нашем селе? Тут есть несколько веских причин. Во-первых, Петр I бывал в наших краях. Причем приезжал сюда по очень важному делу. Основав новую столицу на Неве, Петр I не забыл и о Москве. Он понимал необходимость экономической связи двух столиц. Тогда главным транспортным путем были реки. Петр искал вариант водного пути, который бы связал Москву и Питер. Ему доложили о том, что в 300 верстах от Питера существует озеро Соминское, из которое вытекает две реки, текущие в разные стороны: Соминка – через реки Чагоду, Чагодощу и Мологу – впадает в Волгу, и Валченка – через Сясь и Ладогу – достигает Невы. То есть здесь происходит водораздел двух бассейнов речных систем. Царь Петр сам решил увидеть это необычное озеро. Он приезжал в наш край. Для него тут построили путевую избу. Царь все осмотрел, все исходил своими ногами, все потрогал своими руками. И повелел строить Тихвинскую водную систему, рыть обводный канал (вокруг озера), шлюзовать реки, открывать судоходство. Было это в 1712 году. Потом в течение 5 лет Государь Петр Алексеевич еще несколько раз приезжал сюда. Этот проект был воплощен только спустя 100 лет в 1811 году, но начало положил сам Петр. Поэтому и храм в средине этой грандиозной водной системы в с. Сомино был освящен во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла в память о царе-строителе, а также в подражание главному собору Санкт-Петербурга. Эта система была одной из трех связывавших Москву и Петербург, наряду с Вышневолоцкой и Мариинской, но при этом самой короткой и стало быть самой быстрой. Сомино с его храмом стало своего рода звеном, соединившим две столицы Российского государства. Как после всего этого не почтить труды Императора Петра в нашем краю?! Тем более, не трудно сосчитать, в этом году исполняется ровно 300 лет посещения Петром I нашего дальнего края и его царских трудов на этой земле. Ну, а кроме всего прочего, я сам лично глубоко почитаю память Императора Петра, искренно люблю его, и стараюсь всегда и везде защищать его от нападок. Вот и хотелось выразить свое верноподданное почтение нашему великому государю».
Поддержку созданию памятника оказал Михаил Сердюков, глава проекта «Аллея Российской славы», который предоставил бюст императора и помог с постаментом. При установке помог Газпром, бесплатно предоставивший технику и специалистов для выполнения работ (структуры «БазЭла» Олега Дерипаски в помощи отказали).
Общая высота бюста с постаментом составила 3,2 м. «Петр смотрим открытым взглядом, полным решительности и устремлен куда-то вперед, в будущее. И в то же время в царском взоре, как и во всем во всем облике императора, чувствовалась какая-то гроза, как будто он увидел Россию в ее нынешнем состоянии и на его лице было начертано: «Что же вы сделали с моей империей?!», - пишет о. Геннадий.
Далее он сообщает: «В дни перед открытием памятника мы с прихожанами благоустраивали территорию, красили ворота церковной ограды, выкашивали траву, подштукатуривали ступеньки паперти. К празднику повесили новое паникадило вместо старого на 16 свечей новое на 32 свечи, так что в храме стало в два раза светлее. Последнее, что я успел сделать накануне всенощной, устроить флагшток для подъема знамен, который представлял собой протянутую от земли до верхнего яруса колокольни веревку. После открытия памятника я предполагал воздать государственные почести императору в виде подъема флага и исполнения гимна».
На праздничной литургии о. Геннадию сослужили прот. Алексий из Пикалево и недавно рукоположенный священник Михаил, которого предполагают направить служить в Ефимовскую, а также диакон Григорий из Спасо-Шуваловского храма в Петербурге.
«Когда крестный ход вышел к северной стороне храма, где стоял покрытый тканью памятник, я наконец-то увидел, сколько людей собралось на торжество. Вся ограда церкви, а также улица была заполнена людьми. Столько народу у своего храма я не видел за все 20 лет служения в нем, на Пасху столько не бывает. Дале м с батюшками совершили чин освящения памятника, каждый покропил бюст со всех сторон. На лице Петра появились струйки святой воды. Было ощущение, что государь прослезился. Оказывается, и цари тоже иногда плачут. Поскольку мы открывали памятник великому государственному деятелю, я посчитал необходимым воздать Петру государственные почести. Заранее согласовал с администрацией и директором ДК подъем флага и исполнение гимна. Но сразу сказал, что должно быть поднято два флага – бело-сине-красны, который ввел в употребление именно Петр Первый, а также черно-злато-белый… Что-то есть глубоко волнующее сердце в подъеме флага! Это как зримый символ победы! Когда же зазвучал царский гимн, это было неожиданностью для большинства людей. Возможно ли такое, чтобы в глубинке России среди такого сонма народа в присутствии представителей госвласти, духовенства звучал наш родной старинный гимн, который прежде называли «народная молитва»?! Надо сказать, что многие петербургские паломники тут же подхватили слова гимна, исполнение стало народным. Если бы мне кто сказал, что я сподоблюсь быть свидетелем такой сцены, я бы сам не поверил. Потом мне один прихожанин сказал: «Батюшка, это наверно только у нас такое было возможно…» А другая прихожанка из Заборья сказала: «Батюшка, не знаю, что со мной произошло: когда поднимали флаги и зазвучал гимн, у меня слезы полились из глаз от радости». Вот тогда у меня возникла еще одна мысль: а вот такая же радость будет, когда в России будет восстановлена монархия, такой же глубокий вздох облегчения, и такая радость, и никто не посмеет возражать против.», - пишет о. Геннадий.
После этого духовенство у памятника пропело «приснопоминаемому Благоверному и Благочестивейшему Государю Императору Петру Алексиевичу» «вечную память».